- Дорогой отец Александр, - сказал он мне, - это уже ваш третий "Киношок", вас полюбили, вашего приезда ждали, с вами хотят познакомиться многие актеры и режиссеры. Вы стали частью нашего фестиваля!
И тогда я решился впервые спросить Виктора Ивановича:
- Когда же Вам пришла идея пригласить на кинофестиваль православного священника? Какую цель Вы этим преследовали? И почему этим священником стал именно я?
- Помните, отец Александр, мы с Вами были на Анадыре на торжественном открытии памятника Николаю Чудотворцу? Там я особенно много общался с православными священниками, и получил от этого общения не только большое удовольствие, но и духовную поддержку. И вот тогда я подумал о том, чтобы пригласить на фестиваль священника, чтобы и мои коллеги ощутили то же самое. Вопрос о том, кого из батюшек приглашать, особо не стоял. Мы с Вами подружились, а кого еще приглашать на фестиваль, как не друзей.
- Возможно, для многих будет неожиданностью, когда они узнают, что Вы - православный христианин. Как и когда Вы пришли к вере?
- Да я и не помню. Мне кажется, я всегда был православным - с рождения. Молитву "Отче наш" знал с раннего детства и всегда ее читал перед иконами. Не смотря на то, что при Советской власти религия была под запретом, бабушка Рая, мама моей мамы, держала в красном углу образа, перед которыми всегда горела лампадочка. И ни у кого, насколько я помню, это не вызывало каких-то вопросов. Да и воспитаны мы были в глубоком уважении к православному духовенству. Поэтому я к священнику, даже если он и является моим другом, никогда не обращаюсь на "ты", только - на "Вы", т. к. это люди, наделенные особой благодатью Божией.
- Как Вы считаете, Виктор Иванович, помогает ли вера в Бога в творческой работе? Может ли бездуховный человек быть творчески одаренным?
- Может. Талант ведь дается всем, кому-то в большей степени, кому-то - в меньшей. И уже от самого человека зависит, как его применить: во благо или во зло, или закопать в землю. Например, известная воровка "Сонька-Золотая Ручка", о которой я недавно снял фильм, была, безусловно, одаренной личностью, однако свой талант она обратила в большое зло и даже вовлекла в порок свою дочь. Между прочим, в конце своей жизни она приняла Православие, крестилась. Но об этом уже мало, кто знает.
- Что Вы можете сказать о фильме Павла Лунгина "Остров". Нужны ли еще фильмы на эту тему, или "Островом" уже все сказано?
- Мое отношение к этому фильму неоднозначное. Но при всем этом я понимаю: фильм показал, что российскому народу интересен человек, который распинает себя если и не на кресте, то на собственной совести. Поэтому я могу сделать вывод, что если в кино начать рассказывать искренние истории идущих к Вере людей, стремящихся познать величие Божией Любви, то это будет очень достойно.
- А хотели бы Вы сделать кино о жизни человека, который постепенно приходит к Богу? Кино о современном приходе, о православном братстве, о трудностях, с которыми приходится ежедневно сталкиваться православному христианину?
- Вопрос непростой. Конечно, тема эта интересна, но и многогранна. Вы со мной согласитесь, отец Александр: путь к Господу всегда непредсказуем. Порой люди приходят к вере совершенно неожиданно для многих и для себя. С другой стороны, человек может осознанно идти по этому пути, но так никогда и не прийти к Богу. А может всю жизнь быть с Богом, а потом пасть. Но в любом случае, соприкоснувшись с Верой, человек будет стремиться удержать Ее, потому что Вера - это радость, это песня, это счастье, это... любовь! И показать людям всю красоту Веры, конечно, важно.
Вот, к примеру, говорят о ком-нибудь: "Да какой он верующий! Он пьет, блудит, сквернословит!"... И говорят это люди как будто порядочные, честные, отзывчивые. Однако, как порой показывает жизнь, именно этот осуждаемый людьми пьяница, может быть, по-настоящему верит в Бога, но осаждаемый страстями, непрестанно воюет с ними, а эта тяжкая духовная брань просто незаметна для окружающих. Но ведь и он ищет спасения. И Господь рядом с ним, с этим грешником. А те, кто его осуждает, пусть даже и в церковь ходят, но на самом деле так далеки от Бога...
Именно такие люди с высоты своей "святости" часто являются препятствием на пути молодых людей к храму. Вот, зашла девушка в храм, ну пусть у нее не покрыта платком голова. Она пришла к Богу. Не надо гнать ее, она все поймет позже, она всему научится, только поддержите ее, не отталкивайте, и одним православным будет больше...
- По Вашему творчеству видно, что Вам близка "женская тема". Согласны ли Вы с этим утверждением, и если да, то почему именно это направление в своем творчестве Вы выбрали?
- Я считаю, что женщины более продвинутое создание, чем мужчины. Если мужчина это голова, мозг, то женщина - это сердце. А ведь Христа воспринимают сердцем. Поэтому и в храме всегда больше женщин, чем мужчин. Уж такими нас создал Бог.
И еще женщины более чувственные, более интуитивные, они, наконец, более верные, чем мужчины. Мужчина что: ушел, пришел, поел, снова ушел, или, как говорил генерал Лебедь, упал - отжался. Мужчина прост. А женщина - непредсказуема! Поэтому она интереснее для драматурга.
- И последний вопрос: нужно ли преподавать в школах культурологический - подчеркиваю, культурологический - предмет "Основы православной культуры"?
- Согласен с Вами, отец Александр, это должен быть именно культурологический предмет. Чтобы не вызвать неудовольствие представителей других традиционных для России религий, в деле духовного просвещения акцент нужно делать не на религии, а на культуре, которая веками созидалась на Православной вере. Нужно рассказать людям, что есть Русь, куда в свое время пришло и где укоренилось Православие, показать значение русского языка и русской литературы, зодчества, русской живописи в мировом масштабе. Незнание основ нашей культуры приведет народ к еще большему духовному обнищанию и духовной смерти.
- Спаси Христос!
Протоиерей Александр Новопашин
http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2529