Уроки о вечном. Из опыта работы литератора в школе

0
132
Время на чтение 4 минуты
Лариса Вениаминовна Львова - педагог со стажем. Более 30 лет она преподает русский язык и литературу в нижегородской школе N 172 и одновременно является школьным психологом. Уроки о вечном - это уроки познания себя и других, это уроки нравственного совершенствования и первоначального понятия, где есть добро, а где зло. Это уроки литературы, которые помогают неокрепшей душе найти главный ориентир.

-Нужна ли нам сейчас вообще литература?

- Немного странно слышать такой вопрос, но он возникает, и возникает не случайно. Математика учит школьников необходимым вычислительным операциям, физика - законам природы, экономика - рыночным механизмам, и все это, несомненно, полезно и пригодно для дальнейшей взрослой жизни.

Но если мы по этому же критерию оценим литературу, то многие разведут руками: что значит ее полезность? Как измерить этот коэффициент? С одной стороны, книги - это накопленная веками мудрость, чужие ошибки и озарения, но с другой - не всякий читающий есть понимающий.

Вот и мучается школяр над очередным романом Толстого, не всегда понимая, какая из того польза. Но ведь не о пользе речь! Для того чтобы понять литературу, нужно иметь в своей душе один волшебный инструмент, которым и вооружает чуткий педагог - способность осмыслять и критически мыслить.

- Чем современное преподавание отличается от того, которое было, скажем, 20 лет назад?

- Современного школьника учат довольно прагматическому отношению к учебному процессу. Начиная с первого класса вводят экономику, в младшем школьном возрасте перегружают дополнительными дисциплинами, а знания по литературе проверяют с помощью тестов (ну это же не химия и не алгебра!).

Если построить по-настоящему идеальный курс литературы, начиная с первого по 11 класс, именно так, как положено, то дети, по-моему, могли бы спокойно обойтись без этики и психологии семейной жизни, дополнительных курсов по культурологии, потому что все это уже есть в литературе.

Только посмотрите: в этом предмете уже действительно все есть! На уроке можно не просто произведение разобрать, но и показать картину соответствующего художника, включить подходящий музыкальный фрагмент. Можно сделать философский и богословский комментарий.

От педагога требуется одно: научить детей мыслить. С готовыми сочинениями, в изобилии представленных в книжных магазинах и в Интернете, с краткими содержаниями (так, что та же "Война и мир" умещается всего на трех страницах) мы не сможем пробудить в детях ни одной живой мысли, развить их чувства, донести моральные ценности. Впрочем, вопрос о ценностях современных детей требует особого рассмотрения...

- Про ценности, наверное, понятно. Изменились сильно?

- Современный ребенок очень изменился, видимо, потому, что изменилось само общество. В советское время существовала официально признанная система ценностей, и ребенок с детства воспитывался так, что есть еще что-то, кроме денег. Сейчас нет четко сформированной системы ценностей, и школьники пытаются приспособиться к этому жесткому миру.

Ребенок, читая книгу, часто ставил себя на место героя, сочувствовал или не понимал, но очень эмоционально относился к тому, что читает.

Сейчас школьники просто не понимают многих литературных героев, особенно Катерину из "Грозы" Островского. Они искренне недоумевают, в чем заключается ее страдание. "Что, - говорят, - за проблема? Что с обрыва-то бросаться? Села с любовником в поезд - и адью! Из-за чего трагедия-то?"

Когда им начинаешь объяснять, что Катерина - чистая душа, она мучается оттого, что грех совершила и будет гореть в геенне огненной, и здесь явственный христианский подтекст - они не понимают.

Они читают глянцевые журналы, в которых рассказывается о пятом муже какой-нибудь знаменитости. При чем тут бедная Катерина? Помню, раньше читаешь этот монолог: "Почему люди не летают как птицы" - в классе тишина стоит необыкновенная. Девочки с трепетом слушают. Сейчас все смеются. "И чего она лететь собралась? Куда? Тем более женщина не работает, сидит дома, цветочки поливает, в церковь ходит. Чего ей еще надо? Не надо бегать, работать по 12 часов в день, суетиться, зарабатывать. Живи в свое удовольствие!"

То есть проблема Катерины совершенно им не понятна. Реалии того времени не воспринимаются. Они настолько далеки от тех понятий, что даже те девочки-отличницы, которые вникают в Достоевского и Толстого, не могут понять, о чем в "Грозе" вообще речь идет.

- Да, трудно с современными. Как говорится, ничего святого...

- Однажды я прочитала в одном журнале, что до сих пор не могут оценить стоимость автографа Пушкина и рассказала об этом ученикам. Есть вещи, говорю, которые бесценны. На что школьники возмущенно ответили: "Не может такого быть, сейчас можно купить все!"

Да, в душе учеников образовалась брешь, ее необходимо восполнить. Я говорю о воспитании наших детей. Душа ребенка - самый чуткий инструмент, педагог должен уберечь ее от цинизма и равнодушия, ведь ростки добра всегда присутствуют, только их надо бережно взрастить.

- Но все же, при любом отношении, в школьном курсе без литературы никуда...

- Самое главное, что через литературу дети находят для себя какие-то ответы. Когда вопреки отведенным программой часам удается выкроить на уроке время для того, чтобы какую-то главу прочитать и обсудить, то это им многое открывает. На одни произведения дети реагируют более бурно, чем на другие.

Например, поэма Блока "Двенадцать" чаще всего вызывает интерес, ведь это произведение очень спорное, вплоть до того, поэма ли это вообще. И тут дети начинают высказывать оригинальные мысли, между нами завязывается диалог. Еще всех волнует ситуация Наташи Ростовой и Андрея Болконского в "Войне и мире".

При всем скептицизме современных детей, по большей части конечно наносном, в глубине души они верят, что любовь должна быть одна, большая и на всю жизнь. Они искренне возмущаются: как это вдруг любимая героиня Толстого себе такое позволяет? Практически в любом классе эта тема всех волнует.

Что касается Достоевского, то существуют две категории детей: те, которые, прочитав "Преступление и наказание", сразу любят Достоевского, и те, которые, прочитав несколько страниц, больше никогда его в руки не берут. Середины тут не бывает.

Кроме того, изучая Достоевского, очень много приходится обращаться к христианским моментам. И осмысливают они это, конечно, по-разному. Это зависит от того, какая у них семья, какое мировоззрение, интеллектуальные способности. Примечательно, что в классах неблагополучных (как правило, это брошенные дети) находится больше сочувствующих Достоевскому, чем в тех, где все благополучно и хорошо.

Иногда бывает, что дети берут тему сочинения, но не идут строго за ней, а выплескивают свои собственные мысли, переживания. И пусть это не вполне соответствует теме, но там настолько много своих эмоций, что принимаешь это творение. Ведь у человека свои мысли возникли, искренние.

Как же возможно привить детям любовь к своему предмету, как объяснить детям то главное, что не всегда смогут объяснить другие взрослые, как дать им стойкий иммунитет против равнодушного и циничного мира? Глядя на Ларису Вениаминовну, понимаешь, что это возможно. Учитель, педагог, наставник - это тот, кто одинаково сильно любит детей и свой предмет - литературу.

Беседовала Анастасия ШОХИНА

http://www.nne.ru/pub.php?id=250
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Андрей Садовский
24.04.2024 17:26