Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Уроки Великого Московского Собора

Борис  Клин, Известия

17.11.2007

В России в воскресенье будут отмечать 90-летие восстановления Патриаршества - главного деяния Поместного Собора 1917-1918 годов. Любой юбилей - хороший повод поразмышлять о прошлом и настоящем. Тем более что жизнь российская, несмотря на появление самолетов, космических кораблей и нанотехнологий, мало изменилась за последние сто с лишним лет. Не верите? Возьмите "Дневник писателя" Достоевского, а он там сетовал: Невский проспект перейти невозможно - экипажи несутся в три ряда в оба направления, давят пешеходов. А сколько классик извел чернил, доказывая интеллигенции, что непросвещенный русский народ хоть молитв толком не знает, зато обладает подлинно христианским духом...

Впрочем, я немного отвлекся. Но лишь для того, чтобы подчеркнуть: нынешняя дата не из архива вытащена, а очень даже актуальна.

Идея созыва Поместного Собора созрела еще в начале прошлого века как ответ на общественный запрос на церковные реформы. В первую очередь речь шла о взаимоотношениях с государством. По мнению современного историка протоиерея Владислава Цыпина, превращение Петром I Церкви в часть госаппарата уже к середине XIX оттолкнуло от нее интеллигенцию, а к его концу - и простой люд.

В 1906 году в ходе предсоборных дискуссий большинство архиереев выступило за восстановление Патриаршества. Но православные интеллигенты, в основном профессора духовных академий, а также часть белого духовенства (приходские священники) выступали против. Они видели в этом утрату "соборности", под которой понимали коллегиальность управления.

Так же жарко спорили по вопросу о переводе богослужения на русский. Церковные, а не только светские издания писали, что церковно-славянский недоступен даже некоторым священникам. Приводились аргументы богословские: непонимание слов богослужения ведет к снижению учительского воздействия и потере смысла соборной молитвы, к бессмысленному соблюдению обрядов, а также к пренебрежению к дарам Святого Духа, сподобивших апостолов говорить на понятных языках. Вопрос обсуждался на епархиальных конференциях. Горячим сторонником перевода был священник Тихон Шаламов, отец знаменитого писателя Варлама Шаламова. Но и у противников были свои доводы. Разной степени убедительности. Обер-прокурор Синода Победоносцев уверял, что народ церковно-славянский знает, и непонятен он лишь интеллигенции. Другие говорили о технических сложностях, ведь понадобится не только текст, но и музыка, причем великая. Но более всего пугала угроза нового раскола.

Однако император Николай II решил отложить созыв Собора. Наблюдая за развернувшейся полемикой, царь счел, что он не даст обществу единства, а лишь вызовет новые разногласия, разделения и шатания.

Отношения между Церковью и Временным правительством сразу обострились. Сначала власти передали Министерству образования церковно-приходские школы. А затем и вовсе стало непонятно, на каком основании правительство вмешивается в дела церковного управления. Царь был хотя бы Помазанником Божиим. В итоге в 1917-м был созван Поместный Собор. Там давние оппоненты встретились вновь. Изначально речи "антипатриархистов" звучали громче. Но после большевистского переворота ситуация изменилась. Из трех кандидатов по жребию был выбран Предстоятель - святитель Тихон. Это единственное решение Собора, ставшее основой церковной жизни. Но ведь были и другие: править Патриарх должен был вместе с Синодом и Высшим советом из числа клириков и мирян. Епископов полагалось выбирать, а поместные соборы (высший орган) должны были стать регулярными. Советская власть исполнить их не позволила. Соборяне не успели решить вопрос о русском языке. А преданные большевикам "обновленцы" на долгие годы дискредитировали саму мысль о переводе. Но она жива и по сей день. Не прекращаются и диспуты об отношениях Церкви и государства, роли священноначалия в церковном управлении. Но не забыть бы о главном уроке Великого Собора, каждый десятый участник которого потом стал новомучеником. Как писал один из соборян, "в самый тяжелый момент Собор перестал выглядеть как Дума, а стал единым целым". Верующие сумели подняться над разногласиями, обрести единство.

http://www.izvestia.ru/comment/article3110362/



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме