itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Начнется ли c Ингушетии новая кавказская война?

Наш корреспондент на месте попытался разобраться, что стоит за кризисом в республике

Новости Москвы  Новости Ингушетии 
0
140
Время на чтение 8 минут
Более 40 терактов в республике с начала года. Вряд ли эта цифра впечатлит проживающих, к примеру, в средней полосе России: "Это же Северный Кавказ, там всегда война". Очередное сообщение об очередном обстреле силовиков лишь сухой строкой пройдет в информационной ленте какого-нибудь агентства: "Один убит, двое ранены..." И только в каком-нибудь глухом райцентре раздастся телефонный звонок, и родственникам сообщат: "Сержант такой-то, прикомандированный в Республику Ингушетию, погиб при исполнении служебных обязанностей..." И это будет горем, но горем отдельно взятой семьи, которое на себя примерят лишь матери таких же прикомандированных.

Всколыхнуть страну, снова заставив напомнить о трагедиях, связанных с Кавказом, может только что-то экстраординарное. Как, например, зверские убийства русских учителей и врачей в Ингушетии в последние месяцы. Они снова заставили заговорить о "проблемах нетитульного населения" в южном регионе. И темы с Кавказа снова стали востребованы и газетами, и их читателями. Взрыв на похоронах одной расстрелянной семьи учительницы, хладнокровное убийство мужа и сыновей другой, нападение средь бела дня на женщину врача - и снова похороны...

"В станице Орджоникидзевская местные жители-ингуши добровольно охраняют дома русских соседей, помогая милиции", - прочитал я в Интернете "крайнюю" новость из Ингушетии, затесанную между информациями о нападении на воинскую часть в Магобеке и обстрелом нефтяного мини-завода, перед вылетом на Северный Кавказ.

С самолета - на "войнушку"

Рейс Москва - Владикавказ к неожиданности для многих пассажиров приземляется в столице Кабардино-Балкарии Нальчике. В московских авиакассах не удосужились предупредить, что осетинский аэропорт в Беслане (что в 15 минутах езды от границы с Ингушетией) закрыт на реконструкцию - ремонтируется взлетно-посадочная полоса.

- Мы что, самолет перепутали? Нам во Владикавказ надо, - едва не плачет одна из пассажирок.

- На привокзальной площади вас ждет бесплатный автобус, - успокаивает стюардесса.

Повидавший многое "Икарус", кряхтя по-стариковски, трогается, направляясь в сторону Владикавказа. Пассажиры напряженно вглядываются в окна, нападение боевиков на Нальчик в октябре 2005 года крепко засело в головы обывателей. Да и события последних месяцев по всему Северному Кавказу оптимизма не добавляют. Взять ту же Кабардино-Балкарию. С середины августа - целая череда взрывов и покушений на сотрудников правоохранительных органов в Эльбрусском районе, обстрелы под Чегемом и Нальчиком, спецоперация ФСБ в поселке Хасанья...

- В гостиницу или на войнушку? - встречает меня уже во Владикавказе старый знакомый ингуш Батрутдин.

Основное его ремесло отнюдь не частный извоз - он трудится милиционером. Но дома - четверо детей, куча больных родственников, долги за газ и электричество и зарплата в шесть тысяч рублей. И примерно такая же ситуация в семьях тех, кого выставляют на мобильные посты, которые обстреливаются с ужасающей периодичностью. Тех, кого отправляют на проверку подозрительного автотранспорта. А тот взрывается, унося с собой сразу четыре жизни, как это было с милиционерами, сопровождавшими корреспондентов ставропольской "КП"... Какая может быть самоотдача при таких обстановке и зарплате, можно догадаться.

"Войнушкой" Батрутдин называет любую перестрелку, взрыв или спецоперацию. Пока мы "летели" на автобусе, в Ингушетии на трассе обстреляли сотрудников ФСБ. Дорогу между селами Али-Юрт и Экажево (где в свое время был уничтожен Шамиль Басаев) заблокировали и начали "операцию по поиску, задержанию и уничтожению". Эти сухие формулировки за последние месяцы стали неотъемлемой частью информационных "поступлений" из республики. В июне замгенпрокурора России Иван Сыдорук озвучил, что стоит за этими формулировками - более 40 терактов, 45 убитых сотрудников правоохранительных органов... На тот момент в статистику еще не попали безжалостные расправы над "русскоязычным населением"...

"Федералы творят беспредел"

Через несколько минут мы утыкаемся в пробку. Десятки жителей сел Али-Юрт и Экажево почем зря поносят федералов, фээсбэшников, ментов, власть... Именно они, по мнению застрявших на блокированной дороге, виновны в том, что "простые смертные" вовремя не попадут домой.

- Беспредел федералы творят, - как бы невзначай переходят на русский язык стоящие рядом ингуши. - Врываются в дома, людей похищают...

Похищения в Ингушетии, пожалуй, самая востребованная здесь тема для разговора. Останови любого, и он тебе расскажет, как под покровом ночи сотрудники ФСБ лазят по домам и выкрадывают невинных мирных жителей. А во Владикавказ и вовсе ехать страшно - там люди пропадают прямо на автовокзалах и рынках. Кажется, стрельба, взрывы и расстрелы русских семей здесь мало кого волнуют. Ну разве что родственников жертв да соседей. Зато о "зверствах" федералов здесь ходят легенды. Последний пример - похищение братьев Аушевых в сентябре в Грозном.

Пока они отсутствовали в центре Назрани, вспыхнул стихийный митинг. Около 500 человек перегородили трассу, заняв "оборону" на площади и требуя освободить похищенных Аушевых. При этом ни в милицию, ни в прокуратуру никто с заявлением о пропаже не обращался. Федеральные силы пытались их разгонять и "Уралами", и стрельбой в воздух... Тоже, к слову, довольно странный способ пресечения несанкционированного митинга. К ночи на площади как бы случайно появились матрасы и палатки. Но под утро все разошлись так же внезапно, как появились - братья Аушевы нашлись. Президент Ингушетии Мурат Зязиков эту акцию назвал спектаклем. Действительно попахивает хорошей режиссурой.

Синяков не осталось

Чтобы расставить все точки над "i", с утра отправляюсь к жертвам - двоюродным братьям Магомеду и Магомеду Аушевым.

История оказалась более чем запутанная. Если вкратце, в июле в ходе спецоперации был убит родной брат одного из Аушевых, Руслан, подозревавшийся в участии в незаконном вооруженном формировании. После этого якобы осетинской ФСБ был похищен один из Магомедов, которого под пытками склонили к сотрудничеству. Тот согласился, но, вернувшись в Ингушетию, написал заявление в прокуратуру. Дабы поставить на место зарвавшегося "агента", спецслужбы якобы снова похитили Магомеда, а за компанию и его двоюродного брата.

- Мы возвращались из Астрахани, я там братьев младших в школу устраивал, - рассказывает мне пострадавший в бильярдной на втором этаже добротного дома. - Собрались обратно вместе ехать. Взяли билеты на 22.55 на поезд Астрахань - Грозный, в 12.37 прибыли.

Магомед словно по бумажке читает заготовленный текст:

- Сели на такси, доехали до автовокзала. Потом сели в "семерку"-такси и поехали в Назрань. Через 5 минут на четырех машинах - серебристые и черные "Жигули" 10-й и 14-й моделей - нас подрезали и остановили. Вытащили нас, меня в 14-ю закинули, его - в "десятку". Водолазку на голову натянули. Минут 20 - 30 ехали на страшной скорости, потом щебенка была. Он посигналил - я слышал - ворота открыли, мы заехали. Из машины вытащили, завели в какое-то здание, подняли на 2-й этаж. Здание без окон...

Поразительное количество деталей в стрессовой ситуации смог запомнить Магомед, попавший "за компанию".

- Начали избивать, в том числе по почкам, ногами, кулаками. По очереди. Потом к Магомеду подключили ток и начали током бить.

- Когда Магомеда увели, начали на меня катить: "Ты че, ты обещал сотрудничать и не исполнил своего дела. Ты думал, мы тебя не достанем?" - Второй Магомед подключается к разговору. - На второй день в 12 часов ночи заходит один: "На выход! На расстрел повезем". Скотчем замотали пакет на голове. И закинули в 14-ю. Пока ехали, они по-русски говорили, по-чеченски, по-осетински. Потом им кто-то позвонил, и у них что-то не так пошло. И нас чеченской милиции передали. Через полтора часа мы приехали домой.

- А синяки у вас остались? - задаю провокационный вопрос.

- Да, - отвечают хором.

- Покажете? Я сфотографирую.

- У меня кожа такая, что незаметно, - замялся один Магомед.

- А я боксом занимался, у меня вообще синяки не остаются, - уверенно сказал другой, но продемонстрировал кровоподтек на ноге.

- Заявление-то будете подавать?

- Не знаем. А зачем? Смысла нет.

Зато история эта облетела многие западные издания. И стала поводом для очередных обвинений России в нарушениях прав человека.

Призрак НКВД

Не видят смысла в расследованиях, кстати, и выжившие в страшных ночных расправах русские.

- Нас никто и не информирует о следствии, - вздыхает учительница Вера Драганчук.

Мы сидим во дворе ее небольшого домика в Карабулаке. В ночь на 31 августа в этот дом ворвались боевики и застрелили ее мужа и двоих сыновей. Вера Борисовна не ходила на их похороны и за прошедший месяц после трагедии ни разу не была на кладбище. Страх - единственная причина. 18 июля на погосте в станице Орджоникидзевской во время похорон семьи Людмилы Терехиной произошел взрыв. Вера Драганчук опасается, что и в Карабулаке может произойти подобное.

- Дети меня поймут, - вздыхает Вера Борисовна.

- Уезжать не собираетесь?

- Думаю. У меня и родственники есть в Краснодарском крае, но там все равно хуже будет. Я теперь боюсь за единственного оставшегося ребенка - дочку. Но она уезжать никуда не хочет. А жить тут все равно страшно.

Она, как и все русские, с которыми мне приходилось общаться в Ингушетии в прошлые командировки, неохотно говорит о национальной окраске преступления:

- Не могут быть эти звери ингушами, это нелюди. Мне сейчас соседи-ингуши и еду приносят, и по дому помогают, и ночевать к себе зовут. И этих бандитов все боятся, в школу детей одних не отпускают. Не только ведь русских убивают, ингушей тоже. У наших соседей вообще сын бесследно пропал - похитили. Вон, слышали, недавно братьев Аушевых похитили? То, что они остались живы, - это исключительный случай.

Прокуратура, кстати, и без заявлений семьи Аушевых начала расследование этого дела. Причем среди версий фигурирует и инсценировка похищения. Впрочем, не исключено, что братьев действительно выкрали. Только похитителями могли оказаться обычные бандиты. Семья не бедная, отец одного из Магомедов даже выезжал в Грозный со знакомыми и родственниками на 10 машинах. И предлагал за любую информацию 350 тысяч рублей. Может, кто-то и поживился. А нужную информацию для устрашения можно подчерпнуть на сайтах местных правозащитных организаций. В одну из них я и направился.

- Благодаря оперативным действиям нам удалось освободить братьев Аушевых, - отчитался перед вашим корреспондентом председатель Чеченского комитета национального спасения Руслан Бадалов. Стало понятно, откуда растут ноги "стихийного" митинга.

- Отчего так неспокойно в республике?

- Безобразия усилились, когда численность военной группировки начала нарастать. - Бадалов имеет в виду ввод 2500 военнослужащих Внутренних войск в конце лета. Хотя, к примеру, убийство семьи русской учительницы произошло раньше. - Плюс поведение ФСБ, правоохранительных силовых структур, которые не оказывают помощи и не защищают гражданское население. ФСБ расстреливает без суда и следствия.

Тон правозащитника повышается, он начинает усиленно жестикулировать руками.

- Все военные зазомбированы: "Вы твари, подонки, фашисты, вас убивать надо, вы рожаете бандитов". Врываются в дома, скидывают с кроватей годовалых, полуторагодовалых детей. В пять утра или ночью. Беременных женщин прикладами - все это было.

- А боевиков не было?

- Я не исключаю, что есть какие-то боевики, но они работают на местные спецслужбы. Такие же боевики, как в Беслан зашли. Они выполняют то, что нужно федеральному центру.

Спорить с такими людьми бесполезно. В Ингушетии вообще аббревиатура ФСБ народной молвой возведена в ранг чуть ли не НКВД образца 37-го года. Многие даже проживающих здесь русских считают за агентов спецслужбы.

- Но ведь и "чекистов" убивают...

- Ну... Конечно, есть и мстительные люди, которые хотят отомстить за своих родственников, это же Кавказ, - сдается Бадалов. - Но их очень мало.

- Аушевы тоже будут мстить?

- Все будет в правовом поле.

- Может, кому-то выгодно под шумок объединить Чечню и Ингушетию?

- Может, и хочет кто-то объединить, но люди-то против. Я понимаю, если бы Россия сказала: "Разбегайтесь, национальные республики. Хотите конфедерат, хотите другую федерацию". Тогда другое дело.

Руслан Бадалов еще долго рассказывал мне, как они помогают беженцам, консультируют по вопросам Страсбургского суда, "предают огласке" и притесняются спецслужбами... Не без гордости поведал о грантах западных фондов (замеченных, кстати, нашими спецслужбами еще во время "цветных" революций и в Югославии, и на Украине, и в Грузии). И при этом старательно обходил неудобную тему.

- А русских-то кто убивает? - спросил я в лоб. - Тоже спецслужбы?

- Ну по русским пойманы контрактники, - эта версия была озвучена в некоторых СМИ. - Осетин, русский... Ингушам это не нужно. Это преступный мир, но это представители силовых структур.

- Извините за грубое слово, но это полная ахинея, - скажет мне на следующий день по поводу этой версии прокурор республики Юрий Турыгин.

Честно говоря, шел я к нему без особого энтузиазма, ожидая набившей оскомину речи о неких силах, желающих дестабилизировать обстановку в регионе. Однако открытость и откровенность прокурора удивили.

Окончание в следующем номере.

http://www.kp.ru/daily/23981/74609/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Коц
Сменил дом на Рублевке на блиндаж: как
миллионер-доброволец стал командиром артдивизиона
17.10.2023
«Залог успеха - это добровольцы»: командир бригады Добровольческого корпуса рассказал о глубинных смыслах спецоперации на Украине
Военкор KP.RU Александр Коц поговорил с командиром бригады им. Александра Невского о причинах начала СВО и ситуации на линии соприкосновения
29.08.2023
Северский выступ: как мужики за 50 держат
оборону на сложном участке
15.08.2023
Все статьи Александр Коц
Новости Москвы
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
«Фонд противостоит разрушающим сознание граждан деструктивным процессам»
К 35-летию Международного Фонда славянской письменности и культуры
16.03.2024
В нём было много красок
На смерть Александра Ширвиндта
16.03.2024
Все статьи темы
Новости Ингушетии
Все статьи темы
Последние комментарии