itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Кровьми истину соблюдшия..."

0
156
Время на чтение 6 минут
"Гонение воздвигли на истину Христову..." - писал Святейший Патриарх Тихон в 1918 году о тяжких временах, которые переживала Православная Церковь в Русской земле. За 20 веков жизни святой Церкви мученической кончины удостоились многие тысячи христиан, но самый большой сонм мучеников дало трагическое ХХ столетие. Им и посвящена выставка из собрания Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета "Новомученики и исповедники Российские", открывшаяся в Государственном Историческом музее. Выставка продлится до 22 октября.

Уникальность выставки, организованной университетом к его 15-летию и 90-летию избрания на патриарший престол святителя Тихона, заключается в том, что широкой общественности по сути впервые представлены материалы о новомучениках и исповедниках - людях, живших относительно недавно.

Архивные документы, письма и дневники, личные предметы, принадлежавшие репрессированным священнослужителям, говорят о том, что богослужения не прерывались даже в условиях советских лагерей. И неиссякаемой победой Церкви над богоборческими властями выглядит венчальный венец из колючей проволоки.

Слова церковных служб многие осужденные священники помнили наизусть и без книг обходились, но без вина и священных сосудов отслужить литургию невозможно. Тогда вместо вина брался клюквенный сок, а чаши-потиры заменялись простыми рюмками. Различные богослужебные предметы - дискосы, потиры, лжицы - делались из подручного материала - олова, дерева...

Жизнь Церкви на воле в те страшные годы также уходила в подполье, недоступное взору властей. Вот маленькая епитрахиль из тонкого шелка длиной всего 50 см, на метр короче обычной - специально для тайных исповедей. В ней священники приходили в палаты больниц причащать страждущих: под белым халатом небольшой кусок ткани был незаметен.

Самые обыденные предметы, представленные на стендах, полны сокровенного смысла, воссоздающего недавнюю историю нашего многострадального Отечества. Каждый православный человек прикоснется как к святыне к кирпичу из разрушенного Ипатьевского дома, в подвалах которого были расстреляны царь-страстотерпец Николай II и его семья. Или обычный зэковский набор: шапка-ушанка, рукавицы, алюминиевая миска - из пересыльного пункта колымских лагерей, где, замученные, но не сломленные духом, погибали православные люди с молитвой на устах...

Хуже всего забыть свое прошлое, но еще хуже - забыть своих святых. С этой мыслью, высказанной на открытии выставки ректором ПСТГУ протоиереем Владимиром Воробьевым, нельзя не согласиться. Ибо, как отметил он, благодарная память о подвиге новомучеников, молитвенное почитание и духовное преемство с ними являются залогом возрождения нашей Церкви и нашего народа.

Патриарх Тихон и царственные мученики, сотни архиереев и тысячи священников, множество монахов и монахинь, мужчин, женщин и детей - все испили чашу страданий, но не отреклись от православной веры. Как отметил председатель Издательского совета Московской Патриархии протоиерей Владимир Силовьев, "сегодня многие могут повесить в святом углу фотографию своего дедушки и молиться ему".

Работа по сбору информации о тех, кто пострадал за Христа в годы гонений, - ведущее направление научной деятельности Свято-Тихоновского университета.

Поиски имен пострадавших священнослужителей и мирян начались, по словам профессора Николая Емельянова, еще в 1989 году. За три года было собрано около тысячи имен, и цифра в пять тысяч казалась недостижимой. Однако сегодня в базе данных Свято-Тихоновского университета более 30 тысяч имен. Только за один год с небольшим - с августа 1937 по октябрь 1938-го - на Бутовском полигоне под Москвой расстреляли 21 тысячу человек, в том числе 939 священнослужителей и мирян, пострадавших за веру. Общее число захоронений репрессированных в Бутово достигает 100 тысяч человек. Патриарх Алексий II назвал это место "русской Голгофой".

Одно из чудес, которое свершилось по молитвам новомучеников, - это, несомненно, объединение Московского Патриархата и Зарубежной Церкви. Событие, пророчески предсказанное расстрелянным в 1922 году священномучеником Вениамином, митрополитом Петроградским: "Самая главная тяжесть - рознь и вражда, но придет время - объединятся вновь русские люди".

17 мая 2007 года, в праздник Вознесения Господня, было наконец преодолено вызванное революционным смерчем трагическое разделение русского народа, восстановлено евхаристическое общение. Уже 19 мая состоялось совместное богослужение на Бутовском полигоне - земле, обильно политой кровью мучеников, и был освящен построенный здесь храм в честь Воскресения Христова. Богослужение возглавили Патриарх Алексий и митрополит Лавр, в нем участвовало множество архиереев и священников, молились миряне и из России, и из русского зарубежья. А в конце минувшего лета в память о 70-летии начала массовых репрессий 1937-1938 годов из Соловецкого монастыря в Бутово был перенесен 12-метровый поклонный крест.

Один из расстрелянных в Бутово - священномученик Николай Агафонников. Отец Николай начал свой пастырский путь в Вятской губернии, где прослужил 17 лет. Годы революционной смуты застали семью отца Николая в Вятке. Как истинный пастырь, он не покинул приход, несмотря на претерпеваемые бедствия. В феврале 1923 года отец Николай был арестован в Вятке по подозрению в контрреволюционной деятельности и препровожден в Москву на Лубянку, но затем отпущен за недоказанностью обвинения.

Несмотря на все опасности священнического служения при советской власти, отец Николай не оставил своего креста - не отказался от сана, не перешел в обновленческий раскол. Выйдя из Лубянской тюрьмы, он по-прежнему усердно исполнял лежавшие на нем пастырские обязанности.

Перебравшись в 1927 году поближе к своим детям, в Подольский район Московской области, он служил сначала в селе Ворсино, а с 1930 года был настоятелем Покровского храма села Ерино и благочинным Подольского округа. На новом месте служения он с терпением воспитывал в пастве любовь к Богу и Церкви. Где бы ни служил отец Николай, везде его любили и уважали за духовную стойкость и бесстрашие. В 1937 году он был снова арестован и вскоре расстрелян на полигоне в Бутово.

Вот одно из сохранившихся писем отца Николая к своим родным.

"Храни Господь и тебя, милый мой дорогой Колюшенька! Будь здоров и радуй маму! Молись за нас Боженьке и своему ангелу - святому Николаю Чудотворцу, чтобы скорее прошли эти тяжелые для всех нас дни! Слушайся мамы, люби ее, Лиду и братьев! Целуй от меня их всех и ребят, с тобою играющих и живущих, - Марусю, Алю, Надю, Зою, Нину, Тоню, Толю, Любу и других дядей и тетей. Жаль, что далеко ты от меня, а то бы пришел с Варей на свидание со мной. Тоскую по тебе и жду счастья видеть тебя, о чем проси Боженьку. Будь здоров, благословляю тебя и целую. Весь твой папа".

По оценке профессора Емельянова, всего в прошлом веке пострадало за веру от 500 тысяч до одного миллиона человек. При этом, считает он, в ближайшие 20 лет удастся пополнить базу пострадавших за Христа еще на 100 тысяч имен. В то же время для этого недостаточно усилий Свято-Тихоновского университета, епархиальных управлений, других организаций, восстанавливающих память новомучеников. Поэтому профессор Емельянов обратился к директору Исторического музея Александру Шкурко с предложением подключить к этой работе краеведческие музеи по всей стране.

Отдельно хочется сказать о размещенной в центре выставки копии иконы новомучеников и исповедников Российских, которая была написана по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, к Юбилейному Архиерейскому Собору 2000 года, прославившему множество новомучеников.

Сегодня уместно напомнить, что икона была сочинена и писалась под руководством ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева и декана факультета церковных художеств ПСТГУ протоиерея Александра Салтыкова группой иконописцев - преподавателей факультета церковных художеств Азаровой-Кауц Т.Л., Андросовой Т.Н., Глебовой М.О., Муравьевой Н.М. и при участии студентов университета.

Икона первоначально задумывалась как минейная, но потом о. Владимир предложил житийный вариант. Были выбраны главные, наиболее яркие события, которые расположены в клеймах по географическому принципу, то есть по епархиям - с севера на юг. Владыка Ювеналий предложил изобразить Собор новомучеников на фоне храма Христа Спасителя - храма-мученика. В центре иконы изображены царственные мученики, возглавившие сонм новомучеников и исповедников Российских. У престола - Святейший Патриарх Тихон и разделявший с ним тяготы управления Церковью в это трудное время митрополит Петр, рядом местоблюстители патриаршего престола и далее святители, расположенные по епархиям. Сегодня эта икона находится в храме Христа Спасителя.

При создании иконы труднее всего было передать портретные черты каждого из новомучеников. Часто фотографии новомучеников из следственных дел более выразительны, чем писаные иконы. Но иконописцы блестяще справились с этой непростой задачей, а в 2007 году, накануне объединения с Зарубежной Церковью, по просьбе митрополита Ювеналия написали копию иконы новомучеников - в дар Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Эта икона выполнена в древнерусских традициях с использованием приемов написания миниатюр XV-XVI веков.

Выставке в Историческом музее еще предстоит наполняться новым содержанием. В октябре в ее рамках пройдут круглый стол "Значение подвига новомучеников в истории России и Русской Православной Церкви", а также презентация первого тома сборника "Современники о патриархе Тихоне", составленного М.Е. Губониным. Еще в советские годы подвижническим трудом этого церковного историка были собраны материалы о жизни святого патриарха Тихона, свидетельства частных лиц, раскрывающие духовную жизнь святителя.

После посещения выставки с особым чувством воспринимается тропарь новомученикам и исповедникам, в котором выражены и страшная скорбь их страданий, и радость духовной победы, и молитва за наше Отечество: "Днесь радостно ликует Церковь Русская, яко мати чада, прославляющи новомученики и исповедники своя: святители и иереи, царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, преподобныя мужи и жены и вся православныя христианы, во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия и кровьми истину соблюдшия. Тех предстательством, долготерпеливе Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания века".

http://www.pravoslavie.ru/put/071001152110
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Василий Писаревский
Все статьи Василий Писаревский
Последние комментарии