Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Неутомимый "пешеходец"

Русский дом

18.10.2007

260 лет назад отошёл ко Господу Василий Григорьевич Григорович-Барский, человек, проведший в паломничестве почти четверть века, личность совершенно необыкновенная, выдающаяся фигура русской литературы первой половины XVIII века. 18 октября, 1747 год

Путевой дневник монаха-странника Василия Григоровича-Барского "Странствования по святым местам Востока" ярко продолжил древнерусскую традицию жанра "хождений" в смутное для православной веры и трудное для русской души "осьмнадцатое" столетие. Книга эта, "богатая историческими свидетельствами о святынях Востока, церковной жизни и светском быте посещенных им стран", действительно представляет интерес для православного человека и вдумчивого русского читателя.

Василий Григорьевич Григорович-Барский родился в семье купца, учился в Киево-Могилянской академии. "Не силен в науке был, - говорил о себе он, - обаче прошел малыя школы даже до риторики" и достиг "начал философии". В 1723 году болезнь заставила его прекратить учение и отправиться для лечения во Львов.

С детства Барский "имел охоту видеть чужие страны", и в апреле 1724 года в одежде римского пилигрима он отправился в путешествие, которое продлилось почти 24 года. Посетив Кашау (Кошице), Пешт, Вену, Бари (город, где находятся мощи Николая Мирликийского) и, наконец, Рим и Венецию", он отправился на острова Корфу, Кефалонию, Зант и Хиос, а затем - Солунь и гору Афон. 10 сентября 1726 года Барский отплыл из Солуня в Палестину, побывал в Иерусалиме, на Синайской горе, посетил остров Кипр; восемь месяцев прожил в Египте на подворье Александрийского Патриарха Козмы в Каире (1727-1728). Всюду путешественник интересовался жизнью и историей народов Балкан и Ближнего Востока. "Идеже бо учение, - утверждает он, - тамо просвещение ума, а идеже просвещение ума, тамо познание истины".

С 1729 по 1731 годы паломник жил в Триполи (Сирия), где в местном училище изучал греческий под руководством иеромонаха Иакова. В Дамаске он был пострижен в монахи Антиохийским Патриархом Сильвестром в 1734 году с именем Василия. Шесть лет провёл на острове Патмос, где продолжил изучение греческого языка и литературы. В 1741 году наш путешественник получил письмо из Киева с известием о кончине отца и решил вернуться на родину. Он написал письмо в Киев своему бывшему товарищу Симону Тодорскому, учителю греческого училища в Киеве, и просил его ходатайства о предоставлении ему должности учителя. В мае 1743 года по указу Императрицы Елизаветы Петровны русский посол в Константинополе А.А.Вешняков вызвал к себе Барского и предложил ему стать священником посольского храма. Он согласился и прожил в Константинополе год, в мае 1744 года направился на Афон, где посетил все Православные монастыри и их библиотеки. Вернувшись через Эпир и Македонию в Константинополь в 1746 году, застал здесь уже нового посла А.И. Неплюева, который хотел было его арестовать и отправить в Россию. Через Болгарию, Румынию и Польшу Барский вернулся в Киев 2 сентября 1747 года. Ещё в Бухаресте он получил от префекта киевоподольских школ Варлаама Лащевского письмо с приглашением занять кафедру преподавателя греческого языка в Киево-Могилянской академии. Но Барский вдруг тяжело заболел: трудности и лишения долгих странствий не прошли бесследно.

Главный труд его - путевые записки, в которых он называл себя то Барским, то Беляевым-Плаки-Альбовым, то Василием Киевским. После смерти записки его хранились вместе с многочисленными рисунками в доме матери до 1774 года. Она разрешала переписывать его рукопись всем желающим. "В Малой России и в окружающих оную губерниях, - писал В.Г. Рубан, - нет ни одного места и дома, где бы не было её списка. Почти во всех российских семинариях для епархиальных архиереев по несколько раз её переписывали, благочестивые же люди из духовных и мирских состояний за великие деньги доставали оную". Симон Тодоровский хотел, разобрав рисунки и вклеив их в подлинник, издать записки отдельной книгой, но в 1754 году он умер, не успев совершить задуманное. Отрывок из книги Барского "Описание города Солуня" впервые появился в печати на страницах журнала "Парнасский щепетильник" в июле 1770 года. Первое полное издание текста книги было осуществлено В.Г. Рубаном по указанию Г.А. Потёмкина в 1778 году с некоторыми поправками и дополнениями под заглавием "Пешеходца Василия Григоровича-Барского Плаки Албова, уроженца киевского, монаха антиохийского, путешествие к святым местам в Европе, Азии и Африке находящимся, предпринятое в 1723 и оконченное в 1747 г., им самим писанное".

Путевые записки Барского - известный в русской литературе с XII века жанр паломнических "хождений ко святым местам". В его записках содержится богатый и разнообразный географический, историко-археологический и искусствоведческий материал по странам Юго-Востока, Средиземноморья и Ближнего Востока. Особенно подробно описана им гора Афон с её монастырями и книжными сокровищами. В "Записках" отразилась яркая личность автора, пытливого исследователя, внимательного наблюдателя, знатока языков и истории культур балканских и ближневосточных народов.

По материалам православных изданий

http://www.russdom.ru/2007/200710i/20071010.shtml




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме