itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Православная тенденция сегодня входит в литературу...

Новости Москвы 
0
142
Время на чтение 7 минут
Леонид Иванович БОРОДИН - главный редактор журнала "Москва", признанного оплотом христианского мировидения в русской литературе основного потока. Это известный писатель, лауреат ряда литературных премий.

- Уважаемый Леонид Иванович! Я обращаюсь к вам не только как к писателю и главе журнала, но и как к христианину, проявившему большую стойкость в вере. Ведь за нее вы когда-то сидели в лагерях... Насколько прочно, с вашей точки зрения, Россия встала на путь религиозного возрождения?

- Россия, может, и встала на путь, но... давайте я скажу прямо: русский народ далеко по нему не ушел. К моему глубокому сожалению. Давайте присмотримся к данным статистики: сколько у нас сейчас воцерковленных православных? Три-четыре процента. В лучшем случае до пяти включительно. А сколько их было пять, десять лет назад? Да столько же, те же самые три-четыре процента. Иными словами, как было, так и осталось. И ни один архиерей из тех, с кем я разговаривал, не сообщил мне о какой-либо положительной динамике в этом отношении. Печально!

Скажете, люди начинают привыкать к христианству? Многие освящают автомобили, а без того не садятся за руль? Не знаю, мне кажется, это попахивает язычеством: ведь, придя к священнику, чтобы совершить этот обряд, владелец автомобиля, может быть, совсем не верит в Бога. Толпы приходят к мощам, которые выставлены для народного поклонения. Тысячи и тысячи стоят в очередях, чтобы приложиться. Многие люди, опять-таки неверующие, приходят, чтобы прикоснуться к ним "на всякий случай". Без веры, даже без определенного понимания, что именно они совершают. Это еще не христианское возрождение... Рано. Думаю, рано говорить столь значительные слова.

- Допустим, людей по-настоящему воцерковленных действительно немного. Но миллионы тянутся к церковной жизни, два-три раза в год подходят к причастию, исповедуются, погружаются в православную культуру и православный быт. Они крещены, они веруют, хотя и не воцерковлены глубоко. Разве это нельзя считать свидетельством позитивных изменений?

- Позитивные изменения есть, только обсуждать их стоит в иных выражениях. Давайте назовем эти изменения более точно или более скромно: произошло прежде всего возрождение Церкви как полнокровного института. Именно так: возрождение Церкви. Лучшим свидетельством этого процесса я считаю массовое строительство храмов. Сейчас открытие нового храма стало привычным делом. Люди не так уж замечают... Но ведь какая воля нужна в каждом отдельном случае, какие средства! И какое прежде всего личное подвижничество. Ведь без подвижнического поведения, в первую очередь совершенно бескорыстного, ничего не сдвинется с места, ничего не происходило и не произойдет! На этом до сих пор все стоит, уверяю вас.

В качестве примера могу привести деятельность Фонда святителя Николая Чудотворца, в частности, А.Ю. Быкова. Что за люди, какие замечательные там люди! Настоящие чудеса творят. Вернее, ими творятся чудеса. Я точно знаю, что фонд занимался строительством церквей и построил не менее десяти. Фонд воздвигал памятники святым, обновлял захоронения мощей. И так далее. У них множество славных дел, совершенных бескорыстно. К несчастью, мало кто знает о них и об их делах, мало кто говорит об этом, а ведь надо бы!

Еще одно радует душу: объединение нашей Русской Православной Церкви с зарубежниками, произошедшее в 2007 году, несколько месяцев назад. Вот великое дело! Сколько из-за трещины, пролегшей между РПЦ и зарубежниками, оставалось абсолютно ненужного напряжения в среде верующих! Так вот, объединение все напряжение сняло. Православные должны видеть в объединении Церквей повод для чистой радости.

Происходят вещи новые, их прежде и представить-то было невозможно. В них опять-таки заключается повод для большой душевной радости. Вот, например, появление полковых священников - признак серьезной перемены. Особенно это хорошо там, где за дело берется опытный батюшка, настроенный всерьез работать с армейской средой.

И, наконец, введение в средней школе курса "Основы православной культуры". Не будем, конечно, преувеличивать: процесс пока идет медленно, где-то вводят ОПК, где-то пока их ввод тормозится. И, кроме того, в ближайшие годы не стоит ждать какого-то взрывного эффекта от "Основ православной культуры", не пойдут сразу тысячи мальчиков и девочек в церковь. Но следует думать о будущем. "Основы православной культуры" представляют собой очень важный задел на будущее, именно на будущее, хотя и не слишком близкое. Для всей страны, для... как вы сказали? христианского возрождения?.. вот именно для этого "Основы православной культуры" исключительно важны.

- Как отразилось "второе крещение Руси" в художественной литературе? Как глубоко вошло православное миросозерцание в умы наших литераторов?

- Невозможно ответить на этот вопрос однозначно.

Скажем прямо, в списках наиболее известных, наиболее крупных литературных премий я православных текстов не вижу. Во всяком случае, в шорт-листах, а уж о лауреатстве и говорить не приходится. Возможно, лично православные люди и оказываются там. Но художественные произведения, в которых христианское видение мира играло бы роль стержня, туда не попадают. Посмотрите: вот "Букер", вот "Большая книга"... Где они там? Положительно их там не отыскать. Их отмечают лишь в рамках особых премий, ориентированных на христианские ценности, на патриотизм. Ну а в случае с крупной премией, вроде бы нацеленной на "универсальность", то есть отбор лучших текстов вне религиозных и политических мотивов, что-то или кто-то останавливает христианскую литературу на пороге, не открывая дверей.

В то же время православная тенденция, безусловно, сегодня входит в литературу. Кое-что сдвинулось с мертвой точки, кое-что изменилось в лучшую сторону. Так, в нашем журнале, да и, пожалуй, в журнале "Наш современник" (у них - в несколько меньшей степени, они ориентированы несколько иначе) постоянно, из года в год, из месяца в месяц, публикуется большая группа авторов, каждый из которых смотрит на мир глазами христианина. И это ясно видно в их рассказах, романах, стихах.

Другое дело, что произошел еще один позитивный сдвиг. Многие писатели сейчас обращаются к опыту классической традиции русской литературы, к лучшему, что было создано в XIX столетии. Очень отрадно! Ведь эта перемена происходит после долгой вакханалии постмодернистских литературных экспериментов. Значит, здоровая основа русской литературы не была разрушена, ее удалось сохранить.

- Чье творчество вы можете отметить в качестве примера по-настоящему христианской литературы в России?

- Валентина Распутина прежде всего. Внешне он не столь уж часто проявляет свою веру в литературном творчестве, но по духу все его произведения, несомненно, православные. Не имею представления о степени воцерковленности Распутина, а потому не возьмусь рассуждать об этом. Нет, не возьмусь. Но вот дал ему Бог, он и пишет по-настоящему христианские тексты.

Был ли замечательный писатель Сергей Залыгин православным? Я не знаю, не могу сказать наверняка. Но, например, его роман "Комиссия" представляет собой замечательное достижение современной христианской литературы. В нем виден дух христианства.

Довольно много талантливых писателей, пишущих в этом русле, представил читателям наш журнал. Я мог бы назвать, скажем, Бориса Спорова. И, конечно, Веру Галактионову. А из людей помоложе, другого поколения, на ум приходят Василий Дворцов, Михаил Лайков. Поверьте, в наши дни появилось довольно много новых людей на этой почве. Если я попробую сейчас перечислить всех, то у меня на это не хватит памяти, а у вас - времени.

- А есть ли разница, по вашему мнению, между понятиями "писатель-христианин" и "христианский писатель"?

- Это два принципиально разных явления.

Что такое писатель-христианин? Верующий во Христа литератор. Он может быть в большей или меньшей степени талантлив, он может в большей или меньшей степени проявлять свою веру в художественных текстах, но добавить к тому краткому определению, которое было высказано мною выше, просто нечего.

Христианский писатель... Что это такое? Может быть, лучше говорить "церковный писатель"? Тут возникает сложность, о которой я хотел бы поговорить иносказательно. Был во Франции писатель Поль Бурже, крепко верующий католик. Его точно можно назвать христианским писателем. У него все романы полны христианской назидательности. Но... до высот большого таланта Бурже не дотягивал. Никогда не дотягивал. И во французской литературе ему доставались вторые роли. Что, в общем, справедливо. Понимаете, в чем тут проблема?

- Надеюсь, да.

- Полагаю, этого достаточно.

- Как бы вы оценили так называемый красный ренессанс, поднявшийся в последние годы в культуре и в сфере идеологии?

- Ренессанс? Я совершенно не согласен со словом "ренессанс". Неправильно так говорить. Что предполагает использование термина "ренессанс"? Возрождение чего-то забытого, умершего, прекратившегося. А что мы видим в реальности? Умерла ли советская, коммунистическая тенденция? Была ли она совершенно забыта? Нет, этого не случилось. Красная тенденция тянулась через все 90-е годы и не пресеклась. Живо до сих пор поколение, в сознании которого она укоренена прочно. И, конечно, нельзя забывать о том, что жива и компартия, она-то уж точно никуда не исчезала, она постоянно напоминала и напоминает о себе. Именно компартия в первую очередь влияет на формирование "людей смуты". А им необходимо иметь какой-то догмат в голове. Так вот, коммунисты его охотно дают.

Другое дело, что и особенного усиления этой тенденции я тоже не заметил. Во всяком случае, общение в кругу знакомых мне литераторов, да и знакомство с материалами СМИ не создали у меня такого впечатления.

- Как, по-вашему, сохраняется ли противостояние лагерей западников-либералов и почвенников-патриотов в современной русской литературе? Какие формы оно принимает? Не началось ли дробление лагерей на более частные? Или же литературный процесс создал ситуацию, в которой противоборство двух партий в нашей культуре может быть снято?

- Безусловно, это противостояние сохраняется и еще долго будет сохраняться. Возможно, всегда.

Выросло целое поколение людей без коммунистического догмата в голове... но, к сожалению, и без христианских догматов в сердце. Для них представление об особой миссии России в мире - пустой звук.

Полагаю, тем, кто всерьез "окунулся в Запад", измениться просто невозможно. Разве что с ними произойдет нечто чрезвычайное... Они всегда будут такими, каковы они сейчас. И значит, наше противостояние с повестки дня не снимается.

Беседовал Дмитрий ВОЛОДИХИН

ДОСЬЕ

Леонид БОРОДИН


Русский писатель. Родился 14 апреля 1939 г. в Иркутске в семье учителей. Учился в спецшколе МВД, откуда ушел после XX съезда партии (1956), затем в Иркутском государственном университете (исключен в 1957 г. за "политическое фрондерство"). В 1962 г. окончил заочное отделение педагогического института в Улан-Удэ. Работал учителем истории, воспитателем и директором школ-интернатов. В 1965 г. вступил в социал-христианскую организацию, за участие в которой в 1967 г. приговорен к 6 годам тюрьмы, где и начал свою литературную деятельность: повести и рассказы "Повесть странного времени", удостоенная премии французского ПЕН-клуба "Свобода" (1969); "Встреча" (1970), "Гологор" (1974).

В 1974-1975 гг. - помощник составителя поездов на станции Очаково в Москве, в 1976-1978 гг. - заместитель директора санэпидемстанции в Петушках (Владимирская обл.). С 1978 г. публикует в заграничном русском издательстве "Посев" рассказ "Вариант" (1978; герой - политический террорист), повесть "Правила игры" (1978), посвященную лагерной теме, повесть "Третья правда" (1979), где выведены специфически-национальные типы праведника и бунтаря и показано противостояние советскому режиму и русского интеллигента, и мужика, а также роман "Расставание" (1981-1982 гг.) о типичном столичном интеллигенте второй половины XX в., диссиденте в мыслях и конформисте в поведении. В 1982 г. Бородин был снова осужден за антисоветскую деятельность, в 1988 г. досрочно освобожден. Бородина начинают публиковать на родине, наряду с зарубежными премиями он получает отечественные (правительства Москвы, журналов "Юность" и "Наш современник", "Роман-газеты"). С 1992 г. Бородин - главный редактор журнала "Москва".

http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=169&tek=7421&issue=204
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 13:29
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Советский недобиток
28.03.2024 11:11
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34