Новые академики

0
129
Время на чтение 5 минут
Как живут за монастырскими стенами студенты семинарии и духовной академии, о чем они беспокоятся, а чем не интересуются, рассказывает "Нескучному саду" наш коллега, главный редактор журнала Московской духовной академии "Встреча", студент II курса МДА Петр КОРОЛЕВ.

- На какую аудиторию вы рассчитывали, создавая журнал, какие задачи перед собой ставили?

-Правильней всего будет назвать "Встречу" отраслевым журналом. Мы не ставим себе задачу быть понятными для всех, мы не вспахиваем целину, не обращаемся к тем людям, которые совсем мало знают о Церкви, мы стараемся обращаться к людям уже воцерковленным. Наша читательская аудитория - это студенты и выпускники духовных школ, священники, богословски образованные миряне, воцерковленные студенты светских вузов. Журнал задумывался как точка встречи студентов разных духовных школ, которых у нас сейчас в стране порядка сорока.

Можно говорить о богословии как о созерцательном опыте, неизменном для всех поколений, но язык богословия требует постоянной адаптации: нужно говорить с современным читателем на понятном ему языке, с понятными ему притчами и аллюзиями, объяснить богословские истины в понятной ему системе символов. Совсем непросто поймать внимание читателя, не опустившись при этом до банализации, но есть тексты, написанные простым языком, которые человека захватывают и не отпускают, пока он не дочитает до конца. Профанации не получается, если автор очень глубоко переживает те вещи, о которых говорит.

- Какие темы для вас наиболее важны?

- В Академии относительно недавно был богословский диспут по поводу Евхаристии, очень сложная тема, острейшая дискуссия внутри корпорации МДА. Никого из студентов на диспут не приглашали, он проходил при закрытых дверях. И никто кроме "Встречи", никакое другое СМИ, не могло бы об этом написать на нужном уровне компетентности. Мы должны были изложить очень кратко, но достаточно глубоко позиции участников дискуссии, показать самую суть. И подготовка, и публикация этих материалов подталкивала участников еще точнее формулировать свои мысли, давала новый виток в обсуждении. Люди "болели" этой дискуссией, они думали о ней в течение недель, встречались в коридорах и без каких-либо предисловий продолжали диспут.

Вот такие темы - это наш эксклюзив.

- Академики-атеисты, написавшие письмо президенту, высказываются в том смысле, что верующие - это люди интеллектуально убогие. Может ли "Встреча" побороться с такой мифологией?

- Самый эффективный способ миссионерства - это своей жизнью, ведь слова можно опровергнуть словами, а жизнь ничем не опровергнешь. И в журнале мы показываем, что живем Церковью, и при этом сами - отнюдь не дураки. Поэтому, кстати, на журнал хорошая реакция у студентов МГУ: этой весной была выездная конференция философского факультета, в которой мы тоже участвовали, и я привез туда пачку журналов. Журналы с удовольствием разбирали, внимательно читали, предлагали свои материалы для публикации. И на мехмате, и на истфаке МГУ наш журнал тоже расходится.

- Что такое студенческое издание, оно учебное или популярное? Как вы привлекаете к работе студентов, они же так не любят напрягаться?

- Представьте себе студента, который поступил в семинарию и видит, что в течение ближайших пяти лет он будет жить в стенах монастыря, ходить на лекции, разгружать картошку, есть, спать, молиться. Он понимает, что это - вклад в его будущее, что надо упорно учиться, чтобы когда-то потом начать применять свои знания. Ждать пять лет многие не согласны. Первокурсники обычно вдохновленные и ревностные, они жаждут практического применения своих сил. Кто-то попадает в миссионерский отдел и начинает проводить занятия в школах и ПТУ Сергиева Посада. Кто-то находит себе применение в тюремном отделе, отвечает на письма из мест заключения, собирает и отправляет посылки. А кто-то желает приложить свои журналистские таланты, и идет во "Встречу". И работа в редакции становится для него частью учебы - мало кто поступает в семинарию с навыками написания и редактирования текстов, однако потом на приходе это умение может очень пригодиться.

- Почему у вас довольно мало вопросов практического пастырства? Разве это не есть самый интересный вопрос для семинаристов?

- Журнал отчасти похоже на те лекции, в атмосфере которых мы постоянно находимся. Как ни странно, вопросы непосредственного душепопечения на занятиях затрагиваются довольно редко - их очень сложно обсуждать в большой аудитории, на обобщенных примерах. Даже такой предмет как "Практическое руководство для пастырей" касается только внешней стороны вопроса, чинопоследований, а не "универсальных советов". У многих преподавателей весьма негативное отношение к брошюркам типа "Что скажете, батюшка?", где священники дают ответы на типичные вопросы. Читать такую брошюрку - то же самое, что листать медицинскую энциклопедию: какую болезнь ни откроешь, все симптомы у тебя есть. Диагноз так не поставишь, надо к врачу обращаться. Поэтому и духовные вопросы стоит обсуждать лично, с опытными священниками. Невозможно научить человека принимать исповедь, если человек не умеет сам исповедоваться. Невозможно рассказать, что такое благоговейное служение. Этому можно только научиться на практике, перенять у старших. У Московской семинарии есть огромное преимущество - это возможность общения с опытными лаврскими священниками. Решая собственные проблемы, понимая, как тебе жить дальше, научаешься, как можно помочь другим в подобных случаях.

- Переход в ислам православного священника - это не тема для вашего журнала? Мимо этого все равно не проходят все семинаристы, по крайней мере, московские...

- Конечно, это была бурно обсуждаемая тема, многие восприняли новость про Владислава Сохина с очень большой болью. Я думаю, что немало ребят задавало себе вопрос: "А не случится ли со мной так же? Достаточно ли я тверд в вере?" Для нас эта тема оказалась слишком болезненной, мы ее воспринимали слишком близко к сердцу, чтобы про нее говорить. Вывешивать человека на доску позора? Разбираться, какие причины привели к этому? - Кажется, история падения была более-менее простая. Моральные выводы из нее можно было сделать очень банальные - но тема настолько больно задевала, что от эмоций наверняка бы не удалось избавиться. Какую пользу Церкви мы могли бы принести эмоциональным разбором этого случая? Сравнить этого человека с Иудой? А вдруг он после нашей публикации пойдет и купит себе веревку? - Такую ответственность мы не готовы на себя брать.

- Насколько студенты интересуются светскими новостями?

-У нас в фойе актового зала стоит телевизор, и во время новостей возле него собираются человек пятнадцать - из семисот. Мне кажется, что это показательно. У нас совсем по-другому устроена жизнь. В духовной школе должна быть своя, особенная атмосфера, и проживание на территории монастыря очень помогает. Если ты живешь в монастыре и погружаешься в экзистенциальные вопросы, то телевизор тебе не особо интересен - ни новости, ни фильмы не сравнятся по эмоциональному накалу ни с книгой Исход, ни с "Деяниями Вселенских соборов". Так что в светский информационный поток погружаются очень немногие семинаристы.

- А это разве полезно быть вне потока?

- Если не вызывает снобизма, то полезно. Преподобного Силуана Афонского как-то спросили, читает ли он газеты, ведь зная новости о событиях в мире, можно лучше помолиться за страждущих. На это старец Силуан ответил: "Душа, когда молится за мир, без газет лучше знает, как скорбит вся земля. А газеты приводят ум в смущение, правды из них все равно не узнаешь, так что нет никакой необходимости подогревать свои молитвы этими новостями".

Самые важные новости вмиг облетают всю Академию, так что здесь можно не беспокоиться, что все на свете проспишь, а вникать в политические передряги со слов дикторов ТВ - наверное, не лучшее занятие, на которое стоит тратить драгоценное время учебы.

Беседовала Юлия ДАНИЛОВА

http://www.nsad.ru/index.php?issue=13§ion=14&article=749
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Петр Королев
Все статьи Петр Королев
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Победа45
19.04.2024 05:29