Какие форумы нужны христианам?Протоиерей Всеволод Чаплин, НГ-Религии 22.11.2007
В столице Кении Найроби с 6 по 9 ноября прошел первый Всемирный христианский форум. Участие в его работе приняла и делегация Русской Православной Церкви (РПЦ) в составе зампреда Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) протоиерея Всеволода Чаплина, секретаря Представительства Русской Православной Церкви при Всемирном Совете Церквей протоиерея Михаила Гундяева и секретаря ОВЦС МП по межхристианским отношениям священника Игоря Выжанова. По возвращении из Найроби Всеволод Чаплин сделал заявление о рождении "принципиально новой формы межхристианского сотрудничества". О том, что имелось в виду и каковы перспективы участия РПЦ в межхристианских форумах и организациях, зампред ОВЦС МП рассказал корреспонденту "НГР".
- Отец Всеволод, чем принципиально отличался форум в Найроби от других межхристианских форумов? От ассамблей Всемирного Совета Церквей (ВСЦ), например? - Идея подобного форума вынашивалась довольно давно. Еще в середине 1990-х годов председатель ОВЦС МП митрополит Кирилл в ходе дискуссии о переменах в ВСЦ выдвинул идею создания форума, в котором на равных основах участвовали бы основные мировые сообщества верующих, именующих себя христианами: католики, православные, протестанты "первого поколения" (лютеране, реформаты и др.), пятидесятники и евангелики. Эта идея была поддержана частью руководства ВСЦ, в частности его бывшим генсеком Конрадом Райзером. Форум в Найроби стал итогом подготовительных встреч, проходивших в последнее десятилетие. До сих пор такой диалог велся чаще всего в рамках ВСЦ и аналогичных ему региональных организаций с участием протестантов "первого поколения", православных и англикан, при доминирующей роли либерального протестантизма. Другие формы предполагали доминирование Римско-Католической Церкви. Протестанты "второго поколения" (например, баптисты) в этих форумах участвовали мало, пятидесятники и евангелики почти совсем не участвовали, а Католическая Церковь не была (и до сих пор не является) членом ВСЦ. А форумы типа кенийского не требуют от Церквей формального членства или богословских компромиссов. В этом их содержательная особенность. - Вы говорите о том, что сохранить богословские различия принципиально важно. Имеет ли смысл в таком случае богословский диалог как таковой? - Богословский диалог будет развиваться на разных площадках. Ведь стремление к единству - важная задача для христиан. Но разные Церкви и конфессии по-разному видят это единство. Для православных это возвращение к вере и практике древней неразделенной Церкви, для католиков и протестантов это нечто иное. Плюс расхождения по вопросам нравственности - взять хотя бы отношение к однополым бракам или рукоположению священников-гомосексуалов. В обозримом будущем не видно перспектив для преодоления богословских различий. Реалии подсказывают нам, что прошло время общих заявлений по богословским вопросам, содержащих фразы, которые каждый сможет потом толковать по-своему. Нужно больше думать о том, что нас объединяет, вместе свидетельствовать о христианских ценностях в обществе, противостоять агрессивному секуляризму и релятивизму, бороться за свободу осуществления веры как в личной, так и в общественной жизни. - Не устарел ли формат ВСЦ? Не может ли Всемирный христианский форум стать не просто альтернативой, а заменой ВСЦ? - В Найроби говорилось о том, что Всемирный христианский форум не заменяет предшествовавшие ему инициативы. К тому же аппарат ВСЦ приложил усилия в деле его организации. Но вместе с тем мне думается, что многие христиане, которым трудно было выразить свою позицию в формате ВСЦ, в Найроби чувствовали себя более комфортно. В ходе форума критически осмыслялись некоторые идеологемы, которые еще недавно принимались как данность. Так, один из лидеров пятидесятников скептически высказался о термине "экуменизм". Он сказал, что в его Церкви это слово непопулярно. Я поддержал его, сказав, что и у православных оно не пользуется популярностью. Под "экуменизмом" можно понимать все что угодно - от сугубо межхристианского диалога до безбрежного синкретизма и даже релятивизма. - Вы нередко критикуете деятельность ВСЦ. Не собирается ли Московский Патриархат в ближайшее время последовать примеру Болгарской и Грузинской Церквей и покинуть ВСЦ? - Все зависит от того, как будет развиваться ВСЦ. На данный момент мы видим решительные шаги к тому, чтобы в рамках Совета не принимались документы, противоречащие православной вере. Введен принцип консенсуса при принятии важнейших решений. В то же время очевидно, что либеральные протестантские круги хотят превратить ВСЦ в трибуну для продвижения феминизма, прав сексуальных меньшинств, идеи размывания государственного суверенитета, некоторых политических программ. Если эти тенденции возобладают, то не исключаю, что наша Церковь пересмотрит свои отношения с ВСЦ. Станислав Минин http://religion.ng.ru/events/2007-11-21/3_forumy.html Другие способы помощи |
Другие статьи этого автора
все статьи автора
Другие статьи этого дня
22.11.2007 |
Католикос мирит горячих ребят
Грузинский Патриарх поработал над своим политическим имиджем
22.11.2007 |
Благочестие имеет меру
Российский Совет по хаджу вынужден сдерживать религиозное рвение мусульман Дагестана
22.11.2007 |
"Дорожная карта" или равеннская уния?
Рим и Константинополь договорились за спиной Русской Православной Церкви Другие статьи по этой теме |