itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Не подведенные итоги Кавказской войны и Олимпиада-2014 в Сочи

0
248
Время на чтение 6 минут
Кавказская война 1818-1864 годов с равным ожесточением шла и на Северо-Восточном, и Северо-Западном Кавказе. На Северо-Восточном Кавказе она обрела формы "кавказского мюридизма", опираясь на радикальную интерпретацию концепции "джихада", или "газавата" (священной войны правоверных против неверных), и формально закончилась в 1859 г. в связи с пленением легендарного дагестанского имама Шамиля. Однако на Северо-Западном Кавказе, населенном преимущественно многочисленными адыгскими племенами, сопротивление горцев не носило характера "газавата", а базировалось, в основном, на связях этнической солидарности. Принято считать, что Кавказская война была завершена именно на Северо-Западном Кавказе, а ее последний выстрел прозвучал 21 мая 1864 г. на территории нынешней Красной Поляны (Краснодарский край), где планируется проведение Олимпийских игр 2014 года.

В то время Северо-Западный был населен, главным образом, адыгскими племенами и близкими к ним абазинами и абхазами. Итогом Кавказской войны и последовавшего "мухаджирства" (эмиграции) северокавказцев, прежде всего адыгов (преимущественно в Турцию), стало резкое сокращение в регионе численности всего адыгского суперэтноса, а также практическое исчезновение здесь некоторых адыгских субэтнических групп - абадзехов, бжедугов, натухайцев, убыхов и др. Убыхи жили между реками Шахе и Хамыш, Шапсухо и Мдзымта, Псезуапсе и Саше. На западе они граничили с землями натухайцев, на северо-западе - с шапсугами, на севере - с абадзехами, на юге и юго-востоке - с абхазами1. Иными словами, убыхи заселяли территорию, на которой планируется проведение Олимпийских игр 2014 года.

Развал Советского Союза привел к этнизации общественно-политической жизни на части территории РФ. Особенно это характерно для северокавказских республик, в том числе Северо-Западного Кавказа. Здесь в конце 80-х - начале 90-х гг. стали возникать многочисленные политические партии и общественные организации, большая часть которых образована по этническому признаку. Среди них - "Адыгэ Хасэ" (Адыгея), "Адыгский национальный конгресс" и "Конгресс кабардинского народа" (Кабардино-Балкария), филиал "Адыгского национального конгресса" (Карачаево-Черкесия), "Хасэ шапсугского народа" (Краснодарский край) и др. Одновременно влиятельными политическими субъектами постепенно становились религиозные и культурно-просветительские организации. В последние годы здесь сформировались радикальные мусульманские структуры - так называемые "молодежные джамааты", представляющие собой, по сути, сетевые структуры террористического движения, прикрывающегося исламом.

Родственные адыгские народы (адыгейцы, кабардинцы, черкесы, шапсуги) и близкие к ним абазины и абхазы оказались разобщенными административными границами субъектов Российской Федерации (Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Краснодарский край) и межгосударственной границей (Абхазия). В начале 90-х годов это привело к реанимированию идеолого-политического конструкта "Великой Черкесии", подразумевающей территориально-политическое единение всех адыгов Северо-Западного Кавказа. Одновременно в результате мухаджирства за рубежом образовалась влиятельная диаспора адыгов. В 1992 г. на этой основе была создана "Международная Черкесская Ассоциация" (МЧА), поставившая в качестве основных целей активное возвращение на историческую родину зарубежных соотечественников, а также сохранение языка, культуры, обычаев, традиций народа, поддержание связей с зарубежными адыгами.

Этноэтатизм всегда создает собственную идеологию, обосновывающую властные притязания групп, взявших его на вооружение. С конца 80-х гг. ХХ в. стали появляться огромные пласты псевдонаучных "исследований", выдвигающих идеи "возрожденчества", обретения "корней", восхождения к истокам. Их инициаторами выступали и выступают идеологи и практики различных этнонациональных и исламистских движений Северного Кавказа. В результате сегодня мы являемся свидетелями вовсе не мифического, но реального возрождения абречества, а также непотистских (родственно-кумовских) связей, различного рода ограничений для "не своего" по крови бизнеса, требований депортации со "своей земли" чужаков, образования "исламского халифата" и т.д.

В конце 80-х - начале 90-х гг. националистические идеи усилиями, прежде всего, "коренных" ученых национальных республик Северного Кавказа были закреплены в материалах научных конференций, семинаров, круглых столов по различным региональным проблемам. Именно тогда зародились различные северокавказские мифы, были внедрены антинаучные (и антироссийские) термины "русско-кавказская война", "геноцид северокавказских народов" и т.п. Одновременно эти темы были актуализированы средствами массовой информации. В этот же период националистические идеи из научных изданий и СМИ плавно перекочевали в школьные учебники по истории практически всех республик. Так, в изданных несколько лет назад в Республике Адыгея учебниках истории для 5-9 классов просматривается ярый "адыгоцентризм", нежелание считаться с традиционной полиэтничностью, с историей региона. Название серии учебников, по мнению экспертов, маскирует очевидную подмену "истории Адыгеи" историей адыгейцев и их возвеличиваемых предков. Аналогичные издания имеются и в других республиках Северного Кавказа.

В результате возникают новые, идеологически все более агрессивные националистические организации, среди которых особо следует отметить "Черкесский конгресс", учрежденный несколько лет назад в Адыгее. Заявленная цель Конгресса - содействие развитию национальных обычаев, поддержка членов движения, возрождение культуры адыгов. Однако реальные дела не очень соответствуют этим внешне благозвучным и благородным задачам.

Особенно активизировалась деятельность Конгресса в 2006 году, когда активно обсуждался вопрос об укрупнении Краснодарского края за счет вхождения в его состав Адыгеи. Неуклюже поставленный федеральным центром вопрос об объединении Адыгеи и Краснодарского края привел к радикализации адыгейского национального движения, в частности, к усилению влияния того же "Черкесского конгресса". Сегодня это движение мобилизует националистически настроенные силы, выдвигающие лозунги сохранения за Адыгеей статуса республики, признания "геноцида" адыгов в Кавказской войне, права на репатриацию диаспоры и возвращения территорий под эту репатриацию (так называемая "деколонизация" адыгских земель). Мобилизованы зарубежные черкесские организации, создан "Всемирный комитет солидарности с Республикой Адыгея", состоящий из граждан Израиля, Иордании, Турции, США, Канады и стран Евросоюза (руководитель - Харун Тхаухо, гражданин Израиля). Этот комитет организует за рубежом шумные информационные акции, плодит мифы об "имперской политике" России на Северном Кавказе, о подавлении государственности адыгов, самоопределившихся в рамках Республики Адыгея. Через диаспору осуществляется выход на международные структуры. Так, было отправлено обращение в Страсбург с просьбой поддержать право адыгов на самоопределение, получен и формальный ответ из Совета Европы.

В случае реализации "московского проекта" объединения Адыгеи и Краснодарского края представители Конгресса не исключают даже возможности развязывания на Северо-Западном Кавказе "войны". Из уст заместителя председателя "Черкесского Конгресса" Заура Дзеукожева не так давно прозвучала угроза: "...в Адыгее появятся и очень громко заявят о себе другие люди, которые уже активно действуют во многих других кавказских республиках и которые настроены не на компромисс, а на противостояние. Эти люди будут не говорить, а стрелять... назовем это национально-освободительным движением..." 2.

Сама организация ("Черкесский конгресс") пока немногочисленна, но риторика лидеров становится более требовательной. Базируясь на территории Адыгеи, организация имеет свои отделения также в Кабардино-Балкарии и в Карачаево-Черкесии. Требование объединения этих трех республик в рамках политики "укрупнения регионов" - еще одно идеолого-пропагандистское клише лидеров "Черкесского конгресса".

Накануне и сразу после принятия Международным олимпийским комитетом решения о проведении Олимпиады-2014 в Сочи радикально-националистический "Черкесский конгресс" и родственные ей организации в унисон заговорили о невозможности реализации этого решения, шумно заявляя, что Олимпийские игры не могут проводиться на "костях" народа, подвергшегося "геноциду".

Кавказская война XIX века, действительно, носила ожесточенный характер, и обе стороны - русские и горцы - демонстрировали в ней храбрость, героизм, стойкость и отвагу. Много погибло в этой войне и русских, в том числе казаков, и адыгов, чеченцев, дагестанцев, представителей других горских народов. И хотя Кавказская война формально закончилась более 143-х лет назад, черта под ней, как видно, еще не подведена. Олимпийские игры, которые должны пройти в 2014 году на Кавказе, дают возможность сделать это. По примеру многих европейских стран, было бы правильным установить на территории Красной Поляны памятник убыхам и российским воинам, сложившим головы в Кавказской войне. Этот символический акт, несомненно, будет положительно встречен общественным мнением на Кавказе и ослабит позиции этнонационалистов.



1 Тхайцухов М. Об этнической карте Западного Кавказа и Черноморского побережья в 1830 г. // Новая Народная газета (КЧР). N 16. 1999. 24-30 ноября.

2 Интервью З.Дзеукожева аналитическому еженедельнику "Дело" // Черкесский Конгресс. N 3. 2006. март.

http://www.fondsk.ru/article.php?id=1031
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марат Манкиев
Все статьи Марат Манкиев
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Владимир С.М.
28.03.2024 21:07
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
28.03.2024 19:34
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30