"Историческая практика Церкви показывает, что Православие де факто признает разные степени благодатности за своей церковной оградой"

0
235
Время на чтение 5 минут
В Москве завершилась большая конференция "Православное учение о Таинствах". Мы попросили одного из участников данной конференции рассказать о том, как она проходила и какое значение имела эта конференция для православных христиан. На вопросы портала "Религия и СМИ" отвечал научный консультант Синодальной Богословской комиссии, член оргкомитета конференции Александр Кырлежев

Александр Иванович, как осуществлялась подготовка к данной конференции, каким был ее масштаб?

Подобные конференции Синодальная Богословская комиссия, которую возглавляет митрополит Минский и Слуцкий Филарет, проводит раз в два года. Нынешняя - уже пятая. Тема утверждается Священным Синодом. В данном случае - это "Православное учение о церковных таинствах", тема не только богословская, но и связанная с повседневной жизнью Церкви. Специфика темы задала жесткую структуру конференции: пленарное заседание было посвящено таинствам в целом, затем несколько секции по отдельным таинствам, и в конце - круглый стол по церковно-практическим вопросам. Учение о таинствах рассматривалось в нескольких аспектах: с точки зрения библеистики, патрологии, литургики, канонического права. Для освещения каждой конкретной темы были приглашены специалисты, как отечественные, так и зарубежные. Всего на конференции было прочитано около 100 докладов. Среди докладчиков были ведущие богословы Русской Церкви, а также более 40 иностранных ученых из университетов Тюбингена, Бонна, Мюнхена, Вены, Парижа, Страсбурга, Рима, Милана, Оксфорда, Дарэма, американских университетов, в том числе Йеля и Нотр-Дам. Были представлены православные богословские школы: богословский факультет Афинского университета, Свято-Сергиевский богословский институт в Париже, Свято-Владимирская семинария в Крествуде (США), Православный институт в Кембридже. Участвовал также и недавно назначенный ректор Киевской Духовной Академии епископ Бориспольский Антоний.

В целом научный уровень конференции был весьма высоким, что отмечали как российские, так и иностранные участники. Но и подготовка к конференции была весьма напряженной. В течение года проходили семинары, посвященные различным таинствам, в разных духовных школах Русской Церкви; в семинарах приняли участие представители трех академий, девяти семинарий и двух богословских институтов. Таким образом, в работу были вовлечены региональные научно-богословские силы.

Какое значение имеет конференция о Таинствах для обычного верующего?

Одна из причин, почему была избрана эта тема, состоит в том, что учение о таинствах - это не просто часть догматики, изложенной в учебниках. Речь в данном случае идет о содержании литургических действий, которые совершаются в Церкви каждый день и касаются каждого христианина. Очень важно, чтобы и священнослужители, и миряне хорошо понимали вероучительный смысл таинств и их значение в духовной жизни каждого члена Церкви. Материалы конференции, которые будут изданы в ближайшее время, дадут богатый материал исторического и собственно богословского характера. Такая книга, имеющая систематическую структуру, будет полезна студентам, духовенству и каждому верующему, стремящемуся осознано участвовать в церковной жизни.

Кроме того, в последний день конференции состоялся круглый стол, который вел митрополит Кирилл (Гундяев). В ходе обсуждения были выявлены многие актуальные проблемы совершения таинств. Высказывались предложения создать своего рода руководство для пастырей по этим вопросам. Но это дело непростое и включает в себя не только богословский аспект, но и другие аспекты - дисциплинарно-канонический, литургический, собственно пастырский. Решения по созданию такого рода рекомендаций принимаются, конечно, не участниками конференций, а Священноначалием. А сама по себе дискуссия очень полезна; она показывает открытость нашей Церкви к существующим проблемам и к поиску их решения, что отмечали и некоторые иностранные участники.

Обсуждался ли на конференции вопрос о Крещении младенцев?

Для православной традиции (равно как и для католической) такой проблемы не существует, поскольку ответ на это вопрос уже был дан. Это не дискуссионный вопрос, он возник в ходе Реформации и связан с протестантским подходом к таинствам. Проблема состоит в другом: как поступать со взрослыми, принимающими Крещение; какова должна быть подготовка к этому таинству, иными словами речь идет о проблеме катехизации. В истории Церкви в разные периоды была разная практика. В древности Крещению предшествовала долгая подготовка, включавшая, кроме собственно оглашения, экзорцизмы, пост и молитву; были тайноводственные поучения после крещения. Сейчас, наверное, нужны иные формы подготовки. На конференции, в частности, поднимался вопрос о крещальных литургиях, о необходимости оглашения перед крещением. Но это опять вопросы, с одной стороны, имеющие богословский аспект, а с другой, церковно-практические по характеру.

Насколько правомерна практика перекрещивания христиан, переходящих в православие из других конфессий?

Это тоже вопрос, имеющий два аспекта. На круглом столе было сделано сообщение по этой теме, которая требует специального изучения и осмысления. Здесь приходится считаться с наследием синодального периода, с теми, правилами, которые были установлены еще до революции. Тогда было три чиноприема инославных в Православную Церковь, но сегодня их порой трудно использовать без изменений. Например, лютеране начала ХХ века совсем не похожи на нынешних: те были достаточно консервативны, а сегодняшние порой весьма либеральны - вводят женское "священство" и благословляют однополые "браки". Поэтому нужно пересмотреть эти чины с учетом изменившихся обстоятельств. Все это требует специальных усилий, о чем и была речь в ходе обсуждения на конференции.

В разных храмах РПЦ практикуется разное отношение к исповеди и причастию. Обсуждался ли вопрос обязательности исповеди перед причащением?

Наличие в рамках Православной Церкви различных практик ни для кого не секрет. На конференции обсуждался вероучительный аспект таинств Покаяния и Евхаристии, но были затронуты и упомянутые вами проблемы. Здесь есть разные точки зрения, разные предложения со стороны пастырей. С богословской точки зрения, между таинством Покаяния и таинством Причащения нет прямой, жесткой связи. Но есть русская традиция обязательной исповеди перед причащением. В то же время отмечалось, что в Греческой Церкви исповедь перед причастием не обязательна, но это привело почти к исчезновению исповеди из практики. Правда, сейчас эта ситуация меняется. С другой стороны, очень многое зависит от самих пастырей. Есть опыт некоторых общин, в которых пастыри хорошо знают своих активных прихожан и практикуют разные формы благословения на причастие, при условии, конечно, регулярной исповеди. Но такая практика неприменима по отношению к не воцерковленным людям. Так что здесь нет и не может быть универсального правила.

Шла ли на конференции речь о взаимном признании Таинств Православной и Католической Церквами?

Это, по существу, вопрос о границах Церкви, который обсуждался в связи с приемом инославных в православие. В православной богословской традиции единой позиции по этому вопросу пока нет. Его решение во многом зависит от того, как трактуется собственно само таинство. Что такое таинство? То, что совершается самой Церковью и только Церковью, даже за ее видимыми границами? Или некое действие, которое можно считать действительным при соблюдении определенных условий? Во обоих случаях признание таинств за каноническими пределами Православия возможно - с учетом дополнительных факторов. Но с древности существовала и ригористическая точка зрения: за видимой оградой истинной Церкви все священнодействия безблагодатны. Полярные точки зрения трудно соединить. Но историческая практика Церкви показывает, что Православие де факто признает разные степени благодатности за своей церковной оградой. Вся проблема в том, что, как отмечал еще русский богослов о. Николай Афанасьев, у нас часто практика не соответствует учению, или учение - практике.

Что касается собственно вашего вопроса, то конференция не занималась сравнительным богословием, хотя в ней участвовали католики, выступавшие с докладами как о католической сакраментологии, так и о различных аспектах истории учения о таинствах в древности, до разделения церквей.

http://religare.ru/analytics47931.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Кырлежев
О чем философу говорить со священником?
В ходе Рождественских чтений ученые и богословы обсудили перспективы диалога
15.02.2006
Что такое чудо?
Запись передачи на канале "Спас"
13.10.2005
Президент и Церковь
"Б-проект"
30.06.2004
Русская Православная Церковь перед проблемой модернизации
После падения коммунистического режима Русская Православная Церковь (РПЦ) оказалась перед необходимостью решать две главные задачи: конфессиональной самоидентификации и позиционирования в социально-политическом пространстве
17.02.2004
Все статьи Александр Кырлежев
Последние комментарии
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:30
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:25
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 17:02
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18