itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Иисус Христос" на последнем месте: образ Церкви в светских СМИ

0
102
Время на чтение 6 минут
4 октября 2007 года информационной службой Санкт-Петербургской епархии РПЦ "Вода Живая" совместно с газетой "Санкт-Петербургские ведомости" был проведен круглый стол под названием "Образ Русской Православной Церкви в петербургских СМИ". Так стартовал совместный проект, в рамках которого, предполагается проведение целого ряда круглых столов на темы, касающиеся освещения событий религиозной жизни в средствах массовой информации.

Вопросов для обсуждения было много: каким образом осуществляется взаимодействие Церкви и СМИ в Петербурге; какой Церковь предстает на страницах современных СМИ Петербурга и соответствует ли этот образ действительности; какие проблемы приходится решать журналисту, желающему писать о Церкви; куда журналисту следует обращаться за достоверной информацией о жизни Церкви; что сама Церковь предпринимает для того, чтобы рассказывать о себе.

В беседе за круглым столом приняли участие: протоиерей Александр СОРОКИН - ответственный редактор журнала "Вода живая", председатель Издательского отдела Санкт-Петербургской епархии РПЦ; протоиерей Александр СТЕПАНОВ - главный редактор радио "Град Петров", председатель отдела по благотворительности Санкт-Петербургской епархии РПЦ; Л. А. МУСИЕНКО - председатель Отдела по взаимодействию с религиозными организациями Санкт-Петербурга Администрации Губернатора Санкт-Петербурга; Д. Ю. ШЕРИХ - шеф-редактор газеты "Санкт-Петербургские ведомости"; А. Н. ЗАЙЦЕВ - обозреватель Интернет-портала "Религия и СМИ"; Д. А. МАХАНЬКО - директор представительства православного журнала "Фома" в Санкт-Петербурге; представители христианских и светских СМИ.

Информационной службой Санкт-Петербургской епархии РПЦ "Вода Живая" в конце лета - начале осени этого года, было проведено исследование. Его целью стало выяснение того, какой Русская Православная Церковь представала 10 лет назад и предстает ныне на страницах петербургских СМИ. Для исследования были выбраны публикации пяти крупных изданий ("Вечерний Петербург", "Деловой Петербург", "Невское время", "Санкт-Петербургские ведомости", "Смена") за первое полугодие 1997 и 2007 годов. Были найдены все материалы, в которых, так или иначе, упоминалась РПЦ, а также словоформы слова "православный".

Результаты этого действительно интересного исследования представил журналистам председатель Издательского отдела Санкт-Петербургской епархии РПЦ, ответственный редактор журнала "Вода живая" протоиерей Александр Сорокин. Он признался, что результаты оказались неоднозначными. Журналисты и сами смогли убедиться в этом, взглянув на таблицы, отражающие такие характеристики публикаций, как их количество, объем, жанры, темы и т.д. Приведем некоторые результаты исследования.

По сравнению с ситуацией десятилетней давности, публикаций, где, так или иначе, речь идет о РПЦ, стало в три раза больше. Но вот их процент в общем числе материалов изданий по-прежнему невелик: около 1% в 1997 году и около 1,2% - в 2007. Таким образом, исследователи пришли к выводу, что православная тематика не является популярной.

Несмотря на то, что публикации в целом создают позитивный образ РПЦ, процент позитивных публикаций снизился на 11%, а конфликтных - повысился на те же 11%. Правда суть конфликта чаще всего сводится к вопросам юридического статуса церковных зданий или происшествиям, например, таким, как кража икон, и не носит идейного характера.

В среднем объем отдельного материала увеличился примерно на 15%. В рейтинге жанров публикаций новость потеснила статья.

Самые серьезные изменения претерпела тематика публикаций. Если 10 лет назад лидировали сообщения о днях памяти святых, церковных праздниках, и как ни странно, народных обычаях, то теперь чаще всего говорится об участии Церкви в событиях общественной жизни и о событиях жизни церковной.

Любопытно взглянуть на так называемый рейтинг упоминаемости. В 1997 году верхние строчки занимали "Пасха" и "Иисус Христос", в 2007 году - "РПЦ", "Алексий II, патриарх Московский и всея Руси" и "храм". А "Иисус Христос" оказался на последнем месте по количеству упоминаний в публикациях 2007 года.

В целом интерес прессы к Санкт-Петербургской епархии велик. Растет число авторов, пишущих на церковные темы, но, вместе с тем, почти нет журналистов, специализирующихся на подобной тематике: часто журналист ограничивается написанием одного-единственного материала. Следовательно, еще слишком рано говорить о профессиональном подходе.

Интересно, что для участия в круглом столе представителей светских и христианских СМИ аккредитовалось примерно поровну. Таким образом, у журналистов появилась возможность паритетного конструктивного общения, ведь обычно, друг от друга они слышат только упреки.

Представителям светских СМИ неизменно указывается на недостаточную компетентность: не знание внутренней церковной жизни, невладение специальной терминологией. В свою очередь, православных журналистов обвиняют в излишней замкнутости, а также в том, что они освещают церковную жизнь, не допуская никакой критики, к тому же говорят на языке, непонятном большинству людей.

Шеф-редактор газеты "Санкт-Петербургские ведомости" Д. Ю. Шерих посетовал на то, что сегодня качество публикаций на церковные темы оставляет желать лучшего. В значительной части материалов Церковь предстает как некое предприятие со своими зданиями, сотрудниками... Читателю предлагаются рассказы о реставрации или открытии храмов, а вот материалов, посвященных взглядам РПЦ, ее позициям по тем или иным вопросам, почти нет. Это на сегодняшний день является действительно острой проблемой. Отвечая на вопрос "почему так", Д. Ю. Шерих поделился с коллегами своими наблюдениями и размышлениями.

По его мнению, существует несколько причин. Во-первых, недостаточное знание журналистами темы. Во-вторых, зачастую нежелание представителей самой РПЦ идти на контакт со СМИ. В-третьих, недостаточная активность РПЦ в обсуждении вопросов общественной важности.

Д. Ю. Шерих отметил, что на самом деле, интересы Церкви и СМИ близки, т.к. основная их задача - просвещение и пропаганда духовных ценностей. Только вот понимание о таком совпадении пока не окончательно сформировано. А ведь духовные ценности в современном мире отодвинуты на второй план, следовательно, РПЦ и СМИ стоило бы идти рука об руку.

Обозреватель Интернет-портала "Религия и СМИ" А. Н. Зайцев рассказал в Петербурге о распространенном среди москвичей заблуждении: публицистику и тексты на церковные темы может писать любой человек.

А. Н. Зайцев предложил коллегам ответить на вопрос о том, что такое Церковь, является она особенным объектом для СМИ или нет. Безусловно, для верующего человека Церковь - Тело Христово, но для журналиста это также организация, дающая информационные поводы: он будет писать о праздниках, выступлениях иерархов... и поэтому важно предоставить ему доступ к достоверной информации через регулярно обновляющийся епархиальный сайт или через возможность свободного общения со священнослужителями.

По мнению А. Н. Зайцева, журналист может писать на религиозную тематику, даже не будучи воцерковленным человеком. Главное, чтобы он перестал бояться писать о Церкви так же честно и профессионально, как о любом другом объекте. Если журналист привык перепроверять информацию, ссылаться исключительно на официальные источники и изучать тему, по которой готовит материал, то он не должен делать исключение, работая над темой, касающейся Церкви. Также важно четко понимать, что мнение отдельного человека не может выдаваться за позицию всей Церкви.

Также обозреватель Интернет-портала "Религия и СМИ" представил своих питерских коллег - проект "Вода Живая". Этот ресурс "вырос" из Санкт-Петербургских епархиальных ведомостей. Он хорош тем, что здесь можно быстро и легко получить самую разнообразную информацию (анонсы предстоящих событий, последние новости и т.д.). Зайцев назвал этот, регулярно обновляемый информационный Интернет-ресурс, важным шагом к диалогу, а также отметил три наиболее важных достоинства печатного периодического издания - журнала "Вода Живая": здесь пишут профессионально; не боятся сложных тем; говорят не только о людях, обличенных священным саном, но и о простых верующих, которые добились успеха в жизни. Т.е., Церковь предстает перед читателем не как некий "заповедник", а как место, где можно жить и спасаться.

В заключение своего выступления, А. Н. Зайцев подчеркнул, что журналист должен не проповедовать, а показывать в Церкви сияние живой жизни, сияние вечности.
Директор представительства православного журнала "Фома" в Санкт-Петербурге Д. А. Маханько рассказал, что "журнал для сомневающихся" позиционирует себя, как православное, но при этом не церковное издание. Журнал стоит на позициях РПЦ, но не является ее органом.

Д. А. Маханько отметил, что православный журналист может писать не только о крестных ходах и чудотворных иконах, но на самые разнообразные темы, будь то футбол, кино, музыка или что-то еще. Главное, чтобы тема раскрывалась с позиции православного христианина. Именно так поступают авторы "Фомы".

В рамках круглого стола со своими докладами выступили также: главный редактор радио "Град Петров" протоиерей Александр Степанов, который рассказал об опыте работы радиостанции и председатель Отдела по взаимодействию с религиозными организациями Санкт-Петербурга Администрации Губернатора Санкт-Петербурга Л. А. Мусиенко, которая пригласила журналистов обращаться за помощью в отдел и предложила организовать и профинансировать экскурсию по православному Петербургу для заинтересованных светских журналистов. Предложение было воспринято с энтузиазмом. Представители СМИ также брали слово и обращались к своим коллегам.

В ходе обсуждения и обмена опытом прозвучало и такое мнение, что писать о христианстве всерьез в редакциях избегают интуитивно, т.к. подобные публикации плохо впишутся в формат нынешних СМИ.

Речь шла и о том, что епархии необходима собственная пресс-служба, т.к. журналисты привыкли получать необходимую им информацию через подобные отделы. Ну а пока пресс-службы нет, ее обязанности временно и спонтанно исполняет редакция журнала "Фома": журналисты время от времени просто обращаются сюда за помощью и Господь, иной раз, обращает подобные недоразумения в самые настоящие встречи единомышленников, из которых позже получается конструктивное сотрудничество.

Подводя итоги встречи, все участники круглого стола согласились, что в этот день был сделан только первый шаг навстречу друг другу, положено начало интересному и плодотворному диалогу.

Общение журналистов продолжилась в режиме неформальной встречи за чашкой кофе.

http://www.nsad.ru/index.php?issue=9999§ion=10000&article=717
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии