В России в воскресенье будут отмечать 90-летие восстановления Патриаршества - главного деяния Поместного Собора 1917-1918 годов. Любой юбилей - хороший повод поразмышлять о прошлом и настоящем. Тем более что жизнь российская, несмотря на появление самолетов, космических кораблей и нанотехнологий, мало изменилась за последние сто с лишним лет. Не верите? Возьмите "Дневник писателя" Достоевского, а он там сетовал: Невский проспект перейти невозможно - экипажи несутся в три ряда в оба направления, давят пешеходов. А сколько классик извел чернил, доказывая интеллигенции, что непросвещенный русский народ хоть молитв толком не знает, зато обладает подлинно христианским духом...
Впрочем, я немного отвлекся. Но лишь для того, чтобы подчеркнуть: нынешняя дата не из архива вытащена, а очень даже актуальна.
Идея созыва Поместного Собора созрела еще в начале прошлого века как ответ на общественный запрос на церковные реформы. В первую очередь речь шла о взаимоотношениях с государством. По мнению современного историка протоиерея Владислава Цыпина, превращение Петром I Церкви в часть госаппарата уже к середине XIX оттолкнуло от нее интеллигенцию, а к его концу - и простой люд.
В 1906 году в ходе предсоборных дискуссий большинство архиереев выступило за восстановление Патриаршества. Но православные интеллигенты, в основном профессора духовных академий, а также часть белого духовенства (приходские священники) выступали против. Они видели в этом утрату "соборности", под которой понимали коллегиальность управления.
Так же жарко спорили по вопросу о переводе богослужения на русский. Церковные, а не только светские издания писали, что церковно-славянский недоступен даже некоторым священникам. Приводились аргументы богословские: непонимание слов богослужения ведет к снижению учительского воздействия и потере смысла соборной молитвы, к бессмысленному соблюдению обрядов, а также к пренебрежению к дарам Святого Духа, сподобивших апостолов говорить на понятных языках. Вопрос обсуждался на епархиальных конференциях. Горячим сторонником перевода был священник Тихон Шаламов, отец знаменитого писателя Варлама Шаламова. Но и у противников были свои доводы. Разной степени убедительности. Обер-прокурор Синода Победоносцев уверял, что народ церковно-славянский знает, и непонятен он лишь интеллигенции. Другие говорили о технических сложностях, ведь понадобится не только текст, но и музыка, причем великая. Но более всего пугала угроза нового раскола.
Однако император Николай II решил отложить созыв Собора. Наблюдая за развернувшейся полемикой, царь счел, что он не даст обществу единства, а лишь вызовет новые разногласия, разделения и шатания.
Отношения между Церковью и Временным правительством сразу обострились. Сначала власти передали Министерству образования церковно-приходские школы. А затем и вовсе стало непонятно, на каком основании правительство вмешивается в дела церковного управления. Царь был хотя бы Помазанником Божиим. В итоге в 1917-м был созван Поместный Собор. Там давние оппоненты встретились вновь. Изначально речи "антипатриархистов" звучали громче. Но после большевистского переворота ситуация изменилась. Из трех кандидатов по жребию был выбран Предстоятель - святитель Тихон. Это единственное решение Собора, ставшее основой церковной жизни. Но ведь были и другие: править Патриарх должен был вместе с Синодом и Высшим советом из числа клириков и мирян. Епископов полагалось выбирать, а поместные соборы (высший орган) должны были стать регулярными. Советская власть исполнить их не позволила. Соборяне не успели решить вопрос о русском языке. А преданные большевикам "обновленцы" на долгие годы дискредитировали саму мысль о переводе. Но она жива и по сей день. Не прекращаются и диспуты об отношениях Церкви и государства, роли священноначалия в церковном управлении. Но не забыть бы о главном уроке Великого Собора, каждый десятый участник которого потом стал новомучеником. Как писал один из соборян, "в самый тяжелый момент Собор перестал выглядеть как Дума, а стал единым целым". Верующие сумели подняться над разногласиями, обрести единство.
http://www.izvestia.ru/comment/article3110362/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»;
Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»;
Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»;
Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна;
Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»;
межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»;
Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева;
правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»;
автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»;
Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»;
«Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»;
M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине;
МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов;
Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет);
Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»;
Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России);
Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева;
Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич;
Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович;
Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна