От "Возвращения" к "Изгнанию". Новый фильм Андрея Звягинцева

2 октября в кинотеатре "Художественный" прошла премьера фильма Андрея Звягинцева "Изгнание". Фильм получил премию "Золотая пальмовая ветвь" 60-го Каннского кинофестиваля за лучшую мужскую роль. После признания дебютного фильма Звягинцева "Возвращение", новый фильм вызвал огромный интерес у публики.

На презентации фильма присутствовал сам режиссер, главные исполнители и вся съемочная группа, которых Андрей Звягинцев пригласил на сцену и поблагодарил "за три года сплоченной жизни и любовь всех".

Сюжет нового фильма Звягинцева так же, как и в "Возвращении", сфокусирован на семье, ее проблемах, сложностях, непонимании. Но, если в первом фильме внимание зрителя сосредоточено на отношениях отец - сыновья, то в новом фильме антагонистами являются муж и жена, он и она. Это старый сюжет на новый лад: природа отношений мужчины и женщины, хрупкость любви, трагизм, вырастающий из непонимания, неприятия, неумения прощать. Перед зрителем предстает семья - Вера, Александр, их сын и дочь. Семья, с первого взгляда, благополучная, но здесь сразу же и начинается разворот за разворотом, все молниеносно несется в бездну, мнимое благополучие сменяется глубочайшими внутренними проблемами, отчуждением, которое герои не в состоянии преодолеть. Потом приходит смерть, раскаяние и просветление. Измена и не измена, любовь и не любовь - коллизия непростых чувств Веры и Александра - это вечное человеческое мучение.

И вновь, как и в предыдущем фильме, Звягинцев обращается к библейским сюжетам. Это подчеркивается мельчайшими деталями, четко продуманными авторами фильма. В начале фильма семья выходит в сад "из грецких орехов", все дружно сидят под деревом - райское благополучие и картинка человеческого счастья, Адам и Ева до изгнания из рая. Один из ключевых и трагичных моментов фильма: дети собирают из пазлов картину Леонардо да Винчи "Благовещение", а в это время их матери делают аборт по решению отца. Страшное ожидание сопровождается чтением девочкой отрывка из Первого Послания к Коринфянам апостола Павла о Любви. Краски темнеют, сгущаются, наступающий мрак поглощает героев, идет проливной дождь и ужасающая гроза. Нет больше солнца, нет жизни. Это Изгнание из Рая. Музыка Арво Пярта нагнетает трагизм и как будто говорит о вечном неразрешимом вопросе...

Мучительное раскаяние Александра сменяет просветление, озарение и приобщение к настоящей, реальной земной жизни. Постепенно мир наполняется красками, "живой" жизнью, проходящей на фоне собирающих сено сельских женщин, протяжно завывающих свои песни, символизирующих простоту и ясность человеческой жизни.

Библейский подтекст фильма подчеркивается неясностью места действия, времени происходящего. Как будто специально режиссер подчеркивает неважность этих деталей. Герои то едут в купе типично западного поезда, то мимо проносятся наши электрички. Французско-бельгийские городские пейзажи сменяют деревенские русские дороги, иностранные машины на которых ездят русские люди; церковь непохожая на церковь с православным батюшкой. Здесь это неважно, потому что проблема едина для всего человечества.

Надо отдать должное отлично подобранному актерскому составу: Константин Лавроненко, Александр Балуев, Дмитрий Ульянов. Главную роль Веры исполнила шведская актриса Мария Бонневи, ученица Ингмара Бергмана. Ради участия Марии в картине пришлось отложить съемки на год, поскольку не было возможности отменить спектакли в Шведском королевском театре. Свою роль Мария учила по-русски, а озвучила слова героини в фильме Елена Лядова.

Фильм настолько наполнен разными знаками, что боишься пропустить любую деталь. Дом, который главный герой освобождает от ставен и досок, наполняя лучами солнца, превращается в конце в заколачиваемый гроб. Ручей - сухой в начале фильма и переполняющийся в конце; церковь с расходящейся дорожкой, из которой одна ведет к кладбищу, а другая на гору. Здесь масса деталей, в совокупности опирающихся на классику кинематографа. Есть и антониониевские городские пейзажи, типично бергмановская главная героиня, геометрия фильма; чтение Послания, съемка заброшенных старых вещей, ручья, капель дождя невольно напоминают фильмы Тарковского. И здесь не обошлось без гениальной работы оператора Михаила Кричмана. Сложные съемки движущейся камеры, визуальные эффекты каждого кадра, четко подмеченные ракурсы дарят по-настоящему эстетическое чувство красоты, симметрии, пространства.

Представляя картину зрителям, генеральный продюсер проекта Дмитрий Лесневский сказал: "Кино нужно смотреть. И я бы слукавил, если бы сказал, что хочу, чтобы фильм вам понравился. Но я хочу, чтобы фильм не оставил вас равнодушными".

И действительно, на протяжении всего фильма зал был прикован к экрану, иногда слышались сочувственные вздохи. Когда пошли титры, зал еще долго сидел и аплодировал.

http://www.taday.ru/text/73599.html
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Елена Душка:
Все статьи автора
Последние комментарии
Правда о неправедном развале СССР
Новый комментарий от Андрей Козлов
12.12.2019
Ради этого стоит трудиться!
Новый комментарий от максим поляков
13.12.2019
Полуправда хуже лжи
Новый комментарий от Владимир
27.11.2019
Александр Проханов: «Это день волшебный!»
Новый комментарий от Русский Сталинист
09.12.2019
Возбудить дело против депутата Оксаны Пушкиной
Новый комментарий от Русский Сталинист
11.12.2019
Священник-антисоветчик - жалкое зрелище
Новый комментарий от Советский недобиток
06.11.2019
Вторая мировая война началась 14 марта 1939 года
Новый комментарий от Русский Сталинист
14.12.2019