Известная на весь мир киноэпопея Сергея Бондарчука обоснованно, ибо документально - как и в самом произведении Толстого - прославила силу русского оружия, русского духа, сплочённости нации перед внешней угрозой. Именно эти факторы позволили не только изгнать агрессоров за пределы России, но и освободить от них почти всю Европу. Венцом же той военной кампании, да и величия тогдашней Российской империи было вступление русских войск в Париж в 1814-м. Не только историческая, но и кинематографическая целостность, максимальная "приближённость" к произведению Л..Н Толстого того произведения советского кино получила всемирное признание. Тем же отличается художественный фильм "Минин и Пожарский" 1939 года от куда более технически совершенного, но космополитичного и едва ли не антирусского "1612".
В нынешнем же сериале "Война и мир-1812" Кутузов представлен полубольным-полуневменяемым самодуром-начальником, а Александр 1 как бы парит над всем происходящим. Куда величественнее, прозорливее и, безусловно, культурнее Бонапарт, не говоря уже о прусских и австрийских царях и царедворцах. И всё это на фоне переизбытка откровенно кровавых сцен, столь характерных едва ли не для всех жанров западноевропейского и североамериканского кинематографа. Плюс к тому, - антиподы советского образца "Войны и мира", но характерные для "западного" кино отрывочные, зачастую не связанные друг с другом сцены семейной и личной жизни героев "Войны и мира". Разбавляемые сверхозабоченностью многих русских героинь сериала интимной жизнью. И явно натужные диалоги с досконально, похоже, отрепетированной "русскоязычной" мимикой и с вкраплениями русских пословиц. Похоже, чтобы придать больше "русскости" сериалу.
Как пояснил СМИ генеральный продюсер телеканала "Россия" Сергей Шумаков, "сценарий написали в Лондоне, а потом редакторы телеканала "Россия" пытались приблизить его к оригиналу Л.Н. Толстого. "Это было непросто, и мы решили ограничиться тем, что убрали очевидные глупости (выделено А.Ч.). Например, перед официальной премьерой в Риме я к ужасу своему увидел, что великолепная сцена пожара Москвы (смакование из Лондона?.. выделено и прим. А.Ч.) происходит вместе с храмом Христа Спасителя, который, оказывается, расположен и горит рядом с Кремлём. Для российских телезрителей храм спешно убрали, но, боюсь, не везде".
Добавим и то, что почти все актёры, исполнявшие русские роли, забыли, видимо, снять обручальные кольца с левой руки: именно на ней такие кольца носят католики и протестанты. Был, судя по сериалу, в России и какой-то "Павлоградский" полк, да и эполеты на левом и правом плече одних и тех русских военных персонажей часто разные (более подробно и, можно сказать, образно о "проколах" сериала - не столько случайных, сколько преднамеренных).
Складывается впечатление, что сверхзадача того, что создано и показано, - внушить, доказать космополитичность, транснациональность всех общеевропейских военных конфликтов, да и мировых войн. И, соответственно, нивелировать роль отдельных государств и народов в сопротивлении агрессии. То есть якобы вообще не было и не бывает никакой агрессии, как и не бывает в помине общенационального единства для отпора агрессии, а есть только борьба держав друг с другом. Как в известной песне В. Леонтьева, исполненной именно в дни натовской агрессии против Югославии и американских "зачисток" Белграда урано-графитовыми бомбами, - про то, как югославский солдат и британский матрос почему-то оказались в одном кафе, хотят лишь любить и быть любимыми...
Впрочем, "наднациональная" трактовка российской, советской, да и мировой истории давно присутствует и в российских учебниках для школ и вузов. Но что ещё интересно: в советских и нынешних учебниках по истории лишь вкратце упоминается тот факт, что, наряду с участием в "наполеоновских" войнах, в 1806-1812 годах Россия воевала с Турцией, в 1808-1809 гг. - со Швецией, а в 1804-1813 годах - с Ираном, которых подстрекали Великобритания, Австро-Венгрия, Франция, Ватикан. Чтобы распылить силы России в канун, можно сказать, стратегической наполеоновской агрессии. Что во многом удалось сделать: так, крупные российские воинские контингенты в 1812-м были задействованы на Кавказе, что очень помогло наполеоновской армии в 1812 году. Но войны с упомянутыми странами завершились победой России с существенным приращением её границ и, повторим, одновременно - прежде всего благодаря России - была повержена наполеоновская Франция! По имеющимся данным, эти события присутствовали в некоторых кадрах в начале сериала С.Бондарчука, сопровождаясь титрами и их закадровым чтением. Но цезура решила "дозировать" изображение величия тогдашней России...
Многие российские и зарубежные историки считают, что именно в первой четверти 19 Х века Россия достигла наивысшего могущества и наивысшей прочности за весь прежний период своего существования. И неудивительно, что в нынешнем сериале нет даже намёка на вышеотмеченные - можно сказать, феноменальные события...
Судя по тематическому "замаху" западных, точнее - космополитических киноинтерпретаторов истории, в том числе российской, вскоре мы сможем лицезреть их варианты советских киноэпопей "Минин и Пожарский". "Иван Грозный", "Пётр Первый", "Александр Невский", "Падение Берлина", "Освобождение", "Битва за Москву", "Обыкновенный фашизм", "Живые и мёртвые", "Горячий снег". Эта тематика тем более заслуживает неоглобалистского, точнее - русофобского и антисоветского "прочтения"...
http://www.rv.ru/content.php3?id=7209