Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

"Дорожная карта" или равеннская уния?

Павел  Круг, НГ-Религии

22.11.2007


Рим и Константинополь договорились за спиной Русской Православной Церкви …

Вот уже месяц православные и католики всего мира обсуждают богословский документ, принятый 14 октября по итогам заседания Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу в Равенне. Ватикан и Православные Церкви, возглавляемые Константинопольским Патриархатом, договорились об общем видении современного устройства христианского мира. Итальянская газета La Reppublica назвала принятый документ из 46 пунктов "дорожной картой", следуя которой, Католическая и Православные Церкви смогут преодолеть почти тысячелетний раскол и прийти к единству. Скорее всего в этом духе о "равеннской декларации" Папа Бенедикт XVI выскажется 23 ноября на Соборе католических епископов в Риме, который будет посвящен экуменизму.

Действительно, в той части совместной декларации, где говорится о природе церковной власти на вселенском уровне, глава Римско-Католической Церкви назван "первым Патриархом", а Римский престол - "первым престолом". Впрочем, указание на историческое первенство преемников апостола Петра не означает, что все проблемы диалога решены. "Равеннская декларация" ничего не говорит о том, что из этого первенства следует. Самый болезненный вопрос в отношениях между католиками и православными - вопрос о примате Папы Римского - планируется обсудить на следующем заседании Смешанной комиссии. И здесь богословов поджидают наибольшие трудности.

Проблема не только в том, что у православных и католиков разное понимание полномочий Епископа Рима по отношению к другим поместным Церквам. События в Равенне показали, что новую угрозу православно-католическому диалогу представляет отсутствие единой позиции среди православных. Сказались старые трения между Константинопольским Патриархатом, считающимся первым по чести в православном мире, и Московским Патриархатом, объединяющим наибольшее число православных верующих.

Противоречия касаются не только богословских проблем (в Москве с опаской относятся к претензиям Константинополя на роль "православного Ватикана"), но и состава православной делегации в Смешанной комиссии. Представитель Русской Православной Церкви епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев) покинул конференцию в Равенне в первый же день ее работы из-за того, что Константинополь пригласил к участию в ней делегацию Эстонской Автономной Православной Церкви (ЭАПЦ), которую в Московском Патриархате считают раскольничьей. О том, почему делегация РПЦ не подписывала "равеннскую декларацию", епископ Иларион сам подробно рассказал нашей газете (см. "НГ" от 17.10.07 и 24.10.07).

Действительно ли Константинополь пригласил эстонцев, чтобы вынудить Московский Патриархат выйти из диалога с католиками? В РПЦ уверены в этом - ведь Константинополь смог включить в итоговый документ выгодные ему положения, против которых выступал епископ Иларион. По правилам, которым следует Смешанная комиссия, отсутствие одной Православной Церкви в диалоге не мешает его продолжению. Так что формально "равеннская декларация" - легитимный документ, как бы ни возражал против этого Московский Патриархат. Но если следовать не букве, а духу диалога, то отсутствие крупнейшей Православной Церкви на переговорах существенно снижает ценность подобных договоренностей. Эта ситуация напоминает Флорентийскую унию 1439 года, когда Рим и Константинополь быстро договорились об объединении, но Русская Церковь не приняла его. Митрополит Исидор, который от ее имени подписал унию, был низложен и заточен в монастырь.

В XXI веке стиль церковной политики существенно изменился, однако состав ее "основных игроков" остался прежним. Взаимное недоверие между Москвой и Константинополем растет. В РПЦ опасаются экспансии "второго Рима" на своей "канонической территории". Эстония, из-за которой разразился равеннский скандал, - не единственный пример этой деятельности. Беспокоит Москву и возможная легитимация Константинополем Киевского Патриархата в Украине. Тем более что Патриарх Филарет (Денисенко), преданный анафеме Московским Патриархатом, неустанно добивается признания в православном мире независимой Украинской Православной Церкви. Именно в этом ключе в РПЦ интерпретируют недавний визит Патриарха Филарета в США и его выступление в американском Конгрессе. Ну а в том, что за спиной у Константинопольского Патриарха стоят именно США, в Москве убеждены уже давно.

Католики с недоумением смотрят на эти межправославные распри с изрядной примесью международной политики. Одни представители Римско-Католической Церкви говорят, что отсутствие делегации Московского Патриархата в Равенне не мешает православно-католическому диалогу. Другие, как, например, кардинал Вальтер Каспер, идут навстречу РПЦ и заявляют, что не хотят диалога "без участия русских". Но можно ли преодолеть тысячелетнюю "великую схизму" между католиками и православными, не преодолев предварительно массу внутриправославных расколов, в числе которых "эстонский раскол" - один из самых молодых? Сегодня создается впечатление, что вовсе не споры о роли Епископа Рима, а именно отсутствие православного единства - главный тормоз на пути к восстановлению Вселенской Церкви. Конфликты между Москвой и Константинополем зачастую оказываются более болезненными, чем старые противоречия между православными и католиками.

http://religion.ng.ru/events/2007-11-21/3_karta.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме