Они вернулись

Русь уходящая. Рассказы митрополита Питирима.- СПб., 2007

0
149
Время на чтение 4 минуты
Совсем недавно в Петербурге была издана необычная книга - воспоминания митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева, † 2003). Книга эта не является мемуарами в полном смысле этого слова. Писать мемуары Владыка категорически отказывался, считая, что это дело очень ответственное: сам жанр требует взвешенной исторической оценки событий, в нем необходимо избегать личностных оценок и эмоций. Однако записывать свои устные рассказы Владыка не возбранял, и на протяжении десятилетия этим занимались помощницы митрополита Питирима - референты Т.Л. Александрова и Т.В. Суздальцева, составившие и подготовившие этот сборник к печати. Что-то он рассказывал студентам на лекции, что-то на встречах с прихожанами или в проповедях.

Авторы-составители вспоминают, что Владыка нуждался в слушателе, собеседнике, "готовом проникнуться его любовью к наставникам, сочувствующем его настроению". И, наверное, таким слушателем становился каждый, кто его видел и слышал. Это неудивительно: митрополит Питирим - человек, который жил в те времена, которые принято считать судьбоносными, переломными - для страны, очень трудными, тяжелыми - для ее граждан. И все же те, кто встретил его на исходе жизни, говорили, что видели перед собой человека необыкновенной красоты. Такое впечатление - ошеломляющее для внутренне раздерганного, страдающего, часто дезориентированного человека расцерковленного мира - производило сочетание внутренней цельности, спокойствия, ума, образованности, доброжелательности Владыки.

Кто-то нашел для него определение - "человек традиции". Но необходимо добавить - церковной традиции. Можно и еще уточнить: уникальной старомосковской церковной традиции, во многом благодаря которой выжила в период гонений Русская Православная Церковь, сохранилась церковная жизнь. Именно об этом - значительная (да и самая теплая) часть воспоминаний Владыки Питирима. И поскольку это все же устные рассказы, а не официальные мемуары церковного иерарха, они очень личные и эмоциональные, в них перемешано и серьезное, и смешное. Можно сказать, что они далеки от идеализации церковной жизни, духовенства, но их главная черта - отсутствие духа осуждения кого бы то ни было.

Митрополит Питирим (в миру - Константин Владимирович Нечаев) родился 8января1926года в городе Мичуринске (бывшемКозлове) Тамбовской области, в семье священника. После окончания средней школы в 1943 году он поступил в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ), а в 1945 стал иподиаконом Патриарха Алексия I (Симанского). О своем общении с Патриархом Алексием Владыка говорил как о совершенно особом, невероятно важном для него времени жизни (а он был рядом со Святейшим 25 лет!). Главное, что заметил и перенял у Патриарха юный иподиакон - его благоговейнейшее отношение к святыне и любовь к богослужению.

В общей сложности воспоминания Владыки Питирима охватывают период с середины 1930-х годов и до начала ХХI века. В них фактически отразилась судьба Православной Церкви в послереволюционной, затем советской, наконец, постсоветской России, несколько волн гонений на Церковь со стороны государства. Общая картина эпохи в воспоминаниях воссоздана небольшими штрихами: заметные случаи, портреты современников, ценные бытовые черточки. Эпизод, который дал название книге, произошел примерно в 1954 году. В Академии художеств - выставка Корина, представлены подлинники неоконченного полотна "Русь уходящая", для которого художник создал целую галерею портретов священнослужителей: "И мы пошли. Леня Остапов был еще в мирском, я - в рясе, а у Пимена (Хмелевского)[1] был уже крест. Ходим мы, смотрим, а за нами - целый хвост народу: "Вон, ?Уходящая Русь? ходит!"- слышится за спиной. Потом мы спускаемся по лестнице: "Ну, ?Уходящая Русь? уходит!". Мы надеваем рясы в гардеробе, а там, с балкона, смотрят: "?Уходящая Русь? совсем ушла!". Тут Пимен поднимает голову и громко говорит: "А мы еще вернемся!". В ответ раздался несмолкаемый хохот и аплодисменты".

Владыка Питирим стал свидетелем и непосредственным участником возрождения Московских духовных школ - Академии и семинарии. В 1962 году он был назначен ответственным редактором единственного на тот момент церковного издания - "Журнала Московской Патриархии", а затем создал и возглавил Издательский отдел Патриархии, которым руководил более тридцати лет. Впервые после революции в Советском Союзе приступили к массовому (конечно, относительно массовому: разрешали печатать небольшие тиражи) изданию Священного Писания и богослужебных книг. Еще одна черточка к "портрету времени" в его воспоминаниях: "Издать Библию было еще моей детской мечтой. Молодому поколению трудно представить себе, насколько нам ее не хватало. На протяжении нескольких десятков лет Библия была одной из самых запрещенных книг <...>. Некоторые даже покупали ?Библию для верующих и неверующих? Емельяна Ярославского, вырезали ножницами подлинные библейские цитаты и склеивали текст в тетрадке. Получалась пухлая, рыхлая книга - все-таки священный текст".

Раздел, получивший название "Зрелость" - это заметки о работе Издательского отдела, зарубежных поездках, общественной деятельности Митрополита Питирима. Если снова вернуться к определениям, и попытаться кратко охарактеризовать личность Владыки, то одним из главных, наряду со словом "традиция", становится слово "опыт". И этим опытом - своей внутренней духовной, церковной жизни - он стремился поделиться со слушателями. Его высказывания о священническом служении, церковном искусстве составили раздел "Како подобает в дому Божием житии...". Вот некоторые из них.

"Дьявол слабее Бога, но его тактика - раздробить, размельчить внутреннее состояние человека. Поэтому, если читаешь молитву - заключай ум в слова молитвы и не отвлекайся, не блуждай мыслями. Точно так же и в миру: слушаешь лекцию - слушай, а не мечтай о вещах более приятных. Всякая небрежность, разболтанность - и в работе, и в одежде - это умаление духовной сущности".

"В нашем поколении положительным было то, что мы видели живых носителей традиции. А одна из главных причин современной дестабилизации - в неукорененности. Если человек хранит традицию, бережет собственные корни, он всегда способен найти в себе силы возродиться".

Нам всем так сегодня необходимы - и традиции, и опыт...



[1] Архиепископ Пимен (Хмелевской) - в 1963 - 1993 гг. управляющий Саратовской епархией. В 1954 г. иеромонах Пимен - профессорский стипендиат, преподаватель МДА.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4322&Itemid=50
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Горенок
Все статьи Наталья Горенок
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35