Ответы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на вопросы газеты "Новости Эльзаса"

Новости Москвы 
0
103
Время на чтение 7 минут
- 2 октября сего года Вы выступите перед Парламентской ассамблеей Совета Европы в Страсбурге. Каков смысл послания, с которым Вы таким образом желаете обратиться к этому институту и европейскому континенту?

- Русская Православная Церковь активно вовлечена в межкультурный и межрелигиозный диалог как на национальном, так и на международном уровне. И приглашение выступить перед Парламентской ассамблеей Совета Европы я расцениваю как свидетельство высокой оценки вклада нашей Церкви в укрепление единства европейского континента. В основе деятельности СЕ лежит уважение к правам человека и универсальным нравственным ценностям. Я рад тому, что Совет Европы признает важность межрелигиозного и межкультурного диалога, способствующего достижению взаимопонимания между народами.

Православная Церковь уважает мировоззренческий выбор нерелигиозных людей и их право влиять на общественные процессы. Однако она не может положительно воспринимать такой уклад общественной жизни, при котором в центр всего ставятся исключительно свобода и самовыражение личности. Ведь душа и разум человека, по православному учению, помрачены грехом, и потому мы не можем достичь нравственного идеала только своими силами. С нашей точки зрения, свобода должна быть сопряжена с нравственностью и ответственностью. Стремление к абсолютизации человеческого разума, прав и свобод теряет смысл и становится опасным для личности и общества без стремления к абсолютизации нравственности. Именно поэтому, будучи готовой к сотрудничеству с людьми нерелигиозных убеждений, наша Церковь не приемлет идеи монополии этих убеждений на общественную жизнь. Мы стремимся к утверждению нравственных ценностей в процессе принятия властью и обществом различных решений. Мы добиваемся признания легитимности религиозного мировоззрения как основания для общественно значимых деяний, в том числе государственных, и как одного из истоков национального и международного права.

- Часто говорят, что сегодня первая религия европейцев - это безразличие к религии. Думаете ли Вы, что христианство Востока и Запада теряет скорость на этом континенте?

- Я бы не торопился с обобщениями. Думаю, что ситуация не столь проста, как представляется. Кроме того, я живу в России и могу оценивать те или иные тенденции, характерные для современной Западной Европы, только опосредованно. Мы знаем на основании статистических данных, что число верующих-христиан в Европе сокращается. Может быть, и так. Но нас беспокоит другое. Некоторые европейские протестантские церкви отказываются от традиционных христианских ценностей. Одобрительно относятся к абортам. Начинают "благословлять" "однополые браки", ординировать открытых гомосексуалистов. Все эти факты являются неприемлемыми для православных христиан, для которых аборт во все времена приравнивался к убийству, а гомосексуальные отношения считались грехом, поскольку он осужден в Священном Писании.

Так что сегодня беспокоит не столько сокращение количества христиан в Единой Европе, сколько "качество", если можно так выразиться, их веры. В то же время Русская Православная Церковь скорее укрепляет свои позиции в Европе, чем "теряет скорость". С каждым годом наших приходов здесь становится все больше. В Германии создается монастырь. Заканчивается строительство храма в Риме. Здесь, в Страсбурге, недавно был основан приход во имя Всех святых. Весьма важным фактором для укрепления Православия в Европе явилось воссоединение Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом, состоявшееся 17 мая этого года. В Европе много приходов Зарубежной Церкви. Большинство из них были основаны еще в XIX и в начале XX века. Мы только начали совместные труды, но они обещают быть очень плодотворными.

- В начале сентября в Сибиу, Румыния, собиралась III Европейская межхристианская ассамблея. Ваш высокий представитель на этой ассамблее митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл осудил моральные уклонения некоторых протестантских церквей, например в отношении абортов, гомосексуализма и статуса эмбриона. Не компрометирует ли это экуменическое действие?

- Проблема действительно есть. Я говорил об этом выше. Для православных аборт - это убийство, а гомосексуализм - тяжелый грех. И верующие люди в России часто задают нам вопрос: как наша Церковь может участвовать в межхристианских встречах вместе с грешниками? Но самоустраниться от проблемы - это самый легкий путь. Необходимо разъяснять нашим партнерам позиции православных по отношению к этим болезненным вопросам и призывать их одуматься, вернуться к учению Нового Завета и древней апостольской Церкви. Кроме того, далеко не все члены протестантских церквей на Западе разделяют "новшества", принятые руководством их церквей. Они протестуют, хотя им трудно, поскольку часто первоначальный импульс для принятия греховных решений исходит от руководства различных стран, стремящегося, например, к признанию законности гомосексуальных "браков".

Нам кажется, что, выступая с осуждением утраты христианских ценностей частью протестантов, мы помогаем здоровым силам внутри самих протестантских сообществ в их противостоянии греху. И мы видим некоторые результаты своей деятельности. В недавнем прошлом многократно делались попытки рассмотреть в одобрительном ключе положение гомосексуалистов в церкви в рамках Всемирного совета церквей и Конференции европейских церквей. Наша Церковь жестко выступила против и поддержка упомянутых групп прекратилась. Теперь данные вопросы на больших экуменических форумах не поднимаются. Также положительно мы оцениваем решение Епископальной церкви в США, принятое 21 сентября этого года, о прекращении рукоположения в сан пастора и епископа гомосексуалистов. Все эти факты внушают некоторый оптимизм и понуждают представителей нашей Церкви продолжать усердную работу по защите нравственных ценностей в рамках межхристианских международных механизмов.

- Ватикан сделал несколько жестов в сторону Русской Православной Церкви с момента избрания Папы Бенедикта XVI? Как, например, недавнее назначение в Москву монсеньора Паоло Пецции архиепископом латинского обряда. Смешанная православно-католическая работа возобновила свою работу. Много ли еще остается преодолеть препятствий на пути проведения встречи между Вами и Папой в Москве или в другом месте?

- Убежден, что встреча Предстоятелей двух крупнейших христианских Церквей должна стать ярким свидетельством разрешения трудностей, которые, к сожалению, все еще существуют в отношениях между православными и католиками. Проблемы эти хорошо известны. До сих пор объектом проповеди католического духовенства и представителей монашеских орденов подчас становятся люди, принадлежащие к Православной Церкви по крещению или семейным корням, а также дети из малообеспеченных или неполных семей.

Кроме того, далеки от нормализации отношения между православными и греко-католиками на Украине. Руководство Украинской Греко-Католической Церкви необоснованно претендует на статус общенациональной Церкви, что является вызовом для православных украинцев, составляющих основную часть населения страны. В результате насильственного перераспределения церковной собственности, произошедшего в конце 1990-х годов, многие православные приходы оказались лишенными возможность совершать богослужения в храмах.

- После Страсбурга Вы будете в Париже, гостем Католической Церкви Франции. Какое значение Вы предаете этому первому визиту Предстоятеля Русской Православной Церкви в эту страну?

- Для меня это не первая поездка во Францию, хотя в качестве Предстоятеля Русской Православной Церкви я посещаю вашу страну впервые. Своему визиту я придаю большое значение. В силу исторических судеб многие русские люди оказались на французской земле. Многие из них бежали от репрессий безбожного режима, не только каравшего любое несогласие с властью, но и истреблявшего веру в русском народе.

Православие присутствие в современной Франции многообразно: существуют епархии и приходы, принадлежащие к юрисдикции различных Православных Церквей. Это многообразие традиций составляет отличительную особенность церковной жизни во Франции, и наша общая задача - хранить и поддерживать его без ущерба для той или иной части многонациональной православной паствы вашей страны. Искренне надеюсь, что мой визит, встречи с собратьями-архипастырями, духовенством и верующими позволит укрепить православное единство во Франции, засвидетельствует, что мы едины во Христе Иисусе.

- Общественное мнение Франции и Европейского Союза иногда беспокоится о ситуации с правами человека в Вашей стране. Правы ли они? Имеет ли Ваша Церковь свободу слова по этой теме?


- Безусловно, институты народовластия и механизмы защиты прав человека в России находятся в процессе формирования. Вместе с тем, часто вопросы прав человека становятся предметом политических спекуляций. Политизация проблемы прав человека - не российская особенность. К сожалению, эта тенденция носит общемировой характер и обусловлена стремлением использовать заботу о правах человека не в интересах личности, а для решения сомнительных задач. В этом случае, на мой взгляд, человек рассматривается как средство, что является явным принижением его богоданного достоинства.

Проблеме соблюдения прав, достоинств и свобод человека Русская Православная Церковь уделяет все большее внимание. Теме прав и достоинств человека был посвящен X Всемирный русский народный собор, проходивший при активном участии Церкви в апреле 2006 в городе Москве. Собор подчеркнул нерушимую связь свободы человека с нравственной ответственностью. К сожалению, в современной концепции прав человека почти выхолощен нравственный элемент, и уже редко кто помнит о том, что права неразрывно связаны с обязанностями и ответственностью человека. В российском обществе вызывает широкую озабоченность радикально-либеральное прочтение концепции прав человека, что приводит к росту эгоизма и крайнего индивидуализма, грозящему разрушением общественного благосостояния.

Наша Церковь много говорит о проблемах богатства и бедности. Им был посвящен XI Всемирный русский народный собор, состоявшийся в этом году. Когда вызывающая роскошь единиц соседствует с крайней бедностью миллионов, Церковь чувствует свой долг возвышать пророческий голос в защиту справедливости.

- Ваше Святейшество, Вы будете молиться с монсеньором Гралле в Страсбурге, с монсеньором Вен-Труа и кардиналом Рикаром в Париже, со многими католиками. Надеетесь ли Вы однажды вступить в евхаристическое общение с католиками?

Ответ. В ходе моего пребывания во Франции запланировано участие во многих мероприятиях, где также будут присутствовать высокопоставленные представители Католической Церкви Франции. Отсутствие полного общения между нашими Церквами не позволит нам вместе предстоять перед святым престолом. Тем не менее, мы сможем поклониться великим христианским святыням, бережно хранимым Католической Церковью Франции.

Относительно возможности полного евхаристического общения между православными и католиками хотел бы заметить, что это находится всецело в воле Божией. Для каждого христианина актуальны слова Спасителя: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13. 35). Однако в стремлении к богозаповеданному единству мы должны избегать компромиссов, затрагивающих существо вероучения. Нельзя забывать, что единство выражается в полном согласии в исповедании веры и только это, по учению Православной Церкви, может быть основанием для совместного совершения Евхаристии.

http://www.mospat.ru/index.php?page=38114
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Святейший Патриарх +Алексий II
Святейший Патриарх Алексий II о церковном модернизме и неообновленчестве
К 15-летию со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия II (†5.12.2008)
05.12.2023
«Молюсь, чтобы Господь просветил Россию миром, духом единения и любви»
Интервью газете «Нижегородские новости» накануне Дня народного единства 3.11.2005 года
03.11.2023
О церковном модернизме и неообновленчестве
К семилетию со дня кончины
04.12.2015
В монастырь не уходят - туда приходят
Архивный материал ко дню смерти Святейшего Патриарха Алексия II
05.12.2012
Все статьи Святейший Патриарх +Алексий II
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
23.04.2024 15:46
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Сергей
23.04.2024 15:14
«В зеркале войны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 14:49
Пора очистить госуправление от рабов Запада
Новый комментарий от alef69
23.04.2024 13:41
Власти Эстонии отказали в виде на жительство митрополиту Евгению
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 12:48