О влиянии христианской цивилизации на историческое развитие Японии

0
287
Время на чтение 5 минут
Взаимоотношение христианства и местных религиозных систем относится к сфере межцивилизационных взаимодействий. Выяснение истории и механизма этого взаимодействия имеет большое значение для понимания перспектив взаимной адаптации мировых религий, что, в свою очередь, важно с точки зрения решения многих проблем, стоящих перед человечеством в современную эпоху.

Вопрос о синтезе Востока и Запада в сфере духовной жизни давно уже стоит перед отечественной культурологией и исторической наукой. Предпринимались небезуспешные попытки его решения. К сожалению, это не касается Японии. Вопрос о влиянии христианства на общественное развитие Японии относится к числу слабо изученных в отечественной исторической науке, результаты этого изучения носят фрагментарный характер. Нет полной картины, которая позволяла бы в динамике представить взаимодействие христианства и японской традиционной культуры. В данной работе предпринимается попытка восполнить этот пробел.

Как известно, Япония - представитель дальневосточной конфуцианской цивилизации. Многие исследователи относят ее к самостоятельной дочерней цивилизации, отпочковавшейся от дальневосточной конфуцианской. Японская цивилизация, как дочерняя цивилизация, имеет отличия от классической китайской формы. Ее культура относится к открытому типу культуры, точнее, следовало бы ее назвать полуоткрытым типом. Для нее характерно умение впитывать и усваивать внешние воздействия, сохраняя свои незыблемые основы. На протяжении всей истории своего существования для японской религиозной жизни характерно сохранение синтоизма в качестве фундамента религиозной жизни. Открытость японской культуры некоторые исследователи объясняют влиянием синтоизма, для которого характерен своего рода прагматизм в подходе к инородным духовным ценностям. В этом же направлении действовал и конфуцианский рационализм, утвердившийся в Японии в эпоху Токугава в результате превращения неоконфуцианства (чжусианства) в официальную идеологию.

Эти особенности во многом объясняют взаимоотношения христианства и японского общества.

Первое соприкосновение японского общества с христианством относится к XVI в. В это время Япония переживала драматический период в своем развитии, связанный с упадком сегунской династии Асикага, разбеганием отдельных территорий от ослабевшего центра, усилением раздробленности страны и в то же время отмеченный попытками отдельных феодалов положить конец этой раздробленности и добиться объединения страны под властью центрального правительства.

Во взаимоотношениях христианства и местного поликонфессионального общества можно выделить четыре периода. Первый период приходится на XVI - начало XVII вв. Его можно обозначить как период интенсивной экспансии христианства в Японию, в результате которого японское общество оказалось поставленным в большую зависимость от христианских миссионеров, действовавших напористо и целенаправленно.

Второй период приходится на середину XVII - середину XIX вв. Он во многом совпадает с эпохой господства сегуната Токугава. Для него характерно введение системы "закрытого государства", осуществление политики изоляции страны от внешнего мира. Эта политика была направлена своим острием против христианской цивилизации, влияние которой было сведено до минимума.

Наступление третьего периода связано с насильственным прекращением изоляции Японии от внешнего мира в середине XIX в. Военно-техническое превосходство западной цивилизации над Японией имело свое логическое продолжение в своего рода христианском ренессансе в стране, который, однако, не достиг того размаха и силы влияния, как это имело место в XVI в. В целом этот период продолжается до окончания второй мировой войны.

Четвертый период наступает после поражения Японии во второй мировой войне. Этот период принес с собой вторую волну европеизации в Японии, которая по своим масштабам и глубине намного превосходит волну европеизации, нахлынувшую во второй половине XIX в.

Рассмотрим более подробно наиболее существенные перемены в японском обществе, которые повлекло за собой появление христианства.

XVI в. вошел в историю как "эра христианства" в Японии (английский исследователь Дж. Боксер так и назвал свое капитальное исследование, посвященное первому опыту межцивилизационного взаимодействия между христианством и традиционным японским обществом, - "Век христианства в Японии"). В XVI в. христианство проникает в Японию в особенно агрессивной форме. Авангардом распространения христианства в Японии были иезуиты, стремившиеся подчинить себе японское общество. Им удалось глубоко укорениться в южных провинциях страны. Юг Японии стал своего рода государством в государстве. Большую роль в распространении христианства в Японии в XVI в. сыграл испанский миссионер Франциск Ксавье, причисленный к лику святых католической церковью. К началу 80-х гг. XVI в. в Японии насчитывалось уже 200 церквей и 150 тыс. местных католиков.

Проникновение христианства в Японию лишний раз напомнило об угрозе независимости японского государства и вызвало реакцию отторжения. Изоляция Японии от внешнего мира - это своего рода реакция на агрессивную экспансию христианства, грозившую утратой культурной самобытности.

Нужно отметить, что несмотря на жесточайший контроль токугавской администрации, в период полной изоляции страны от внешнего мира не удалось полностью устранить его влияние в японском обществе. В этот период времени в наибольшей степени проявилась его способность оказывать позитивное влияние на японское общество.

В третий период, после открытия страны наступило время легализации миссионерской деятельности и выработки неких определенных норм поведения христианства и местных религиозных систем в процессе их взаимодействия. Наступил период некой стабилизации во взаимоотношениях между христианством и местными религиозными системами. Усилению позиций христианства после "реставрации Мэйдзи" (Мэйдзи исин) способствовало то, что оно в это время, в отличие от буддизма, в меньшей степени подвергалось гонениям со стороны государства. Следует отметить, что во второй половине XIX в. наряду с западными направлениями христианского вероучения в Японии получило возможность для своего распространения и православие. Православие отличалось особой ролью в религиозной жизни японского общества, для него не была характерна агрессивность, его преимуществом было подвижничество в осуществлении миссионерской деятельности.

В эпоху буржуазного развития с распространением христианства было связано восприятие в Японии многих элементов западной цивилизации. Например, социалистическая мысль проникает в Японию первоначально в виде христианского социализма.

Как уже отмечалось, в послевоенный период японское общество переживало период второй волны европеизации. В этом процессе определенную роль сыграло и христианство. Послевоенная японская конституция 1947 г. признала свободу религии. В ст. 20 записано: "Свобода религии гарантированна для всех". Христианство получило право на существование наряду с другими традиционными религиями. По данным на 31 декабря 1995 г. в Японии насчитывалось 1449989 лиц, исповедующих христианство. Это составляет 0,7% от всего населения.

В послевоенной Японии отчетливо заметна роль христианства как одного из источников формирования интеллектуальной элиты. С 1913 г. существует университет Дзёти (он же университет София), в котором учится более 9 тыс. студентов. Этот университет дает образование тем, кто исповедует католичество. Выпускники этого университета нередко занимают крупные государственные посты. Католиком был премьер-министр Японии конца 70-х годов ХХ в. Охира Масаёси.

Основное предназначение христианства в последние полтора столетия заключалось в том, что оно помогало японцам воспринимать западную цивилизацию не только с точки зрения ее технического развития, но и как систему духовных ценностей. Что же касается православия, которое уступает в Японии католичеству по степени своего влияния, то оно служило своего рода мостом для восприятия российских духовных ценностей.

Виталий Владимирович СОВАСТЕЕВ, доктор исторических наук, профессор Дальневосточного государственного университета

http://www.ortodox.fegi.ru/prav1.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:33
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 20:13
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 20:06
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Hyuga
19.04.2024 19:58
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35
«Не умеет разговаривать по-русски? Домой!»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 18:56