Церковь в режиме он-лайн

0
158
Время на чтение 7 минут
Церковь, отделенная конституционно от государства, делает все, чтобы государство это уважали во всем мире, чтобы оно развивалось и процветало. И по многим позициям взгляды РПЦ и СМИ совпадают. Как сделать так, чтобы взаимопонимания между ними было больше? Большой круг участников собрал "круглый стол" "Образ РПЦ в петербургских СМИ", состоявшийся в редакции нашей газеты.

Емкий анализ того, как изображали Русскую Православную церковь крупнейшие газеты северной столицы десять лет назад и как это делается сегодня, представил собравшимся протоиерей отец АЛЕКСАНДР - председатель издательского отдела Санкт-Петербургской епархии, ответственный редактор церковного журнала "Вода живая", основанного в 1875 году и возобновленного в начале третьего тысячелетия.

Вот что он сообщил:

- Исследователей заинтересовало, какие стороны жизни Церкви в наибольшей степени притягивали внимание журналистов, какие, напротив, пресса обходила вниманием в каждый из периодов. Был поставлен вопрос о наличии в Петербурге профессионального сообщества журналистов, специализирующихся на религиозной тематике.

Результаты исследования оказались неоднозначными. Так, увеличилось количество публикаций в городской прессе, посвященных или касающихся РПЦ. В то же время доля их в общем массиве публикаций остается очень небольшой (в среднем около 1% из всех публикаций исследованных изданий в 1997 г. и около 1,2% в 2007-м), что в целом говорит о том, что церковная тема не является "кассовой", по крайней мере для исследованных изданий.

Большинство публикаций создают безусловно позитивный образ РПЦ, но в то же время число положительных публикаций снизилось (с 86% в 1997 г. до 75% из общего числа публикаций о РПЦ в 2007 г.); увеличилось количество публикаций, носящих конфликтный характер (соответственно, с 14 до 25%). Хотя, насколько позволяет судить анализ тем публикаций, зачастую в "конфликтных" статьях собственно "конфликт" не носит идейного характера. Часто речь идет, например, о юридическом статусе церковных зданий (собственность, охрана, реставрация и т. п.), а также о различных происшествиях (основной тип происшествия - кража икон).

Иными словами, по мнению авторов исследования, умеренное количество конфликтных публикаций свидетельствует скорее о наличии свободы слова и о пробуксовывании некоторых государственных законов о недвижимости, чем о серьезном конфликте между обществом и Церковью.

Из всех показателей наиболее заметно изменились темы статей. Так, больше стало говориться об участии РПЦ в общественной жизни (в 1997 г. - 9% из всех публикаций, в 2007 г. - 20%), а также о событиях современной церковной жизни (в 1997 г. ей посвящается всего 9% публикаций, в 2007 г. - уже 17%). Также Церковь стала меньше ассоциироваться с фольклором, с народными традициями и обычаями (12% против 3%).

В целом жизнь церкви все больше вписывается в общественную (меньше стало публикаций о церковных праздниках и днях памяти святых, зато больше сюжетов о РПЦ стало появляться в разделах официальной или светской хроники). Таким образом, по мнению социологов, пресса, а вместе с ней и общество привыкают к присутствию церкви во многих сферах жизни и считают его естественным.

Полученные данные позволяют судить также о росте уровня компетентности журналистов в вопросах церковной традиции. Однако в целом многие журналисты по-прежнему плохо осведомлены в нормах церковного устава и лексикона, в результате чего, например, имена священнослужителей и названия икон приводятся в произвольной форме (чаще же - без упоминания сана (у священника) или точного названия (у иконы). Иными словами, полагают исследователи, образ РПЦ в прессе стал и более конкретным, но в то же время пресса с трудом осваивает специфический церковный язык.

Кроме того, как отмечают исследователи, по-прежнему описывается в основном внешняя сторона жизни церкви. Практически ничего не сообщается о ее социальных и благотворительных проектах, миссионерской деятельности. Неизменной осталась и такая тенденция: "героями" публикаций становятся в основном Святейший Патриарх, реже - священнослужители, еще реже - миряне и конкретные приходы. Иными словами, основа церкви - сообщество верующих, его жизнь, его позиция - зачастую остается вне поле зрения журналистов.

- В связи с этим информационная служба Санкт-Петербургской епархии "Вода живая" и редакция газеты "Санкт-Петербургские ведомости" инициировали совместный проект - серию "круглых столов" для журналистов, посвященных религиозной тематике в СМИ, - подытожил отец Александр.

Выбор на нашу газету пал не случайно. Не будем вспоминать, насколько тесно взаимодействовали "Санкт-Петербургские ведомости" и епархия до 1917 года. Но даже в годы духовного беспамятства наша газета чуть не целую полосу посвятила титаническому труду митрополита Ленинградского, Новгородского и Ладожского Алексия, возрождавшего порушенные храмы в регионе. В нашей газете ежегодно публикуются материалы, связанные с Рождественскими и Пасхальными посланиями Святейшего Патриарха Алексия II.

- Во всех сферах жизни нашего общества: в экономике, в политике, в семье - укрепляется понимание необходимости строить жизнь на основах христианской нравственности, - призывает Святейший Патриарх. - Но потрудиться нужно еще очень и очень много. Особо следует заботиться об укреплении семьи, дабы сделать ее крепкой и гармоничной... Если наши семьи воистину станут "малыми церквями", сильными единой верой, полными взаимной любви мужей и жен, родителей и детей, - наши народы забудут о моральном кризисе и о многих бедах, этим кризисом порождаемых.

Эти же задачи в той или иной степени решают и журналисты средств массовой информации. Сугубо "ведомственных" - церковных и светских. За исключением, наверное, желтой прессы.

Насколько же достоверным является образ РПЦ в петербургских газетах и журналах? Как складываются взаимоотношения Церкви со СМИ в Петербурге? С какими проблемами сталкивается петербургский журналист, пишущий на церковную тему? Что делает Церковь, чтобы рассказать обществу о себе?

На эти и другие вопросы попытались ответить участники "круглого стола".

- Прежде всего я хотел бы немного развернуть анализ, выполненный протоиереем отцом Александром относительно взаимодействия журналистов и Русской Православной церкви, - подчеркнул шеф-редактор газеты "Санкт-Петербургские ведомости" Дмитрий ШЕРИХ. - Результаты противоречивы. С одной стороны, наблюдается увеличение числа авторов и публикаций. А с другой, если взглянуть критически, с позиций качества, то меня как журналиста представшая картина не может удовлетворить.

Если посмотреть по сути, то большинство авторов публикаций о Русской Православной церкви рассматривают ее как предприятие. Как предприятие, которое имеет в городе какие-то здания, у которого есть какие-то сотрудники. И в публикациях сообщается: вот идет реконструкция, реставрация, очередной ремонт, открыт очередной храм. Словом, церковь предстает одним из субъектов городской жизни. И весь разговор, если угодно, идет на информационно-бытовом уровне.

Очень мало публикаций, которые были бы посвящены сущности Русской Православной церкви, ее взглядам по тем или иным вопросам. Вот это на сегодня одна из острых проблем. Причин тому много. И недостаточный зачастую профессионализм журналистов, и недостаточное знание темы. Но одновременно есть и такие вполне очевидные факты, как нежелание некоторых церковных чиновников идти на контакт.

Наблюдается, как мне кажется, недостаточная активность Церкви, в том числе ее иерархов, в вопросах, которые имеют общественное значение в городе. Самый простой конкретный и недавний пример. У нас обсуждается проект "Газпром-Сити". Весь город активно дискутирует на эту тему. Говорится о том, что во все времена самыми высокими были храмы - символы духовности города. А если появится небоскреб "Газпром-Сити", это будет говорить о приоритете бизнеса над духовностью. В рамках СМИ (городских и даже федеральных) выступили историки, архитекторы, краеведы, но ни один деятель церкви не высказал свое мнение, не поддержал эту точку зрения.

- Имеет ли право журналист критиковать деятельность церкви? - говорил в своем выступлении обозреватель Интернет-портала "Религия и СМИ" Александр ЗАЙЦЕВ. - Огульно, разумеется, нет. Но в конкретном случае после вынесения порицания в адрес конкретных лиц вполне может. В рамках Закона о печати и церковных законов. И церковь в таком случае сама может предоставить материалы.

Церковь ведь не экзотический заповедник. В Санкт-Петербургской епархии существует отдел по связям с общественностью, который, как правило, действует мобильно, помогая журналистам в их работе. Примером удачного подхода к освещению церковной жизни, полагаю, может служить хороший опыт сотрудников журнала "Вода живая". Здесь не боятся острых тем, выходят далеко за пределы церковной ограды. В журнале вы найдете и оперативную хронику, и исторические материалы, и ответы на вопросы читателей, и проповеди, и очерки о просветителях богословия, и корреспонденции о светской жизни Петербурга. Причем все это на хорошем, доступном русском языке.

Внушительным опытом поделился главный редактор епархиальной радиостанции "Град Петров" председатель отдела по благотворительности Санкт-Петербургской епархии протоиерей отец АЛЕКСАНДР (СТЕПАНОВ).

- Было бы преждевременным сказать, что у нас нет проблем, - отметил он. - Они есть, но главное, что мы не уходим от них, а кропотливо изо дня в день пытаемся их решать. Информацию даем взвешенно, доступным языком, противопоставляя встречные взгляды. Пусть выступают и коммунисты, и либералы... Существуем семь лет. Вещание ведем с семи часов утра до часа ночи ежедневно в режиме он-лайн, грамотно используя и Интернет. Вероятно, скоро перейдем на круглосуточную работу, как того требуют наши слушатели. Особой популярностью пользуются материалы христианской, культурно-просветительской тематики, литературоведческие, церковная и классическая (светская) музыка. Бардов и эстрады у нас нет.

Тем для передач очень много. Ведь у церкви сегодня есть и свои возрожденные учреждения - школы, больницы, отделы по оказанию помощи старикам, одиноким, беспризорным детям, тем, кто стал жертвой наркомании, алкоголизма... Этими проблемами занимаются серьезные специалисты.

Хочу откликнуться на тему "Газпром-Сити". Да, в светских СМИ позиция представителей Церкви была практически не слышна. Но мы на нашем радио эту тему обсуждали многократно. И все участники дискуссии высказались против аргументированно, убедительно. Свою точку зрения выразил епархиальный архитектор, являющийся уважаемым профессором Российской академии художеств.

Слушатели "Града Петрова" просят расширять границы вещания. Поэтому мы выходим на спутник, чтобы нас слушали и в Луге, и в Выборге... Есть интерес к нашим передачам в Эстонии, Белоруссии. Будем искать возможности удовлетворить этот спрос.

Участники "круглого стола" подробно обсудили и проблемы миссионерской деятельности Русской Православной церкви. И в этих вопросах журналисты светские и церковные подтвердили не только знание предмета разговора.

- Мы пока ищем друг к другу тропки, нащупываем то, что сближает профессионалов журналистского ремесла, - подытожил шеф-редактор Дмитрий Шерих.

http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10245551@SV_Articles
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Иванов
Пожалуйте в историю!
Только принесите справку, на кого работаете
01.10.2008
Все статьи Юрий Иванов
Последние комментарии