itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Великий святой великого века

Новости Москвы 
0
194
Время на чтение 8 минут
XIV век можно назвать сердцевиной истории человечества, временем православного церковного возрождения. Центром и очагом этого мощного духовно-культурного течения была Византия - Константинополь, Афон. Православное возрождение противостояло западному ренессансу с его неверными представлениями о самоценности и самодостаточности человеческой личности, с греховным стремлением без Бога построить "рай на земле".

Православное возрождение стало возможным благодаря движению исихастов, которые в XIV веке с особой духовной силой призвали людей к исполнению древних евангельских заповедей, к жизни во Христе. Цель человека - это стремление при помощи Божией достичь святости, состояния обожения, истинного христианского просвещения Святым Духом. Это и будет высшим и лучшим способом угодить Богу, в соответствии со словами апостольскими: "Воля Божия есть освящение ваше" (1 Фес. 4: 3). Отсюда основные правила жизни исихастов, "безмолвников": внимание себе, внутреннее безмолвие, постоянное понуждение себя к борьбе с греховными страстями и к стяжанию христианских добродетелей через следование заповедям евангельским и святоотеческим, через смирение, послушание, постоянную молитву и память о Боге.

Учение исихазма, вышедшее из келий отшельников, обоснованное во время богословских диспутов, одобренное и подтвержденное Церковными Соборами 1340-1350-х годов, в XIV веке сделалось главенствующим в Константинопольской Церкви. Исихазм, давший миру великих преподобных отцов и богопросвещенных церковных иерархов, способствовал укреплению единства Православия, оказал огромное плодотворное влияние на все стороны жизни христиан - начиная с внутреннего духовного благоустроения каждой личности до благоустройства общества в целом. Утверждение в православном мире учения исихастов способствовало как духовно-культурному единению славян и греков в XIV-XV веках, так и культурно-национальному и политическому сплочению славян и объединению Руси.

Можно с уверенностью сказать, что идеи исихазма нашли свое реальное, практическое воплощение именно в странах юго-западной Европы (особенно в Болгарии) и на Руси. Одним из великих подвижников исихазма XIV века, много потрудившимся на благо Православной Церкви, земли Русской и народа русского, был святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси, Московский чудотворец, болгарин по происхождению, уроженец города Тырнова. Он стал одним из вождей исихазма на Руси, активно содействовал его распространению в русских пределах.

Удивителен Божий Промысл о нем! Он был духовным преемником великих святых-исихастов - Григория Синаита и Григория Паламы, верным послушником их ближайших учеников - преподобного Феодосия Тырновского, основателя движения исихазма в славянских странах, и святейшего патриарха Константинопольского Филофея.

Будущий святитель родился в Болгарии, в столичном городе Тырнове около 1330 года. В молодые годы он подвизался в Килифаревском монастыре под духовным руководством преподобного Феодосия Тырновского. Братия жила в этом монастыре по уставам и заветам преподобного Григория Синаита, проходя целостный путь христианского подвижничества в соответствии с учением исихазма.

Под духовным руководством богомудрого старца Феодосия Килифаревский монастырь стал не только духовным центром для всей Болгарии, но и очагом научно-культурного просвещения. Преподобный Феодосий, просвещеннейший человек своего времени, влиявший на политику болгарских царей, направлявший их деятельность в спасительное русло, был усердным собирателем древних рукописей, переводчиком с греческого на болгарский, литературным редактором. При своей обители преподобный основал ставшую вскоре знаменитой Тырновскую книжную школу. В этой школе духовное воспитание, основанное на принципах исихазма, научно-богословское образование и литературный навык получили вместе со святым Киприаном такие выдающиеся деятели православного возрождения, как святой патриарх Болгарский Евфимий и кир Дионисий, переводчик творений святителя Иоанна Златоуста.

В последний год жизни обстоятельства вынудили преподобного Феодосия покинуть Болгарию и свою святую обитель и уехать в Константинополь с четырьмя ближайшими учениками. В их числе был и святой Киприан. Он присутствовал при кончине своего великого учителя, выслушал и принял как руководство к действию его духовное завещание - изложение основных правил жизни исихастов.

После этого святой Киприан отправился на Афон, в эту высшую школу духовного подвижничества, и некоторое время усердно подвизался там. О том, что он приобрел известность своими монашескими подвигами на Святой Горе, свидетельствует тот факт, что святитель чествуется в лике всех афонских святых, а подробное житие его помещено в "Афонском патерике". Из него мы узнаем, что именно на Святой Горе будущий святитель принял монашеский постриг, жил в пустынной келии и имел своим основным занятием переписывание древних рукописей и книг и перевод святоотеческих писаний. Этот плодотворный период его жизни был продолжением того богословского и литературного научения, которое он прошел в школе преподобного Феодосия в Болгарии. Ум его и сердце еще больше обогатились премудростью духовной и многими важными и полезными сведениями, которые впоследствии дали ему возможность сделаться на Руси одним из главных восстановителей духовного просвещения, в значительной степени оскудевшего за время татаро-монгольского ига.

Исследователи отмечают, что в то время многие славянские книги были составлены, а также переведены с греческого в Великой лавре святого Афанасия - знаменитой афонской обители. Дело в том, что игуменом лавры в начале 1350-х годов был ближайший ученик святителя Григория Паламы исихаст Филофей, составивший житие святителя. Впоследствии Филофей несколько раз возводился на Константинопольский престол, а между периодами патриаршества подвизался на Святой Горе. Он прославился как иерарх благочестивый и деятельный, проводивший политику церковного единства, направленную также на духовно-политическое объединение Руси - сосредоточение всей полноты государственной власти в руках одного великого князя, а власти церковной - у одного митрополита, издревле титуловавшегося Киевским и всея Руси. Именно святейший Филофей в период своего первого патриаршества поставил на Русь святого митрополита Алексия, а в дальнейшем благословлял и всячески способствовал его деятельности, направленной на объединение русских княжеств вокруг Москвы. Знаменательна связь святого патриарха Филофея со сродным ему по духу преподобным Сергием Радонежским, которому патриарх счел необходимым послать грамоту с благословением на учреждение общежития в Троицком монастыре. В дальнейшем крепкая духовная связь объединит преподобного Сергия и со святителем Киприаном.

Особо нужно заметить, что большое, если не сказать решающее, значение для победы на Куликовом поле в 1380 году имело требование святого патриарха Филофея, изложенное в его послании, чтобы "русские князья дали страшную клятву выступить все вместе против врагов нашей веры". По всей вероятности, произнесение этой клятвы совершалось по определенному церковному чину, когда перед крестом и Евангелием русские князья давали обещание Богу творить Его волю, выражавшуюся через Вселенского патриарха. Надо полагать, что исполнение этой клятвы (факт, всегда как-то ускользавший из внимания наших историков) послужило залогом объединения русских княжеств и победы в великой битве.

Богомудрому исихасту святому Филофею стал известен ученый инок Киприан, усердно занимавшийся переводами с греческого. На Афоне зародилась их духовная связь, обратившаяся в сыновнюю преданность Киприана и отеческое расположение и покровительство Филофея. Войдя в круг духовных соратников Филофея, Киприан не прерывал своих отношений и с отечеством, со своими болгарскими духовными собратьями и руководителями: известно, что на Афоне он вел переписку с блаженным Евфимием, занимавшим патриарший престол в Тырнове.

Когда Филофей был провозглашен патриархом Константинопольским, Киприан отправился вместе с ним, был ему и келейником, и ближайшим сотрудником.

Образованный и деятельный, святой Киприан много помог своему учителю и покровителю в управлении Церковью, в укреплении церковного мира и единства с самостоятельными Церквами балканских стран. Особенно большое участие святой Киприан по воле патриарха Филофея принял в делах русских княжеств и Русской Церкви, на митрополию которой подготавливал Киприана святейший Филофей. Разнообразными поручениями учитель испытывал верность и способности своего ученика. Киприан как особо доверенное лицо был послан патриархом в Литву и на Русь для умирения вражды западных князей против митрополита Алексия. Это произошло в 1373 году, а в январе 1376 года святой Киприан был поставлен патриархом Филофеем и Собором в "митрополита Киевского, Русского и Литовского", а чтобы сохранился древний порядок и чтобы Русь и впредь находилась под одним митрополитом, патриарх и Собор определили: Киприану после смерти Алексия быть митрополитом всея Руси.

Проводник исихастской духовности, последовательный сторонник сохранения на Руси византийских церковных традиций, святитель Киприан почти 30 лет, до преставления своего в 1406 году, нес бремя управления Русской Церковью. Но действительным митрополитом всея Руси он являлся только в течение 18 лет и особенно в последние годы своей жизни - при великом князе Василии Дмитриевиче. Святому Киприану с первых дней митрополичьего служения пришлось терпеть великие скорби, которыми Небесный Архипастырь возводит к Себе Своих избранников. Это были и изгнания с кафедры, и несправедливость московского великого князя Дмитрия, и низость княжеского ставленника на митрополию, "хулы, брань, насмешки, голод", лишение самого необходимого. "Не ищу я ни славы, ни богатства, ищу свою митрополию, которую дала мне святая Великая Церковь, желая тишины и единения церковного", - писал он в 1389 году своим единомышленникам - преподобным Сергию Радонежскому и Феодору Симоновскому. Эти столпы русского монашества всегда поддерживали митрополита Киприана.

Однажды во время особо тяжелой скорби и болезни блаженный Киприан получил благодатную помощь от Господа по молитвам святителя Петра Московского. Знаменательно, что святой Киприан обратился к своему великому предместнику не только с просьбой об исцелении, но и с усердным прошением "достичь до его престола" -выполнить послушание, данное его духовным отцом и руководителем и всей матерью-Церковью. Позднее блаженный Киприан составит службу митрополиту Петру и дышащее живым благочестием и духовной любовью житие своего небесного покровителя.

В последние годы своей жизни святитель наконец получил приличествующее ему по праву и церковным заслугам почитание великого князя и русской паствы. Великий князь Василий Дмитриевич во всем советовался со святым митрополитом и называл его "своим отцом".

Заботясь о силе и крепости зарождающегося Русского государства, святитель Киприан подтвердил главенство великого князя Владимирского и Московского: "Я молюсь о нем Богу, - писал он преподобному Сергию, - о его княгине и детях; я всем сердцем люблю его и желаю блага ему и его государству... Когда бы я ни служил Божественной литургии, я приказывал, чтобы прежде всего многолетие возглашалось ему, а уже потом - другим".

Большое внимание святитель уделял западным епархиям своей митрополии, стараясь связать их духовно с восточными. "Я тружусь, чтобы возвратить к митрополии отпавшие от нее места, чтобы не было разделения", - писал блаженный Киприан к преподобному Сергию. Ради этого желанного укрепления Церкви перенес он столько скорбей, поднял столько трудов, постоянно совершая архипастырские поездки в Тверь, Новгород, Галич, Смоленск, Луцк, подолгу жил в Киеве, отправлял увещательные грамоты в епархии, охраняя законную церковную власть от людского своеволия.

"Нет иного пути ко спасению, кроме любви, хотя бы кто измождал тело свое подвигами, - пишет он в своих посланиях. - Кто хочет учить, прежде внимай себе. Кто говорит и учит, но не творит, тот медь звенящая".

В период святительского служения митрополита Киприана по его святой молитве произошло великое чудо от принесенной в Москву Владимирской иконы Божией Матери - избавление города и всей России от нашествия Тамерлана. Святитель установил 26 августа совершать церковное празднество в честь сретения чудотворной иконы, а на месте встречи святыни москвичами им было определено построить Сретенский монастырь.

Митрополит Киприан в память павших на Куликовом поле постановил совершать поминовение усопших в Димитриевскую субботу, также он установил почитание в Москве великого князя Александра Невского. Святитель много заботился о правильности и благоприличии церковного богослужения. Он ввел в церковный обиход исправленные редакции главных богослужебных книг. Святитель обличал произвол при совершении богослужений, давал разъяснения церковным обычаям и постановлениям. При этом святитель всегда руководился апостольскими и соборными правилами и отстаивал их применение в церковной жизни без послабления.

При митрополите Киприане на русском Севере были основаны многие монашеские обители, по всей Руси расцвело храмоздательство. На его время приходится русский период творчества Феофана Грека и начало творческого пути преподобного Андрея Рублева - иконописцев, которых по праву можно назвать исихастами.

Всю жизнь святитель Киприан насаждал в людях любовь к Церкви Христовой, верность ее евангельским и святоотеческим традициям, сохраняя сам при этом аскетическую духовную дисциплину исихастов. Перед кончиной святой митрополит написал духовное завещание, признанное современниками "чудным и страннолепным" творением, которое впоследствии читалось и при погребении преемников митрополита Киприана. Можно с уверенностью сказать, что духовные завещания наставников исихазма и в настоящее время являются достоянием истинных чад Православной Церкви.

Скончался святитель 16 сентября 1406 года. Честные его мощи, обретенные в 1427 году, почивают в Успенском соборе Московского Кремля. Церковь празднует память святителя Киприана, митрополита Киевского и всея Руси, 16 сентября и 27 мая (перенесение мощей).

http://www.pravoslavie.ru/put/070928125011
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Петр (Пиголь)
"С нами Бог! Стратегия на все времена"
Памяти генералиссимуса А.В. Суворова
20.05.2008
Николай Александрович Мотовилов как идеал для русского предпринимательства
Выступление на круглом столе "Православие и бизнес: роль православных и духовно-нравственных ценностей для современного российского предпринимательства"
18.07.2007
Все статьи Игумен Петр (Пиголь)
Новости Москвы
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
«Фонд противостоит разрушающим сознание граждан деструктивным процессам»
К 35-летию Международного Фонда славянской письменности и культуры
16.03.2024
В нём было много красок
На смерть Александра Ширвиндта
16.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии