Самые опасные страсти - это страсти интеллектуальные

Новости Москвы 
0
260
Время на чтение 4 минуты
На проходящей с 13-16 ноября в Москве конференции Русской Православной Церкви "Православное учение о Таинствах" обсуждаются важные и наболевшие вопросы современной церковной практики. Для богословски неподготовленного читателя названия докладов могут показаться сложными и теоретическими. Однако главная цель всех проведенных исследований: максимально точное восстановление живых традиций Церкви. Священник Димитрий (Юревич) - преподаватель СПбДА и МДА -выступил на конференции с докладом "Библейские основания Таинства Покаяния". После доклада мы задали о.Димитрию несколько вопросов.

Священник Дмитрий Юревич. Фото: Н. Смирнова
Священник Дмитрий Юревич. Фото: Н. Смирнова
Обязательно ли исповедь должна быть искренней, исходящей от сердца?

Без внутреннего содержания, без внутреннего предварительного покаяния, исповедь будет простым произнесением слов, особенно если эти слова произносятся не искренне, а лицемерно. Просто произнесение слов еще не доставляет пользы человеку.

Для тех, кто приходит к таинству Покаяния всегда надо помнить, что мы различаем в нашей церковной практике страсти и конкретные грехи. У каждого человека есть страсти, но не всегда эти страсти проявляются деланием греховных дел. К греху мы относим то, когда мы соединяемся с нашими греховными наклонностями, даже когда мы умственно, интеллектуально смакуем грехи, то тогда, конечно, мы совершаем грехи. Есть грех и в словах, хотя он имеет меньшую тяжесть, чем грех в проступке. Каждый конкретный грех это проявление конкретных страстей.

Как дерево, у которого есть корень, а есть плоды - проявления жизнедеятельности. Так и у нас, когда мы на таинстве исповеди исповедуемся, то мы же исповедуем конкретные грехи и нам прощаются конкретные грехи.

Зачем нужно предварительное внутреннее раскаяние? Чтобы мы, увидев на исповеди, какие у нас грехи, стали бороться с причинами этих грехов, теми страстями, которые в нас коренятся. Типичная ситуация, когда человек исповедался, а потом через месяц-два исповедует опять те же самые грехи, ну или, по крайней мере, какие-то грехи повторяются. Некоторые удивляются и говорят, что получается, исповедь не действует. Ничего подобного, покаяние действует, другое дело, что регулярная исповедь нужна для того, чтобы мы увидели свои основные страсти, поняли против каких основных страстей надо начать бороться.

Если человек огласил свои грехи на исповеди, но как бы "формально", а потом морально "дозрел" до искреннего раскаяния, стоит ли ему второй раз каяться на исповеди?

Если человек исповедался, то Господь прощает нам конкретные личные грехи. Но та страсть, которая в нас сидит, может нас подталкивать на совершение еще такого же греха. То есть если наше сердце не горит, то нет никакой гарантии, что этот грех не будет совершен второй раз. Так вот если человек почувствовал, что, да, не было полного покаяния, то ничего не препятствует ему проявить это духовное покаяние на деле. Покаяние, которое мы выражаем словом, должно у нас всегда сопровождаться совершением дел добродетели, противоположенных греховным поступкам. Если человек что-то украл, то ему следует принести милостыню, в других случаях кому-то помочь, словом или делом. Всегда есть возможность это личное горячее покаяние на деле показать.

Как не превратить Таинство Покаяния в привычку в связи с частым причастием?

В древности, когда была стабильная христианская община, когда все друг друга знали и причащались каждое воскресение, то не было обязательной исповеди к каждому причастию, исповедь была по мере необходимости. Эта практика сейчас сохраняется в греческой православной церкви, и в поместных православных церквях эта практика имеет место. У нас же есть практика исповеди перед причастием. Это связано с тем, что в приходе обычно очень много людей, не всегда священник знает этих людей, не всегда священник знает, насколько они готовились. Поэтому, что бы допустить человека к причастию, у нас установлено таинство исповеди. Это обусловлено текущим историческим моментом.

С другой стороны мы может это воспринять не просто как формальное установление, но радоваться тому, что у нас есть возможность исповедоваться и при этом помнить, слова святых отцов о том, что на грязной одежде даже большие пятна грязи незаметны, а на белой рубашке и маленькие пятнышки видны. Так и здесь, когда мы приступаем к великому таинству Причастия, мы должны очистить свою душу. И если на нас нет сильных грехов, то надо радоваться, значит, мы от самых низменных грехов уже отдалились. И вот здесь то начинается самая важная часть духовной борьбы, потому что самые опасные страсти - это страсти интеллектуальные: гордыня, например - самая страшная страсть, из-за которой пал денница.

То есть это нормально, рассказывать на исповеди о каких-то незначительных проступках?

Когда мы исповедуемся, то мы не исповедуем конкретные обстоятельства греха, то есть мы не говорим: "Вчера в три часа дня я увидела свою соседку Машу, она мне не понравилась, я ей сказала грубое слово и т.д." Мы этого не говорим, мы говорим только саму суть: "прогневалась". Мы даже можем не говорить, на кого именно мы прогневались. Поэтому когда мы подходим к исповеди и, к счастью, у нас нет каких-то крупных, страшных грехов, то мы говорим: "Да, тщеславился, да, прогневался, да, превозносился". Достаточно назвать пять-десять проявлений страстей и покаяться в них, чтобы приступить достойно к причастию. К тому же бывает нередко, что мы опускаем молитву, недостаточно молимся, а значит, недостаточно общаемся с Богом.

Каково практическое значения рассмотрения на проходящей сейчас богословской конференции вопроса о покаянии?

Для современного человека вопросы покаяния являются важными, тем более в России, потому что за прошедшие 70-80 лет это была совершенно закрытая тема. А человеку, приходящему в Церковь, нужно разобраться, как изменить свою жизнь, как покаяться. Поэтому вопрос о покаянии достаточно практичен. На конференции рассматривались вопросы покаяния не только в Новозаветной Церкви, но и в Ветхозаветной, мы услышали как постепенно формировалось покаяние среди христиан, сначала публичное, потом тайное. Сейчас покаяние тайное, но мы должны быть знакомы с теми формами, которые существовали ранее. Также важно понимать, как раскрываются таинства в соответствии с теми условиями, которые существуют в данный момент и с которыми сталкивается духовная жизнь.

Покаяние касается каждого человека, и это не просто исповедание конкретных проступков, грехов, но это стремление изменить свою жизнь полностью. И наша задача, не только помнить о тех формах, в которых существует покаяние, но знать его содержание. То, что предлагает нам Церковь это инструмент, а надо понимать, что это за инструмент, как он применяется, каков смысл таинства покаяния. Понять, что таинство Покаяния нам помогает, и что путем своего личного исповедания грехов через священнослужителя, мы получаем отпущение грехов и благодать Божию на делание добрых дел.

С о.Димитрием Юревичем -СПбДА, МДА, докладчиком V богословской конференции о Таинствах- беседовала Наталья Смирнова

http://www.pravmir.ru/article_2447.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Дмитрий Юревич
Библейская археология: Как она возникла и зачем нужна
Протоиерей Димитрий Юревич, проректор Санкт-Петербургской духовной академии по научно-богословской работе
08.08.2012
С нами Бог
История одного рождественского пророчества
28.12.2005
Мнимые тайны кумрана
Ответы на вопросы читателей
09.09.2005
Все статьи Протоиерей Дмитрий Юревич
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35