"Педагогика без дел милосердия мертва"

0
131
Время на чтение 6 минут
Сегодня как никогда актуален вопрос воспитания подрастающего поколения. В течение последних пятнадцати лет в стране практически отсутствовала стройная и логическая система духовно-нравственного воспитания наших детей. Советские традиции были во многом утеряны, а новые на их место не пришли. Сможет ли Православие стать духовно-нравственной основой современного образования, какие задачи стоят перед социальной педагогикой сегодня и какие проблемы возникают на пути их решения? Об этом и о многом другом наш корреспондент беседует с директором МОУ СШ N 38 Василием Владимировичем Борзенковым.

- Василий Владимирович, расскажите, как Вы пришли к вере в Бога, что этому способствовало?

- Если честно, то меня всегда смущали подобные вопросы: "о моем пути к Богу", "как я пришел к вере"... На ум приходят лишь слова Спасителя: "Не вы Меня избрали, но Я вас". На мой взгляд, все в нашей жизни происходит промыслительно.

Моих родителей - их звали Ольга и Владимир - нельзя назвать людьми глубоко верующими, воцерковленными. Не знаю, были ли в моем роду молитвенники, которые неустанно просили Бога, чтобы Он наставил меня на путь спасения, но неизменный интерес к вере, тяга к Церкви у меня появились еще в раннем возрасте. Святое крещение я принял только в юности, лет в пятнадцать.

Может, одним из тех факторов, которые споспешествовали моему пути к право-славной вере, был пример моей мамы. По состоянию здоровья врачи запрещали ей иметь детей. И когда она забеременела мной, доктора настаивали на прекращении беременности в связи с большой вероятностью того, что она не переживет эти роды. Но она от этого отказалась: "Пусть лучше умру я, но родится мой ребенок". И хотя моя мать никогда не ходила в церковь, эта жертвенность и любовь к своему ребенку и ближним до сих пор является для меня примером истинно христианского отношения к жизни.

По принятии крещения я стал прихожанином Свято-Никольского храма Калининграда на самом раннем этапе становления Православия в нашем крае. Началась моя церковная жизнь.

Большим испытанием для меня стала кончина моих родителей. Именно в это время Господь сподобил меня пообщаться с приснопамятным старцем о. Николаем (Гурьяновым). Эта незабываемая встреча укрепила меня в вере, подарила надежду и определила всю мою дальнейшую жизнь

- Какие, с Вашей точки зрения, существуют проблемы в современном среднем образовании? Какие пути их решения представляются Вам возможными?

- Отвечая на этот вопрос, необходимо отметить, что школа является зеркалом, в котором отражаются процессы, протекающие в нашем обществе. С одной стороны, школьное образование приобретает много положительного. Я имею в виду новые технологии обучения, модернизацию системы образования, ее компьютеризацию, большее внимание к воспитательному аспекту образовательного процесса.

С другой стороны, школа сегодня больна теми же болезнями, которыми заражено все общество. И здесь имеет место определенная взаимосвязь: проблемы, существующие в нашем обществе сегодня, есть результат ошибок в прошлом, в том числе и допущенных в функционировании системы образования. Все в нашей жизни происходит промыслительно

Школа несет огромную ответственность не только за воспитание и образование конкретных групп детей, но во многом и за наше будущее. На школу возлагается большое количество социальных, воспитательных, образовательных функций. Однако необходимо помнить о том, что важнейший задел в формировании личности ребенка дает семья и общество. И часто приходится видеть, что при поступлении в школу у ребенка уже есть серьезные проблемы, которые были заложены в семье и исправить которые педагогам очень сложно.

Как известно, бездуховность и безнравственность - это основа всякого преступления. Поэтому школа не может и не должна оставаться безучастной. Вводя предметы духовно-нравственного цикла, мы пытаемся приостановить ту страшную тенденцию к нравственному самоуничтожению, которая реально существует в нашем обществе.

- Насколько я понимаю, все вышеизложенное говорит о том, что сейчас востребованы социальные педагоги, и наверняка уже имеется немало положительных примеров социального служения педагогов неблагополучным, или социально незащищенным, детям и их родителям. Но как влияет на социальную и общепедагогическую деятельность православное вероисповедание учителя? Какие задачи ставит перед собой православный учитель?

- Здесь действительно уместно употребление термина "служение". На мой взгляд, существуют такие профессии, представители которых именно служат обществу, а не просто ходят на работу. Это прежде всего врачи, военнослужащие, педагоги, священники...

А вот каким должно быть это служение, определят для каждого представителя этих профессий его духовно-нравственная основа и жизненная позиция. Основной принцип христианской жизни прекрасно выразил святой апостол Иаков: "Вера без дел мертва". Соответственно этому можно сформулировать и важнейший принцип христианской педагогики: "Педагогика без дел милосердия мертва". Невозможно правильно воспитать ребенка или подростка, не прививая ему милосердного и сострадательного отношения к ближнему.

Христианская жизнь проверяется по тому, как человек, носящий звание христианина, относится к окружающим его людям, к окружающему миру. Исходя из этого православный педагог ставит определенные задачи, которые можно назвать и христианскими аспектами социальной педагогики. В качестве первой задачи можно назвать необходимость воспитания у учащихся евангельских качеств - любви, искренности, целеустремленности и смирения.

Может, это и есть самая важная задача, стоящая сегодня перед современными педагогами. Человек, обладающий этими добродетелями, всегда в центр своих забот поставит нужду ближнего и в социальном плане всегда будет правильно ориентироваться, не будет идти по головам на пути к своей цели.

Трудно воспитать полноценного человека без формирования у него личной и постоянной ответственности пред людьми и совестью за свои слова, поступки, за ис-траченное время, за свой класс, за свою парту. И особенно за слезы и обиды того, кто рядом с тобой.

Слова молитвы "Отче наш": "Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим" - всегда учат просить прощения и прощать. Поэтому право-славный педагог всегда стремится воспитать в своих подопечных умение и желание просить прощения и прощать. Это умение - одно из самых необходимых для жизни в социуме. Неумение просить прощения и прощать прежде всего показывает отсутствие критического отношения к себе. Неумение просить прощения и прощать показывает отсутствие критического отношения к себе

И это лишь малая часть тех задач, которые стоят перед христианской педагогикой.

Каждый учитель должен помнить, что не следует понуждать человека к вере. Но точно так же нельзя навязывать детям скептический подход к религии, выдавая его за единственный "научный" и "правильный". Каждый должен получить возможность выбора своего собственного мировоззрения, тем более что это право закреплено в международном и российском законодательстве.

Хочу отметить еще один важный момент. Можно сказать много красивых слов детям, а поступать в жизни вразрез со сказанным. Воспитание, кстати как и проповедь, должно осуществляться прежде всего собственными делами и поступками.

- Может и должно ли Право-славие стать духовно-нравственной основой образования в России? Возможно ли это, если учитывать фактор многоконфессиональности и этнической неоднородности нашего общества?

- Это очень сложный во-прос. Я бы даже сказал, что вопрос о духовно-нравственной основе образования тождествен определению национальной идеи. Существует несколько точек зрения по этим вопросам. Но все мы прекрасно понимаем, что Россия не возродится, если исторические духовно-нравственные ценности нашего народа не будут поставлены в основу современной системы образования и воспитания. К счастью, сейчас произошел возврат большой части нашего общества к своим истокам - к право-славной вере. Школа призвана обеспечить реализацию права родителей на образование детей в соответствии с их моральными убеждениями.

Но уже приходится учитывать некоторые факторы, которые мешают вернуть Православие в качестве духовно-нравственной основы общества в целом и образования в частности, возвести его на уровень национальной идеи. Я имею в виду манипуляцию понятием светскости образования и опасениями по поводу дискриминации детей в школе по религиозному признаку. Разрешить эту проблему можно путем детальной проработки механизма включения в школьную программу религиозных и духовно-нравственных дисциплин. Для этого, разумеется, требуется тесное со-трудничество государства, общества, школы и Церкви.

При этом необходимо учитывать понятие религиозного большинства и меньшинства. Здесь уместно сравнение, которое приводил в одном из своих выступлений митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Деятельность религиозных течений внутри государства должна регламентироваться подобно тому, как правила дорожного движения регламентируют движение авто-транспорта: они одинаковы для всех, на красный свет нельзя ехать ни легковым, ни грузовым машинам, но сказать, что поведение на дороге мотоциклиста и многотонного грузовика должно быть одинаковым, нельзя. Надо учитывать, что большинство жителей России исповедуют Православие, которое является для нашей страны исторически и культурно образующей доминантой.

"Иисус сказал: пустите детей, и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное", - гласит Святое Евангелие. Следуя заповеди Спасителя, современная школа должна предоставить возможность всем начиная с самого детства приобщиться к духовным традициям своей Родины.

Беседовал Дионисий Соколов

http://www.ubrus.org/newspaper-spas-article/?id=444
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28