itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Растафарианство: ересь ямайствующих или Пасха чёрного человека?

1. Я вызываю Капитана Африка...

0
209
Время на чтение 3 минуты
Хотя я и не слушал "Аквариум" в то время, когда молодой Гребенщиков пел про "белого растафари" и про "рутмана", не ошибусь, если скажу, что с тех пор очень многое изменилось. Людям уже не надо объяснять, Кто Такой Джа и почему песня про город Вавилон, а не про Ниневию и не про Мохенджо-Даро. Существование раста-культуры в России уже не кажется чем-то невероятным. Царственные львы и зелено-желто-красные цвета эфиопского знамени носятся стильной молодежью, музыка с ударом на слабую долю продается, покупается и доносится из динамиков, а любой текст о растаманах получается "сочинением на модную тему". Но, помимо распространенной моды, у каждого, кто начинает всерьез и внимательно изучать географию Кингстона или переводить любимые песни с ямайского-английского на русский, есть еще своя особенная история.

Мое детство прошло в те годы, когда все человечество оплакивало несчастную Саманту Смит, а печальные имена Чернобыль и Челленджер объединяли бывших врагов в общей скорби. Неспокойные вести приходили тогда и из далекой Буркина-Фасо. Развал экономики, небывалый рост коррупции, чехарда правительств, нищета и постоянные засухи поставили молодую западно-африканскую республику на грань катастрофы. Как водится, на краю пропасти, в гибнущем государстве явился Герой. Он дал своей стране новое имя "Родина Неподкупных Людей", вместо прежнего колониального названия Верхняя Вольта, он начал социалистические реформы, он стяжал славу африканского Че Гевары. Его звали капитан Томас Санкара.

Есть обычай запоминать первые слова, сказанные человеком, и считать их значимыми в его судьбе, но предание моей семьи оставило об этом самые отрывочные сведения. Гораздо легче вспоминается мой первый прочитанный текст. Когда самолет Томаса Санкары приземлился в Шереметьево и молодой капитан в форме и военном берете шагал мимо почетного караула, я, наверное, сидел на стульчике в одной из комнат детского сада и тихо завидовал тем, кого уже научили читать. Вечером того же дня моя мама предложила мне разобрать по буквам заголовки газеты "Труд". С белого листа, испещренного буквами, мне улыбался приехавший в СССР усатый председатель Национального Совета Революции.

Я уже ходил в школу, когда программа "Время" сообщила, что в Буркина-Фасо произошел госпереворот и капитана Санкару убили, и мне стало очень жаль его (как это?! Взяли и убили!).

Наверно, капитан приезжал в Москву не только за рукопожатиями, но советско-африканская дружба - один из редких случаев, когда мне не стыдно чувствовать себя жертвой пропаганды. И если в эру телевидения на маленького человека день за днем сыплются выступления чрезвычайных и полномочных послов Анголы, Руанды и Уганды, кинопутешествия Сенкевича по джунглям и саваннам, нигерийский народный театр в телепроекте "Радуга", что-то непременно произойдет с его психикой. Он сначала будет заучивать флаги и названия экзотических государств, немного повзрослев, прочтет "Шатер" Гумилева и записки Булатовича о негусе Менелике, и, коль скоро облик молодежной культуры формируется через музыку, легко догадаться, что основную часть его аудиотеки составят диски, на которых имена "Африка", "Эфиопия", "Конго" и "Ашанти" поются сотни раз.

Но и это еще не все. Ведь в тех же песнях слышатся другие слова, хорошо знакомые слуху, воспитанному на церковном богослужении: "Сион", "Вавилон", "Исход", "Царь Царствующих", "Господь Господствующих" и т.д. А тому, кто стремится глубже познать экзотический ямайский культ, все чаще встречается слово "Православие". Выходит, что писать для православного журнала о растафарианстве не то же самое, что писать о русском роке, книгах Толкиена и любом другом проявлении молодежной культуры. Ведь повод для разговора здесь не только очередная мода (пусть даже ее первоисточники и пропитаны христианским духом), но реальная история Тела Христова в ушедшем столетии. Это действительно так, несмотря даже на то, что многие наши соотечественники с дредлоками на голове пребывают в пространстве весьма далеком от Церкви, предпочитая 136 псалму корявые песенки про "растамана-марихуана".

Уже по своему библейскому происхождению растафарианство может быть интересно православному журналисту. Но я не собираюсь заниматься здесь сектоведением. Придирчивый разбор идей, высказанных полуобразованными ямайскими старейшинами в 30-х и 60-х, идей, которые к тому же слишком далеки от современных русских адептов, представляется мне неактуальным и таким же однобоким, как Полутелое Существо, прячущееся в нигерийских джунглях.

Первый исследователь растафарианства "с точки зрения эфиопского православного" Норман Хью Редингтон называл возникновение раста явлением "сверхъестественным"1. Словом "чудо" охарактеризовал свои ощущения один сибирский реггей-man после того, как узнал, что "Боб Марли незадолго до своей смерти принял христианское Крещение, и не просто Крещение, а в Православии!"2. Нечто чудесное пережил и я, когда понял, что не одинок в своей любви к Африканской Византии3, что богохранимое царство Елезвоя, Лалибелы и Зера-Якоба неожиданным образом нашло свое место в современной культуре, где уже изрядно натоптали кельтские ведьмы и индийские гуру. Предлагаю читателю свою версию "истории одного чуда", где постараюсь исследовать "ямайский феномен" в его историческом, культурологическом, религиозном и миссионерском аспектах.

Моя любовь к Африке по-прежнему остается детской!

http://www.sobranie.org/archives/8/6.shtml
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марк Шишкин
Растафарианство: ересь ямайствующих или Пасха чёрного человека?
2. Корабль Дураков и Корабль Невольников
20.11.2007
Алексеевские перезвоны в небе над Камой
О фестивале колокольного звона, колоколах и звонарях
13.02.2007
Проповедник радости
Жизнь и подвиг архиепископа Сергия Королева (1881-1952 гг.)
04.07.2005
Все статьи Марк Шишкин
Последние комментарии