Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

"Ничто так хорошо не освобождает от чувства превосходства над другими, как поиск спасения"

Наталья  Нарочницкая, Религия и СМИ

02.11.2007

- Наталья Алексеевна, вы баллотируетесь в Государственную Думу от партии "Справедливая Россия". Ваша партия выдвинула лозунг "Многонациональной стране - эффективную национальную политику!". Что вы вкладываете в понятие эффективная национальная политика?

- Эффективная национальная политика - это, прежде всего, создание такого климата в стране, когда каждый народ полнокровно может развивать свою культуру. С другой стороны, принадлежность к целому, как это было всегда в истории России, являлась источником ценностей.

Вспомним, что к русскому государству присоединялись многие народы и, в основном, добровольно. Они сохранили верность русскому государству во всех испытаниях. И даже, когда "цивилизованные" поляки хозяйничали в кремлевских соборах, казанские татарские старейшины собрали деньги, ополчение и помогли Минину и Пожарскому. Их не смущали ни колокольные звоны, ни кресты. Они понимали, что в русском православном царстве у них - достойное место.

С другой стороны, этот климат не должен отнимать особенно у русского народа, основателя российской государственности, чувство самостояния в мировой истории.

- Современные конфликты на национальной почве - в чем их причина, на ваш взгляд?

- Многие национальные трения сейчас происходят не от гипертрофированного национального чувства, наоборот, от чувства неуверенности в нем. Поэтому нужно, чтобы все народы не стеснялись быть тем, кем они есть. Я не считаю очень правильным насильно заставлять русских называть себя только россиянами.

Тот плохой русский, кто перестанет чувствовать свои корни, он станет и плохим россиянином. Родина у него будет там, где будут ниже налоги. Поэтому мы как россияне, граждане России совершенствуем парламентаризм, законы, вместе боремся за равный доступ к социальным благам, строим социальное государство.

Здесь, мне кажется, не надо бояться и преподавания основ православной культуры, потому что сущность православного поиска личности, знаете в чем заключается - в преодолении соблазна собственной гордыни. Ничто так хорошо не освобождает от чувства превосходства над другими, как поиск спасения. Мы к причастию идем и говорим, что я самый первый грешник.

Именно при вырождении национального чувства, если оно не освящено высшими ценностями, происходит деградация в зоологический этноцентризм.

Нужно делать так, чтобы национальное чувство было побуждением к историческому творчеству, а не к поиску врага. Любовь к своему, но не ненависть к иному. Только тот, кто любит и ценит свое наследие, способен с почитанием и уважением относиться к подобным чувствам других. Вот эта гармония, этот разносторонний подход и должен обеспечить ту многонациональную уникальность, которую Россия доказала в целом за 1000 лет своего существования. Даже в дохристианский период в дружине киевского князя-язычника, пишет Ключевский, был целый интернационал.

- Это был только российский путь?

- В западной Европе шли по пути моноэтнических и моноконфессиональных государств. Там были жуткие войны между католиками и протестантами, когда треть населения центральной Европы была вырезана. Ассимиляция народов - чудовищное надругательство над свободой совести. Действовал принцип аугсбурского религиозного мира: чья страна - того и вера.

Для России это было бы совершенно немыслимым надругательством над свободой совести. Западная Европа - это кладбище народов, которых европейцы либо насильно ассимилировали, либо изгнали, либо истребили.

Россия в этом отношении представляет собой модель, как можно жить вместе, оставаясь самим собой.

- Вы выступаете за воссоздание Министерства по национальной политике. Почему?

- Это серьезная сфера, и ей должны заниматься люди достаточно глубоко мыслящие и учитывающие все особенности и целого, и отдельность каждого. Поэтому в многонациональной стране это естественно.

- Есть правовые нормы, а есть жизнь. Как быть здесь?

- Не секрет, что во многих регионах России миграция - это черта современной жизни, от которой никуда не денешься. Возникают общины, возникают различные проблемы между населением и приезжими. Государство часто действует абстрактно, принимает какую-то правовую норму. Но существует еще и жизнь, которая не вмещается в эти правовые нормы, если не гармонизировать все эти проблемы не сближать людей, например, через Общественные межнациональные советы, о которых говорится в программе партии "Справедливая Россия". В эти советы могли бы войти авторитетные глубокомыслящие лидеры общественного мнения всех национальностей, проживающих в данном регионе. Мне кажется, так лучше достичь согласия на человеческом уровне, не дожидаясь, чтоб были приняты какие-то правовые нормы.

- Проблема мигрантов сегодня - очень острая проблема. "Справедливая Россия", например, хочет установить ограничения на создание компактных поселений мигрантов по этническому признаку.

- Я очень поддерживаю это, потому что миграция - черта современной жизни, и в демократическом обществе ее невозможно остановить.

При разнице в культурно-цивилизационном смысле, если приезжих очень много - формируется некий клан, и внутриклановая этика превосходит общегражданскую. Могут начаться трения. Надо реально смотреть на вещи. Не стесняться, не закрывать глаза.

Надо планировать миграцию, чтобы не получалось так, что в каком-то христианском районе возникала община совершенно другой цивилизации, объединенная совершенно другими ценностями. Лучше вовремя предотвращать структурное оформление, с которым потом очень трудно будет находить согласие и в бизнесе, и в управлении. Предупреждать умной миграционной политикой.

- Какие нам нужны законы, на ваш взгляд, чтобы миграционная политика стала умной?

- В первую очередь законы, направленные на предотвращение формирования компактных поселений. Должны быть введены какие-то критерии с учетом демографических рекомендаций, экономических, учитывая склонность тех или иных общин к определенным видам деятельности. Должна быть гармония. Даже в советское время была такая дисциплина, как развитие и размещение производительных сил. Трудовые ресурсы тоже являются производительными силами. Поэтому нужно думать об их размещении.

Любовь Балакирева

http://religare.ru/analytics46912.htm



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме