Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Мультреволюция

Анна  Сапрыкина, Правая.Ru

06.11.2007

90-летию со дня начала
Великой Октябрьской Социалистической революции
посвящается

Чтобы "идеи Великого Октября" составили действительное убеждение людей, советское государство стремилось воспитать новое поколение тех, для кого эти "идеи" будут единственными. Большое внимание уделялось детской литературе. Культурное наследие мира пропустили через фильтр "идей Великого Октября"

Ваши дети знают, как выглядит герб России? Когда они увидят двуглавых орлов на Воскресенских воротах (там, где Иверская часовня), они поймут, почему на башнях именно эти сиимволы. Но вы готовы к вопросу вашего ребенка, почему над московским Кремлем не такие же орлы, а красные звезды? А сможете ответить, почему в нашей столице 4 (четыре) улицы, 4 (четыре) проезда и одна станция метро названы в честь Войкова?

Такие "памятники" советскому государству у нас повсюду. Да, памятники - не совсем верно. Их слишком много для памятников... В ящики москвичей кидают газетки "Правда" (октябрь-ноябрь 2007г.) с воззванием Зюганова: "К 1917 году Россия находилась в глубочайшем кризисе. Николай Кровавый, безвольный и недалекий, озабоченный только своими личными делами, правил страной"... Это начало. А в конце вот что: "Мир XXI века стремительно левеет, идеи Великого Октября заново осмысливаются и глубже понимаются новыми поколениями".

Чтобы "идеи Великого Октября" составили действительное убеждение людей, советское государство стремилось воспитать детей - воспитать новое поколение тех, для кого эти "идеи" будут единственными. Продвинутые психологи позавидовали бы тактике этих "идеологов": детей отправили в ясли и детсады, где отборные кователи мозгов могли вести пропаганду правильных установок. Большое внимание (несравненно большее, чем сейчас...) уделялось детской литературе. Культурное наследие мира пропустили через фильтр тех самых "идей Великого Октября".

Эти кастрированные мультики и сейчас показывают нашим детям. Вот, например, один из таких. На экране - царь, коротенький, неуклюжий, корона набекрень. То ли от испуга, то ли еще почему-то он лезет под трон. Акцент на, извиняюсь, ж..е, несоразмерно огромной, которую этот царь пытается протиснуть под злополучный трон. Увидев этот эпизод, уводим детей от телевизора... И тут вступается бабушка. "Ну и что, во всех русских сказках царь так изображается! Да, смешным! Да, дураком! Да, он всегда мешает хорошим героям! От правды никуда не денешься, зачем детей дезинформировать?" В пример была приведена... Сказка о царе Салтане. Та самая, пушкинская. Ведь царь там всем мешает, не проследил, чтобы с женой все в порядке было, а потом этих дур слушал, сам не мог решение принять.

Формирование определенного отношения к государю в советском государстве - это целенаправленная работа, объяснять никому не надо. Специальное искажение исходного текста. Если не путем перессказа, то сокращениями и акцетами в мультфильме. Сказка о царе Салтане - действительно "царская", понятие царя и царской власти здесь - ключевое. От царя исходят судьбоносные решения - так, он определяет третьей сестрице быть царицей и стать матерью наследника. Отправляясь на войну, он не "бросает" беременную жену, а исполняет назначение царя - защищает государство. "Лебедь" - также именнно "царевна"... Созидательные действия царя и царевны пытаются уничтожить "ткачиха с поварихой, сватьей бабой Бабарихой". Весть о рождении они подменяют вестью об уродстве, весть царя о милости - вестью о смерти. Царевна и князь Гвидон созидают, царь стремиться к соединению, и в конце концов царь принимает решение и соединяется с женой и семьей сына. И тогда наступает "Золотой век" - радость и пир... В русских сказках положительные герои отправляются на подвиги именно по благословению или приказу царя. Если царь изначально "злой", то "хороший" герой в конце концов становиться сам царем (заметьте, законным путем). То есть финал - все тот же образ "идеального", нового или очистившегося, монарха. Можно рассуждать, "правильны" ли такие народные мечты, во всех ли сказках они выражаются. Но, наверное, все согласяться - искажать исходные позиции, перевирать тексты - это тот самый "дремучий совок". К тому же это чистой воды "политика", от которой многие из нас стараются держать детей подальше.

Но сегодня все продолжается. В лучших советских традициях. Не всегда, не везде... Но вот пример - Щелкунчик. Все знают эту рождественскую сказку Э.Т.А.Гофмана. Современные дети знают ее по новому, качественно "сделанному" отечественному мультику (2004 год, режиссер-постановщик Татьяна Ильина). Сюжет патриотично переделан - действие развивается в Санкт-Петербурге 19-го века, вместо немецкой Мари здесь русская Маша. Есть и другие изменения. В мультике Щелкунчик - принц, которого за отвратительное поведение с помощью доброго волшебника Дроссельмеера заколдовывают в деревянную игрушку. И этот волшебник дарит испорченного принца-Щелкунчика Маше; девочка, зная историю избалованнного грубияна, проникается к нему чистой любовью... В оригинале же все несколько иначе. Щелкунчик - в прошлом честный и трудолюбивый молодой красавец, заколодованный при пособничестве властолюбивой мыши. Превращенного юношу-игрушку Мари получает от родного отца. И соотвественно любовь девочки - к благородному и честному юноше, а не к мерзавцу. Замечательно, что в оригинале "благословение" героиня получает от отца, а не от некоего волшебника-воспитателя. Семья, отец замещяются тайной волшебной силой.

Подмена характера Щелкунчика интересна не только с точки зрения объекта влюбленности. По Гофману, Щелкунчик - это, безусловно, царь. Во время битвы куклы-подданные называют его "Государь", выражают готовность служить ему. При этом он сам, несмотря на раны, возглавляет войско, остается со своими воинами до конца сражения на поле брани. Он не может бросить своих подданных, хотя его уговаривает красавица-кукла руководить битвой из безопасного укрытия. В мультике Щелкунчик тоже царь. Это тоже многократно подчеркивается. При этом он унижает своих подданных, вся жизнь царя нацелена на развлечение, а в начале той самой битвы от пытается сбежать. Маша подтрунивает над ним, задевая его самолюбие, и только поэтому Щелкунчик решается защищать свою честь. То есть в мультике (2004 год!) образ царя не просто искажен - он противоположен оригинальному. Зачем нужно современным, свободным от цензуры и идеологии авторам уродовать представление о царе, зачем отца заменять волшебником? Ведь идеологии больше нет... Или все-таки есть?

Не все, но большая часть советских мультиков - тех самых, на которых росли наши бабушки и мамы, именно так изображали царя. То же самое - в пересказах для советских детей якобы "народных" сказок.

Для формирования отрицательного отношения не обязательно прямое упоминание царя в негативном контексте. Новое "ноу хау": Государство может отсутствовать вообще. И чем дальше, тем больше создается именно таких детских миров.

Если ребенок хотя бы изредка смотрит телевизор, то вы знаете Лунтика. Едва на экране появляется это наивное и милое существо фиолетового оттенка, дети, особенно дошкольники, прилипают к телевизору. Благо, каждый день "Спокойной ночи малыши" всей стране показывают одну серию. Герои сериала про Лунтика открывают мир, познают основы миробытия, учатся правильно себя вести... Ничему "плохому" они не научат, только "добру", "справедливости", "честности", и все это в игровой форме.

Вроде бы, побольше таких, отечественных, мультиков, а то сплошные стрелялки для малышей или тупой юмор "от японцев и американцев". Настораживает одно. То, что беспокоить, казалось бы и не должно вовсе. Этот удивительный и добрый мир созданный под руководством Дарины Шмидт принципиально отделен от какой бы то ни было общественной жизни. Мир, созданный для деток, в котором нет и не может быть ни государства, ни общества, ни семьи.

В сказке про теремок такие понятия тоже отсутствуют. Вставить в каждый мультик две минуты политического ликбеза или морали о нравственнности и семейной жизни для трехлеток в состоянии разве что маньяк. Но отсутствие того, что называют "политикой", отсутствие понятия о браке, о семье в мега-сериале тоже воспитывает. Воспитывает настоящего современного человека. Для которого государства не существует. Как не существует и семьи. Только "законы природы" и "добро", улыбки и уступки, помогающие людям жить без вражды и насилия. "Миру мир", а государство - "форма насилия". Ведь все люди - братья...

Мои дети смотрят мультики. Ваши, наверное, тоже... Может быть, я снова преувеличиваю. Может, Щелкунчик, Лунтик и их многочисленные братья не имеют ни малейшего отношения к "идеям Великого Октября". Разыгравшееся воображение матери, подающей голос из застенок кухонного рабства... Но все-таки, что вы ответите вашим детям на вопрос о звездах? Ведь звезды горят над нашим Кремлем. Яркие, красные. Очень красиво - особенно ночью.

http://www.pravaya.ru/column/14177



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме