itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Всюду и нигде

Выборы в Госдуму – 2007-2008 
0
391
Время на чтение 7 минут
Словосочетание "План Путина" сегодня уже не ни у кого не ассоциируется с реально существующей программой или последовательностью предстоящих действий, оно не обозначает какую-то определенную реальность; оно порождает ее.Развитие "Плана Путина", похоже, идет по формуле, принадлежащей Марксу: "Человек творит мир, который его отрицает"

Как следствие, это словосочетание стало в последние месяцы неисчерпаемым источником исследований, предметом экспертных оценок, фобий и пародий. Развитие "Плана Путина", похоже, идет по формуле, принадлежащей Марксу: "Человек творит мир, который его отрицает". Прикрываясь брендом творца, "мир" доводит до неузнаваемого предела его интенцию, - до "творения", в котором уже крайне сложно узнать его самого.

Для либерального сознания План неизбежно предстает в виде новой формы контроля, возвращая нас к временам "средневекового деспотизма", а если говорить более точно, бентамовского паноптикума - то есть просвещенческой модели "светового режима власти", планирующей не только и не столько стратегии государственного развития, сколько архитектонику повседневного надзора и механизмы подавления. Ироническим либеральным рефреном, с трудом скрывающим страшное подозрение "а вдруг всё это правда?" - стало крылатое: "...и это тоже - План Путина!"

Либеральная критика путинизма будет неизбежно возвращаться к вопросу о Человеке и человеческой Свободе именно потому, что она с самого начала всерьез приняла "персонализирующие" очеловечивающие правила политического брендинга, навязанные "Единой Россией". Между тем, в девальвации индивидуальной Свободы, а вместе с ней и всей либеральной риторики, в самую последнюю очередь можно заподозрить участие невидимой руки Плана. Политический конец индивидуальной Свободы является уже совершившимся фактом, причиной которого, сколь ни всесилен действующий Президент РФ, никак не является "путиночекизм".

В 2005-м году в серии библиотеки фонда "Либеральная миссия" вышла в свет книга ведущего современного социолога З. Баумана "Свобода", которая, если говорить кратко, научно доказывает невозможность и неадекватность либеральной миссии в ситуации постмодерна. Автор аргументированно и совершенно безапелляционно показывает, что во всем "цивилизованном" мире сегодня сохраняется только одна форма свободы - она же форма осуществления контроля над индивидом - причем контроля более мощного, нежели любые репрессивные, силовые, властные формы, хотя именно они остаются навязчивым образом, преследующим либеральную оппозицию. Речь идет о контроле потребления, который предоставляет безальтернативную и исключительную форму свободы - свободу потребительскую.

Свобода, по сути своей всегда выполнявшая роль довольно экзотической и редко встречающейся социальной привилегии, по определению исключающей ее универсализацию, в эпоху Модерна превратилась в утопию всеобщей индивидуализации. Однако проблема "тоталитаризма" упразднилась вместе с самоупразднением Человека - его превращением в потребителя. "Потребление - "последний предел" нашего общества. Оно также предстало в виде удобной отдушины, отводящей недовольство, напряжение и конфликты" (З. Бауман). И все, что, по определению не сводится, а значит, противостоит потреблению - политическое и социальное - граничит с лишением гражданских прав. "Человек" эпохи Потребления не может открыто желать смерти другому человеку - на уровне "надстройки" он все еще остается носителем человеческой морали и наследником Просвещения. Однако он вправе требовать возможности реализации свободы выбора, свободы планирования - например, т.н. "планирования семьи", которое имплицитно подразумевает возможность человечески оправданного уничтожения жизни. Как говорил Ницше - "поскреби европейца, и глянет звериная морда". Проектирование, планирование и контроль, осуществляющийся в области человеческого, выглядит наивно и чисто технически в свете потребительской свободы. Поэтому, когда в своих посланиях президент Путин планирует построение "общества возможностей", намечая перспективу, привлекательную для либерал-потребителя, - невольно возникает недоумение: "и это тоже... план Путина?"

Что же касается политических модернистов широкого профиля - от т.н. либерал-консерваторов до поборцев справедливости - то для них наличие Плана означает прежде всего саму возможность проекта как такового - прежде всего проекта суверенного, эффективного, поэтапного развития России. Но и вместе с тем и не в последнюю очередь - это возможность реализации группой элит своего политического проекта, пользующегося колоссальной народной поддержкой. То есть фактически "План Путина" с предвыборных плакатов единороссов - это настоятельная просьба предоставить им карт-бланш: "<Пере>дайте нам <свою> волю, а мы уж знаем, что надо делать". В этой ситуации невольно вспоминается ставшая уже легендарной речь Петра Мамонова на церемонии вручения награды фильму "Остров": "... Это там какой-то Путин должен делать. А мы-то с вами где?" Так и хочется в тон Петру Николаевичу спросить единороссов: "А политическую программу - кто вам - Путин должен придумать?" Свои мускулы надо тренировать, чужие здесь не помогут, - как говорил один мультипликационный попугай.

Таким образом, обе позиции - как неоправданно пессимистическая (либерал-оппозиционная), так и неоправданно оптимистическая (либерал-консервативная) - в равной мере тенденциозны в интерпретации "путинского плана" - и не в последнюю очередь потому, что и те, и другие мыслят его в плоскости индивидуальной человеческой свободы. Неважно, обещает ли эта персональная свобода (в случае, если она вновь подтвердит свое право на политическое самоосуществление) "победу России" или пророчит от лица "несогласных" страшный конец любых человеческих свобод. "Человек", как говорил Блез Паскаль, "это середина меж двух бесконечностей: бесконечностью малого и бесконечностью великого". Стоит ли делать отправной точкой политического эту странную "середину" - абстрактного преследуемого "правочеловека" или, напротив, конкретного властного "человека-путина"? "Путин - он маленький, худенький, че он может? Он... там где-то" (П. Мамонов).

Очевидно, что План Путина отвечает всем ультрасовременным требованиям политических информационных технологий. Прежде всего, он отменяет онтологический вопрос. То есть существует он или его нет - не имеет никакого значения. Президент Путин открыто говорит, что данным словосочетанием обозначается бренд, используемый в предвыборной гонке партией "Единая Россия", в то время, как сам он предпочитает говорить не о "плане", а о стратегии. Однако и последнюю также отказывается "персонализировать". Несмотря на это, проводятся "независимые" социологические опросы, которые показывают, что половина жителей России знают (и, по всей видимости, гораздо лучше самого Владимира Владимировича), что собой представляет его план и уже давно поддерживают его.

В эпоху постсовременности, частью которой является путинская Россия и пресловутый План Путина, замена "стратегии" "планом" - это или ирония, или непонимание, или провокация. Понятие "план" сегодня означает не контроль, не проект и лишь отчасти - возможность стратегии. В эпоху, когда финансовые потоки, политические идеологии, эстетические и моральные категории оторвались от своих основ и легко планируют в свободном пространстве потребления, сам термин "планирование" скорее ассоциируется с траекторией хаотического, нерегулируемого движения.

Весь предвыборный драматизм, связанный с этим политическим брендом и вопросом о правообладании, разворачивается в области познания, причем на разных ее уровнях. Главными стали вопросы: знают ли избиратели о Плане Путина? знают ли они в чем именно он состоит? знают ли они (или кто-то из них) как это План реализовать? При этом сам гносеологический статус этого объекта познания напоминает средневековое представление об истине: Истина открыта, явлена миру в Откровении (в нашем случае - в семи президентских посланиях Федеральному Собранию), и, вместе с тем, никто не может утверждать определенно, что он познал ее сполна. Она не скрывается, но и не разоблачается. Это открытая истина, которая остается открытой для истолкования и понимания. Именно поэтому никто - и прежде всего сам Путин - не берет на себя ответственность уточнить, в чем заключается президентский "план", понимая, что как минимум половина политического и стратегического потенциала этого медиаобъекта будет уничтожена его саморазоблачением. Так дворец японского Императора виден всем издалека, все дороги древнего города направляются прямо к нему, чтобы, подведя вплотную, направить в обход - кружить вдоль высокой стены, за которой скрывается непознанная и непознаваемая Власть.

Поэтому в сложившейся предвыборной ситуации - обусловленной в том числе и всем известными изменениями, внесенными в систему голосования - единая и единственная партия, являющаяся правообладателем ключевого политического бренда - неизбежно будет играть на гносеологическом парадоксе "плана Путина" (знание о котором присутствует одновременно и всюду, и нигде), то кивая в сторону Плана как чего-то общеизвестного, то снисходительно обещая предоставить экспертное объяснение, в чем заключается он "по пунктам", то намекая, что никто из партийцев не обладает всей полнотой знания Плана, кроме того, кто является его автором и творцом. Таким образом, в коротком словосочетании обнаруживается разнонаправленный, почти космогонический потенциал. Важно лишь не "приплести" своего в ходе воспроизводства Плана.

А искушение велико, тем более, что не всякий идеолог умеет грамотно обращаться с действенным мифом, парадоксом или даже, если угодно, "формой общественного сознания". Неосторожные и неуместные - как с точки зрения метафизики Власти, так и с точки зрения партийного пиара - действия типа выпуска "единороссами" бесплатной иллюстрированной(!) предвыборной брошюры "План Путина", насыщенной определениями и анонимными тезисами, якобы отражающими (или маскирующими?) пресловутый План - могут испортить все дело. Ибо такого рода издания порождают сомнения: либо это - не План, либо план - не один. В то время как призваны порождать обратное, а именно убеждение: эти люди знают План, и я знаю, что они знают. Расплывчатые метафоры, в которых План предстает у единороссов, типа "новой архитектуры мира" и "нового качества жизни", если принять их всерьез, звучат прямо-таки зловеще. "Пункты" вроде "реализации интересов каждого" заведомо утопичны (а не мифологичны, что большая разница), а "продолжать национальные проекты" можно и не прибегая к новому плану.

Таким образом, ощущение "плана" создает эффект реальности, эффект политической субъектности, суверенности, развития и т.д. Даже если "план Путина" на деле окажется выдумкой политтехнологов, то это, как говорил Карлсон, самая лучшая выдумка на свете.

И все же план Путина существует. Но это вовсе не цепочка "запланированных" действий направленных на реализацию определенных, заранее намеченных целей, а скорее некоторая плоскость концептуализации этих целей, координаты, в которых движется политическое настоящее современной России. Это социально-исторический план - горизонт актуального, который проговаривается в политическом языке - там, где человеческая свобода и проектирование обнаруживает свою обусловленность межчеловеческим и нечеловеческим - историей.

http://www.pravaya.ru/look/14498
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Яна Бражникова
Все статьи Яна Бражникова
Выборы в Госдуму – 2007-2008
Владимир Добреньков: "Зачем будоражить страну всенародными выборами"?
Декан соцфака МГУ предлагает выбирать главу Российского государства в более узком кругу
03.04.2008
ЦИК России официально объявил Дмитрия Медведева Президентом
Завершился окончательный подсчет голосов на выборах главы Российского государства
08.03.2008
Андрей Окара: "Путин быстро сойдет с политической орбиты"
Известный политолог высказал свою точку зрения относительно жизнеспособности тандема Медведев-Путин
06.03.2008
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09