Храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках

Новости Москвы 
0
207
Время на чтение 4 минуты
Храм Преподобного Сергия Радонежского расположен напротив юго-восточной стены Высокопетровского монастыря. Когда был построен храм, точно неизвестно. Предположительно исследователи называют 1591 г. Церковь не случайно располагается так близко от монастыря. Дело в том, что в обители трудились не только иноки, но и селившиеся рядом миряне. Как известно, в монастыре нельзя ни крестить, ни венчать. Для этих нужд окрестных жителей и был построен храм во имя Преподобного Сергия.

Часто к его названию добавляли "что в Старых Серебряниках", "на Петровке у Трубы", "в Крапивниках". Все три определения объяснимы.

Раньше в этом районе находилась старая Серебряная слобода, где проживали серебряники. "На Петровке у Трубы" указывает на расположение между Петровкой и Трубной площадью. (Сама площадь, кстати, называется так оттого, что "Трубой" назывался водосток реки Неглинной под стеной Белого города. В XVII в. внизу нынешнего Петровского бульвара был Лубяной торг: продавали бревна, доски, двери и т. п. В следующем столетии на этом месте устроили площадь, которая стала называться Трубной.)

Что касается определения "в Крапивниках" (или "в Крапивках"), есть два мнения. Либо на месте, где была построена церковь, росло много крапивы, либо название переулка Крапивенский произошло от фамилии владельца участка земли в этом районе.

Никоновский Крест

Главная святыня храма - Крест, в котором помещены 300 частиц мощей святых. Среди них есть мощи пророка Даниила, св. Иоанна Предтечи, евангелистов Матфея, Марка и Луки, апостолов Павла, Фомы и брата Господня Иакова, равноапостольного царя Константина, святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста.

А еще частицы таких святынь, как Камни Гроба Господня и Гроба Пресвятой Богородицы и даже Камень с того места, где Авраам устроил трапезу для Святой Троицы.

Вряд ли где-то есть что-то подобное этому Кресту. Интересна его история.

Этот Крест-мощевик был главной святыней Крестного монастыря на острове Кий. Он был привезен на Русь из Палестины по повелению патриарха Никона, поэтому и называется Никоновским.

В 1639 г. Никону пришлось плыть по Белому морю "в малом кораблеце с неким христианином". Разыгралась буря, и путешественникам грозила неминуемая гибель, но они заметили небольшой остров и пристали к нему. Остров (по сути, каменная скала) был совершенно необитаем и непригоден для жизни.

- Кий сей остров? - спросил Никон у своего спутника, желая знать название острова. Но тот этого не знал.

- Пусть же сей остров зовется Кий, - решил Никон.

Чтобы отблагодарить Господа за спасение, он поставил на берегу поклонный Крест, на котором сам написал образ Распятого Христа.

В 1652 г. Никон (тогда митрополит Новгородский) по повелению царя отправился в Соловецкий монастырь за мощами митрополита Филиппа. По пути он пристал к уже знакомому его Кию-острову и с радостью увидел, что поставленный им Крест цел и невредим. Стоя перед ним с мощами митрополита Филиппа, он обещал поставить на острове церковь и монастырь, о чем через четыре года бил челом Государю Алексею Михайловичу.

Монастырь было решено назвать Крестным.

Примерно в 1656 г. из Палестины по просьбе Никона (он был уже патриархом) в Москву привезли два кипарисных креста, размеры которых соответствовали размеру Креста, на котором был распят Иисус Христос. Один предназначался для Голгофского придела храма Воскресения Христова в Ново-Иерусалимском монастыре, другой - для Крестного монастыря на острове Кий.

Из Москвы Крест повезли к Белому морю. И на всем пути при остановках на ночлег изготовлялись его копии. Одна из них сохранилась в кладбищенской церкви Влскрешения Лазаря в г. Онеге (данные на 1997 г.).

Крест пребывал на Кий-острове до закрытия монастыря в 1923 г. За время существования обители его вывозили только один раз - в 1854 г. из-за нашествия англичан. При этом были утеряны некоторые мощи.

С 1923 по 1930 г. Крест находился в антирелигиозном музее в Соловецком лагере. Потом его привезли в Москву, где он хранился в запасниках Исторического музея.

В храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках Крест был передан в августе 1991 г. Интересно, что вторичное освящение главного придела храма было совершено 30 августа 1991 г., в день памяти Святейшего Патриарха Никона, спустя 310 лет со дня его кончины.

Из истории этой небольшой церкви известно очень немногое. Как и многие московские храмы, сначала он был деревянным, потом построили каменное здание.

В XVI-XVIII вв. храм служил усыпальницей князей Ухтомских. На северной стене придела Преподобного Сергия до сих пор можно видеть четыре каменные плиты и на самой левой разобрать фамилию княгини Ухтомской. В конце XVIII в. в Москве свирепствовала моровая язва. Священник, который служил в Сергиевской церкви, умер, а в храме осталось так мало прихожан, что их перевели в одну из ближайших церквей - "приписали" к ней (подобные "приписные" храмы существовали в Москве до конца XIX в.).

Город оправился от эпидемии, и у храма вновь появились прихожане, однако его постигло новое несчастье. В 1812 г., во время нашествия французов, здание пострадало так сильно, что его даже вычеркнули из списка московских церквей, а прихожан снова "приписали" к другой церкви. Туда же забрали оставшуюся утварь и имущество. Только чудотворную икону Преподобного Сергия передали в церковь села Бородина.

Вскоре вышло требование гражданского начальства, чтобы все дома в Белом городе были каменные. Поскольку Сергиевский храм пустовал, предприимчивые горожане решили использовать его как каменоломню, но митрополит Филарет не дал уничтожить церковь. Храм был восстановлен, и в нем возобновились службы.

Официально он по-прежнему считался "приписным" и бесприходным, ведь прихожане перешли в другую церковь. Фактически храм не был нужен местным жителям, поэтому его решили использовать для устройства Константинопольского патриаршего подворья (что-то вроде светского посольства). При этом храм поступал во владение Вселенской Патриархии, а рядом с ним были построены дома для работников подворья.

Эти здания до сих пор являются прекрасным украшением города. Кажется, что этот уголок Москвы ничуть не изменился с того времени. А еще создается впечатление, что находишься не в России, а в Византии: настолько непривычно пестрыми выглядят эти здания на фоне остальных. Снаружи стены украшены красно-белым цветочным узором, который был характерен даже не столько для Греции, сколько для мусульманского Востока. Издалека они напоминают сказочный пряничный домик.

В 20-е гг. храм еще был действующим. Но уже в следующем десятилетии его закрыли и приспособили здание под учреждение. В колокольне располагалась районная трансформаторная подстанция.

В начале 90-х церковь была возобновлена как Патриаршее подворье.

http://www.taday.ru/text/73167.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Богданова
Все статьи Ольга Богданова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35