Косово и ислам (I)

0
145
Время на чтение 3 минуты
Пользуясь открытой поддержкой США, Европейского союза и НАТО, албанские сепаратисты Косова готовятся провозгласить независимость края в одностороннем порядке. В многочисленных комментариях слышны голоса тех, кто озабочен последствиями такого противоправного, провокационного шага. Комментаторы пишут об "эффекте домино", о предстоящем "параде суверенитетов" на всем евразийском пространстве. Оценивается экономическая база (вернее - ее отсутствие) косовской независимости. Не менее важным представляется вопрос о конфессиональном характере будущего квазигосударства. Все идет к тому, что независимое Косово станет оплотом самых экстремистских течений в исламе, причем в балканском исполнении, которое отличается динамизмом, радикализмом и непредсказуемостью.

Проблема распространения на Балканах мусульманства никогда не существовала в чисто религиозном виде - в ней переплелись этнические, геополитические, культурные, социально-экономические мотивы. Приход на Балканы в XIV-XV веках Османской империи дал толчок процессу исламизации региона. Однако формы и содержание этого процесса определялись в основном местными условиям, а также тем, что исламизация осуществлялась насильственными методами, в корне изменившими всю социальную и этно-конфессиональную картину на Балканах. Как справедливо отмечает один из ведущих сербских историков профессор Института истории сербской Академии наук и искусств Славенко Терзич, османское иго нанесло сильнейший удар по богатому наследию христианских народов Балкан. Их политическая, социальная и культурная элита была ликвидирована, средневековые города, православные церкви и другие культурные памятники подверглись уничтожению. Трагизм ситуации усиливался тем, что приход на Балканы Османской империи означал соприкосновение балканских народов не с высокими достижениями арабской мусульманской цивилизации, а с военизированной ветвью ислама.

Именно в период Османского ига на Балканах сложились две этно-конфессиональные группы, которые уже в конце XIX века начали оказывать все возрастающее воздействие на местные процессы, "выдавливая" православный элемент за границы его традиционного ареала. Речь идет о боснийских мусульманах и косовских албанцах.

Обе общности во многом явились творением "архитекторов" из Вены и Константинополя. Составившим ядро боснийских мусульман сербам-потурченцам была отведена роль сдерживающей силы на пути попыток Сербии вернуть под свой контроль исконные сербские провинции Боснию и Герцеговину. Сначала эти провинции были оккупированы турками-османами, а затем де-факто в 1878 году и де-юре в 1908 году вошли в состав монархии Габсбургов.

Что же касается косовских албанцев, то одним из главных источников формирования этой общности стал проходивший вплоть до конца XIX века процесс омусульманивания сербского населения в районах со смешанным сербо-албанским населением. Особенно активно он развивался в тех районах, где сербский элемент был разрозненным вследствие исхода славянского населения после поражений войск антитурецкой коалиции в 1690 и 1737 годах. Как отмечал в 1913 году сербский исследователь Йован Цвийич, к середине XIX века процесс омусульманивания православных сербов принял те же масштабы и тот же характер, который имели аналогичные процессы в отношении сербов-католиков районов Призрена и Джяковицы в XVII-XVIII веках. В то время о существовании албанской нации не решались всерьез говорить даже сами лидеры албанского национального движения, и статистика фиксировала принявших мусульманство сербов как турок. Но именно сербы-потурченцы в дальнейшем составили значительную часть косовско-албанского этноса, который заявил о своем существовании и своих правах в конце XIX века.

В первую очередь процесс омусульманивания затронул мужское сербское население. Еще в 1848 году переписи сербского населения сообщали, что омусульманиванию подверглось не все сербское население районов Шкодера, Белого-Поля и Нового-Пазара, однако процесс уже шел полным ходом. "Новине читалишта београдског" от 12 марта 1848 года рисуют следующую картину: "В этих районах никакие законы власти не действуют... В этих районах есть дома, в которых проживают два брата, один из которых верит в Христа, а другой - в Мухаммеда, один кланяется, а другой крестится. В некоторых домах по три брата, и все трое утверждают, что они турки, а их отец - серб, и таким образом сыновья кланяются, а отец крестится; а когда наступает Байрам, все вместе его отмечают, отец идет в церковь, а сыновья - в мечеть. В этих местах можно встретить и такое, когда два брата-турка, живя в одном доме, имеют один жену-мусульманку, а второй - христианку, имя одной Анна, а второй - Назия". Особые масштабы процесс приращения албано-мусульманского этноса за счет сербского элемента достиг в Метохии, в окрестностях Призрена, а также к югу от Шар-Планины.

К концу XIX века - когда идеологи великоалбанского движения вплотную занялись разработкой планов территориального переустройства Балкан - новообразованный косовский этнос оказался востребованным. Правда, создать из Албании моноконфессиональное образование, к чему призывал один из тогдашних албанских лидеров крупный землевладелец Эссад-паша Топтании, не удалось. Сыграли свою роль активная католическая пропаганда Австро-Венгрии и Италии среди племен Северной Албании, а также присутствие православно-эллинского элемента в Южной Албании. В результате основной идеологией албанского национального движения стал не ислам, а "албанизм" - понимавшийся как объединение всех албанонаселенных районов Балкан в одну государственную единицу и придание ей гомогенного характера путем насильственного уничтожения или вытеснения "инородцев".

Военные успехи сербского оружия в двух Балканских и первой мировой войнах не дали этим планам осуществиться. Однако они не были похоронены...

(Окончание следует)

http://www.fondsk.ru/article.php?id=1089
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Петр Искендеров
Все статьи Петр Искендеров
Последние комментарии
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
24.04.2024 16:50
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:40
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:33
Потерянное время
Новый комментарий от АБС
24.04.2024 16:14
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:12
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 15:44