itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Уроки Великого Московского Собора

0
169
В России в воскресенье будут отмечать 90-летие восстановления Патриаршества - главного деяния Поместного Собора 1917-1918 годов. Любой юбилей - хороший повод поразмышлять о прошлом и настоящем. Тем более что жизнь российская, несмотря на появление самолетов, космических кораблей и нанотехнологий, мало изменилась за последние сто с лишним лет. Не верите? Возьмите "Дневник писателя" Достоевского, а он там сетовал: Невский проспект перейти невозможно - экипажи несутся в три ряда в оба направления, давят пешеходов. А сколько классик извел чернил, доказывая интеллигенции, что непросвещенный русский народ хоть молитв толком не знает, зато обладает подлинно христианским духом...

Впрочем, я немного отвлекся. Но лишь для того, чтобы подчеркнуть: нынешняя дата не из архива вытащена, а очень даже актуальна.

Идея созыва Поместного Собора созрела еще в начале прошлого века как ответ на общественный запрос на церковные реформы. В первую очередь речь шла о взаимоотношениях с государством. По мнению современного историка протоиерея Владислава Цыпина, превращение Петром I Церкви в часть госаппарата уже к середине XIX оттолкнуло от нее интеллигенцию, а к его концу - и простой люд.

В 1906 году в ходе предсоборных дискуссий большинство архиереев выступило за восстановление Патриаршества. Но православные интеллигенты, в основном профессора духовных академий, а также часть белого духовенства (приходские священники) выступали против. Они видели в этом утрату "соборности", под которой понимали коллегиальность управления.

Так же жарко спорили по вопросу о переводе богослужения на русский. Церковные, а не только светские издания писали, что церковно-славянский недоступен даже некоторым священникам. Приводились аргументы богословские: непонимание слов богослужения ведет к снижению учительского воздействия и потере смысла соборной молитвы, к бессмысленному соблюдению обрядов, а также к пренебрежению к дарам Святого Духа, сподобивших апостолов говорить на понятных языках. Вопрос обсуждался на епархиальных конференциях. Горячим сторонником перевода был священник Тихон Шаламов, отец знаменитого писателя Варлама Шаламова. Но и у противников были свои доводы. Разной степени убедительности. Обер-прокурор Синода Победоносцев уверял, что народ церковно-славянский знает, и непонятен он лишь интеллигенции. Другие говорили о технических сложностях, ведь понадобится не только текст, но и музыка, причем великая. Но более всего пугала угроза нового раскола.

Однако император Николай II решил отложить созыв Собора. Наблюдая за развернувшейся полемикой, царь счел, что он не даст обществу единства, а лишь вызовет новые разногласия, разделения и шатания.

Отношения между Церковью и Временным правительством сразу обострились. Сначала власти передали Министерству образования церковно-приходские школы. А затем и вовсе стало непонятно, на каком основании правительство вмешивается в дела церковного управления. Царь был хотя бы Помазанником Божиим. В итоге в 1917-м был созван Поместный Собор. Там давние оппоненты встретились вновь. Изначально речи "антипатриархистов" звучали громче. Но после большевистского переворота ситуация изменилась. Из трех кандидатов по жребию был выбран Предстоятель - святитель Тихон. Это единственное решение Собора, ставшее основой церковной жизни. Но ведь были и другие: править Патриарх должен был вместе с Синодом и Высшим советом из числа клириков и мирян. Епископов полагалось выбирать, а поместные соборы (высший орган) должны были стать регулярными. Советская власть исполнить их не позволила. Соборяне не успели решить вопрос о русском языке. А преданные большевикам "обновленцы" на долгие годы дискредитировали саму мысль о переводе. Но она жива и по сей день. Не прекращаются и диспуты об отношениях Церкви и государства, роли священноначалия в церковном управлении. Но не забыть бы о главном уроке Великого Собора, каждый десятый участник которого потом стал новомучеником. Как писал один из соборян, "в самый тяжелый момент Собор перестал выглядеть как Дума, а стал единым целым". Верующие сумели подняться над разногласиями, обрести единство.

http://www.izvestia.ru/comment/article3110362/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Клин
Все статьи Борис Клин
Последние комментарии