itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Последний Собор

21 октября - Память святых отцов VII Вселенского Собора

0
596
Время на чтение 4 минуты
1220 лет назад в славном городе Никее начался последний Вселенский Собор, признанный и Востоком, и Западом. 380 отцов Собора сокрушили ересь иконоборчества и восстановили православное почитание святых икон. Сентябрь - октябрь, 787 год

Вселенские Соборы (всего их было семь) собирались для уяснения вопросов веры, непонимание или неточное истолкование которых вызывало смуты и ереси в Церкви. Также на Соборах вырабатывались правила церковной жизни.

В VIII столетии император Лев Исавриец воздвиг жестокое гонение на святые иконы, которое продолжалось при сыне его и внуке. В 787 году против этой иконоборной ереси царицею Ириною созван был Седьмой Вселенский Собор

Даже формально, невооруженным глазом видно значение этого последнего Вселенского Собора для нашего времени. Множество различных сект, от баптистов и до свидетелей Иеговы, дружно отвергают святые иконы, называя их идолами. Оккультисты приписывают священным образам магическое значение. Догмат II Никейского Собора разбивает все эти построения. Он гласит: "Храним не нововводно все, писанием или без писания установленные для нас церковные предания, от них же одно есть иконной живописи изображение, как повествованию евангельской проповеди согласующее и служащее нам ко уверению истинного, а не воображаемого воплощения Бога Слова, и к подобной пользе. Потому что как одно другим указывается, так несомненно одно другим уясняется. Сим тако сущим, как царским путем шествуя, последуя Богоглаголивому учению святых отцов наших и преданию кафолической Церкви, (знаем бо, что сия есть Духа Святого в Ней живущего) со всякою достоверностью и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению честного и животворящего креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками, и из мозаики, и из другого способного к тому вещества устрояемые, как иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и непорочной Владычицы нашей Святой Богородицы, также и чтимых Ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Насколько бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, постольку взирающие на оныя подвизаемы бывают воспоминать и любить первообразных им и чествовать их лобзанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, богопоклонением, которое подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, как изображению честного и животворящего креста и святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей честь воздается, каков и у древних благочестивый обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней. Ибо так утверждается учение святых отцов наших, то есть предание кафолической Церкви, от конец до конец земли принявшей Евангелие".

Мы видим, что святые иконы принимаются в Церкви не как некие независимые от Бога святыни (вроде языческих амулетов), а как свидетельство истинного воплощения Бога Сына. Бог стал человеком, и потому Его стало возможным изображать. И это чудо из чудес не кануло в прошлое. Нет. Обоживающая сила Христа до сих пор живёт во Вселенской Церкви и делает из людей богов по благодати. Потому возможно и изображение обоженых сверхлюдей, которых мы называем святыми. Если в Ветхом Завете изображались по заповеди Бога только ангелы (Исх. 25, 19-22), то сейчас и люди могут стать по благодати ангелоподобными и потому достойными изображения. Значит, человек - не обязательно пленник этого мира смерти. Он может, а значит должен вознестись туда, откуда сошел к нам Христос.

Итак, икона - это не только воспоминание о прошлом, это и пророчество о будущей славе, и призыв к нынешним христианам. Ведь лобзая икону Христа, Богоматери или святого, мы призываемся к тому, чтобы самим стать такими же. Достаточно вспомнить житие Марии Египетской, обращённой чрез икону Богородицы, или историю иконы "Нечаянная Радость", чтобы понять, что икона - это живое свидетельство иного, святого мира, отторгающего такой привычный нам грех.

Икона напоминает нам, что Христос пришёл не для того, чтобы послужить укреплению общественных устоев, чтобы было больше "хороших людей". Нет, Он явился, чтобы из смертных сделать бессмертных, чтобы из рабов тления сделать детей Божиих, чтобы из грешников сделать святых. Именно в этом задача Его Церкви.

Отсюда вырастает и второе важнейшее учение, утверждённое Отцами VII Вселенского Собора. Это учение о Священном Предании, которое формирует жизнь христиан. Можно сказать, что Собор отстоял Церковь как небесную тайну от попытки уничтожить её, заменив рационалистическим христианством.

Ведь чего хотели иконоборцы? Они стремились превратить Божие Царство на Земле в филиал империи. Они хотели, чтобы епископы были просто членами имперской администрации, забывшими о своём таинственном долге возносить к небесам людей. Они считали, что есть некое идеальное земное царство - империя, и император - это фактически правитель Церкви, узурпатор трона Христа. Ведь именно императору иконоборческие епископы приписывали победу над идолопоклонством и ему предоставляли право на дарование церковных догматов. Само Евангелие должно было быть "прирученным". Оно не должно было возводить людей к святости Бога. Оно должно было лишь делать из людей благонадёжных подданных земного правителя. Поэтому императоры-иконоборцы больше всего боялись и ненавидели монашество, это живое свидетельство неотмирности Церкви.

Они предлагали широкую реформу Церкви с целью искоренить в ней само понятие святости как запредельной славы Бога, доступной людям. Думаю, что и с иконами они боролись, чтобы заставить людей забыть о небесной Родине ради земного царства. Поэтому иконоборцы и сжигали мощи святых, женили монахов, глумились над Литургией и даже хулили Богородицу.

Интересно, что позже точно так же поступал в России и Пётр I, желавший сделать из Церкви идеологический отдел государства.

Но не разрастается ли и сейчас в России тот же антихристианский рационализм? Не появилось ли и сейчас много "патриотов", для которых Церковь хороша до тех пор, пока служит России? Именно они выступают за канонизацию Ивана Грозного и кричат, что Царь должен быть главой Церкви. И с другой стороны, разве не этого же хотят либералы всех мастей, которые требуют, чтобы Церковь лишь одобряла действия "мирового сообщества" и не смела своего мнения иметь, чтобы она лишь обеспечивала "права человека", даже и не заикаясь о святости, к которой призваны все крещёные.

На все эти попытки разрушить Божие Царство на Земле отвечают Отцы VII Вселенского Собора. Они говорят, что мы искуплены из этого мира не человеком и не императором, а Христом. Мы следуем Его Преданию, переданному нам от апостолов и мучеников, святителей и преподобных, Преданию Святого Духа, которое не устаревает со временем, ибо оно вечно. Мы придерживаемся не человеческих доктрин, современных или древних, а учения Бога, такого древнего, что сама Вселенная по сравнению с ним - младенец, и такого юного, что любая самая современная философия по сравнению с ним безнадёжно устарела. И Вечная Церковь плывёт через бушующее море времени сквозь империи и республики, тирании и свободы, как таинственный корабль, похищающий в Небесную Родину.

http://www.russdom.ru/2007/200710i/20071007.shtml
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Даниил Сысоев
Богословские соблазны монархического движения
19 ноября - день убиения священника Даниила Сысоева (†2009)
19.11.2015
Ex oriente lux, или Наш ответ Ватикану
20 ноября - 5 лет со дня убиения священника Даниила Сысоева
19.11.2014
Парижское богословие и неообновленчество
Светлой памяти священника Даниила Сысоева ( † 20 ноября 2009)
19.11.2010
Все статьи Священник Даниил Сысоев
Последние комментарии