Государственный историограф России

Слово о Николае Михайловиче Карамзине

Новости Москвы 
0
362
Время на чтение 8 минут
В третий раз названы лауреаты Всероссийской литературной премии "Александр Невский". Монография историка А.Ф. Смирнова "Николай Михайлович Карамзин" удостоена первой премии. "Столетие" публикует Слово о Н.М. Карамзине, произнесенное автором книги 12 сентября на церемонии награждения лауреатов премии в Шереметьевском дворце в Санкт-Петербурге.

Дорогие сестры и братья! Радостно получить премию в этот день, когда вся страна отмечает память Александра Невского, великого заступника, покровителя державы.

Волнительно и радостно, что эта премия присуждается авторитетным жюри, в которое вошли знатоки и ценители русской словесности, хранители национальной речи - бесценного Русского Слова.

Премия присуждена за работу о Карамзине, которому я посвятил многие годы жизни. Творческое наследие Карамзина многогранно. Он вместе с Ломоносовым и Пушкиным делит заслуги создателя русского литературного языка. Велик его вклад в создание русской изящной словесности. Достаточно напомнить его почин в создании художественного образа русской женщины. И Пушкинская Татьяна, и Тургеневские барышни, и Наташа Ростова вышли из его Бедной Лизы.

Нет сомнения, что самым великим его вкладом в нашу духовную культуру является создание "Истории Государства Российского". Император Александр I назначил Николая Михайловича государственным историографом и поручил написание национальной истории. Историограф блестяще справился с поручением. Созданный им труд достоин великого народа.

Особенность творчества Карамзина, который оставил свой след буквально во всех сферах русской культуры, я бы сказал шире - русской общественной национальной жизни на исходе XVIII и в начале XIX веков, - особенность его творчества состоит в том, что в нем есть нечто значительное, к чему русский народ обращается в самые трудные минуты своей жизни, на переломе своей исторической судьбы, чтобы найти ответы на вопросы, которые тревожат совесть и взрывают ум русского человека. И, что удивительно, находят эти ответы. Карамзин помогал выйти из той трясины, куда заводили страну ее незадачливые правители.

Так случилось и на сей раз. К Карамзину потянулись русские сердца в конце XX века, в начале того процесса, который называют перестройкой, великими реформами, из которого, может возникнуть возрождение России, новый расцвет русской православной цивилизации. В связи с этим вспоминаются первые публикации Карамзина после 70-летнего замалчивания во время разгула всевластного агитпропа. И когда с покойным ныне писателем Михаилом Алексеевым, возглавлявшим журнал "Москва", мы предприняли публикацию "Истории Государства Российского" на страницах журнала - публикация заняла два года, потому что в каждом номере печатали по одной главе, - эта инициатива была горячо поддержана обществом. Хотя многие видные ученые, считавшие себя знатоками древней Руси, осуждали переиздание, как они говорили, "устаревшего сентиментального труда", а со стороны некоторых лиц, стоявших у руля страны, была даже предпринята попытка запретить его. Не без борьбы, но удалось это издание осуществить, тираж журнала подскочил за миллион. Ясно, конечно, что эта публикация знаменовала собой очень крупные подвижки в национальном самосознании русского народа.

Что же мы находим у Карамзина? Чем он нам дорог? Чем он сегодня нам может быть полезен и уже полезен? Откроем первый том "Истории Государства Российского", знаменитое вступление, которое начинается с вещих слов: "История в некотором смысле есть священная книга народов...". А.С. Пушкин, который был свидетелем авторской шлифовки этого предисловия перед сдачей тома в печать, говорил, что сначала там было написано: "История подобно Библии...", но историограф счел это сравнение несколько грубоватым и дал другую формулировку: история - это священная книга народов. Весь труд Карамзина посвящен раскрытию процесса возникновения Русской державы, русской нации и того, как наши предки шли к Богу.

С.М. Соловьев, наш великий историк, говорил, что карамзинский труд - это величественная поэма о русской государственности. Но надо иметь в виду, что слово "государство" имеет два объема и употребляется в двух смыслах: в широком смысле и более правильном, государство - это держава, страна, народ, создавший это государство, территория, культура, история народа. В таком широком смысле и говорит Карамзин о Государстве Российском.

Но "государство" употребляется часто и в более узком понимании слова - как синоним власти, точнее - государственной власти. Карамзинская "История Государства Российского" - это история державы, история народа, создавшего государство. Народ выступает, действует как единое национальное целое. Карамзин подчеркивает, что народ создает это государство для того, чтобы обеспечить свою внутреннюю и внешнюю безопасность, чтобы собрать, организовать силы на освоение и обустройство родной земли, на защиту ее от врагов внутренних и внешних.

Враги внутренние - это всякие супостаты, отщепенцы, чертополох, который в любом государстве существует, и на русской ниве он тоже обильно произрастает, и эти сорняки с помощью государственных органов народ "берет к ногтю". Государство возникает, чтобы обеспечить и внешнюю безопасность, то есть защитить страну от внешних врагов и попыток завоевания и покорения ее.

Достоинство труда Карамзина в том, что он проследил, как на протяжении многих веков русский народ защищал свою землю. Может быть, ни в одном другом историческом труде нет такого внимания к военной истории нашего народа, как в труде Карамзина. И это вполне понятно, потому что свой труд он создавал в тяжелейшее для России время противоборства с полчищами Наполеона - в "грозу двенадцатого года", и звон мечей на Бородинском поле эхом отзывался на страницах карамзинского труда. Это сильная сторона его работы, которая привлекала и будет привлекать внимание русского человека.

Но я бы сказал, что главное достоинство карамзинского труда состоит даже не в этом раскрытии ратного подвига наших предков на поле брани. Он состоит в том, что Карамзин раскрыл глубинные истоки нашей государственности, нашей истории, нашей культуры, нашего национального бытия. А.С. Пушкин, как никто другой знавший Карамзина, имел счастье наблюдать сам процесс создания его бессмертных томов. Вдова Карамзина - Екатерина Андреевна - назвала Пушкина "пламенным почитателем Николая Михайловича". Этот "пламенный почитатель" историографа говорил: Карамзин был гений, он объяснил нам наше прошлое, он раскрыл нам тайну русской души.

Величайшая заслуга Карамзина как историографа - и это подчеркивал Пушкин - в том, что он раскрыл, что Россия как единое целое возникает благодаря крещению, что принятие от Византии православной веры сплачивает русские земли в единое государство - Древнюю Русь, а разрозненные славянские племена - они перечислены в "Повести временных лет" - в единую нацию. Наши древние предки называли себя русичами, это только потом, в труднейшие периоды нашей истории, наша этническая общность распалась на три ветви - великороссов, малороссов, белорусов.

Именно благодаря крещению возникает русская православная цивилизация. Ее политическим телом является единая государственность, а душой - православная вера. Не меч норманнов, а Слово Божье сплотило Русь.

В этом Пушкин видел величие Карамзина как историографа. Поэтому он и назвал его "последним летописцем", ибо задача летописцев была в том, чтобы раскрыть, как народ идет к Богу. И этот путь красной нитью проходит через весь его труд.

Карамзин показал, что именно благодаря вере русский народ был единым, духовно единым. Именно эта крепость, объединявшая его в нерушимое целое, позволяла пройти через все испытания истории: сбросить иго ханское, обрести национальную независимость, стать суверенной державой, пройти через тяжелейшие испытания Смутного времени. Это единство обеспечило победу над Наполеоном. Карамзин раскрыл, как это духовное, а точнее - православное единство, как объединяющее начало, вело Россию, спасало ее и способствовало ее величию и процветанию.

Православная вера была цементом нашего единства и в Великую Отечественную войну. Мы разгромили самую мощную армию мира, которую вооружала вся Европа. Вот что значит духовное единство!

Нельзя не сказать, что этого духовного единства сейчас у нас нет. И в этом основная причина наших бед и затянувшейся смуты. Смута - это емкое русское слово - говорит о душевном смятении, о потере ориентиров, духовных ценностей, когда люди не знают, во имя чего живут и к чему стремятся. Вот эта смута, духовное смятение сейчас разъедают Россию.

Карамзин имеет огромное значение для понимания всей русской истории, в том числе и глубинных корней тех кризисов, которые нам приходится сейчас преодолевать. Поэтому глубоким заблуждением является распространенное мнение, что труд Карамзина обрывается на описании Смутного времени, что он дошел лишь до избрания Романовых, что его последняя глава посвящена борьбе со шведской интервенцией и что последняя фраза XII тома, оставшегося недописанным: "Орешек не сдавался".

Орешек - это Шлиссельбург, древняя крепость, построенная на Неве и оберегавшая выход в Ладожское озеро - тот знаменитый путь, по которому норманны шли в Русь. Фраза действительно ассоциативная - Орешек воспринимается как символ России. Это, конечно, блестяще.

Но Карамзин и в своих двенадцати томах написал немало страниц, которые имели прямое отношение к пониманию тех болячек, которыми болела Россия во времена Александра и шире - в императорский период русской истории, начиная с Петра. Не случайно Пушкин восклицал: что за прелесть последние тома карамзинской истории! Их читаешь, как свежую газету!

Кроме того, Карамзин оставил целый ряд блестящих записок, в которых анализировал современную ему Россию. Особое место занимает его "Записка о древней и новой России" (1811). В ней в сжатом виде изложена вся русская история. Основная мысль автора выражена в формуле: "Мудрое самодержавие - палладиум России". Но чтобы оно было мудрым и не срывалось в самовластие (как при Грозном) надобно, чтобы цари правили, опираясь на законы. Поэтому истории законодательства - "Русской правде", Судебникам, Боярской Думе и Земским Соборам историограф уделяет повышенное внимание. Свою историю он рассматривает как материал для составления конституции, как ее историческое обоснование.

Карамзин был суров и беспощаден в разоблачении язв, разъедающих национальную жизнь ("тело народа"). Государь, - писал он Александру I, - если одним словом выразить, что происходит в России, то надобно сказать: "Крадут!"

Но постановкой диагноза он не ограничился, указав пути исцеления. "Сир, - писал он Императору, - обуздайте сервелистов (камарилью), либералистов. Идите своим путем. Даруйте незамедлительно коренные основные законы, на выборных началах создайте органы народного представительства". Карамзин критически относился к европейскому парламентаризму. Либералисты поэтому зачисляли его в ретрограды. Он же был эволюционистом. По душе ему были больше вечевые традиции, Земские Соборы, которые встарь называли Советами Всея Руси и которые крепили народную общность, обеспечивая, по мнению историка, духовное, нравственное единство - от сохи до престола. Карамзин сделал много для того, чтобы Россия встала на путь правового государства, чтобы право, закон и вера крепили благонравие народа.

Записка "О древней и новой России" имеет подзаголовок уточняющий - "былое и днесь России" рассматриваются автором в нравственном отношении, что обычно не принимается во внимание. Автор указывает, что важны политический строй, государственные учреждения, но еще важнее люди в них работающие, от которых во многом зависит и характер власти. Правление Павла I было живым примером режима, который, по словам Карамзина, "без подлости терпеть было невозможно". Напоминание о "загогулинах" романтического императора было актуальным и при его прагматичном преемнике. Чтобы исключить возможность проявления подобного волюнтаризма, нужно укрепить нравственность общества, крепить благонравие народа. В ответственном деле народного воспитания должны согласно действовать органы публичной власти, образования, совместно с церковью. Их ни в коем случае нельзя противопоставлять друг другу. Церковь должна быть освобождена от административного вмешательства. Более того, священнослужители, Синод должны иметь возможность высказывать свое мнение по всем коренным вопросам общественной жизни и государственной политики. Школа должна быть внесословной, образование общедоступным. Нарушение этих принципов ведет к превращению министерства народного просвещения в министерство народного затмения.

Издание "Истории" стало крупным объединяющим событием общенационального значения. Труд моментально разошелся по всей стране. Его с захватывающим интересом читали и в Иркутске, и в Одессе. Покупали представители всех сословий: и ученые аристократы - ценители древностей российских и крестьяне графа Шереметьева. Автора сравнивали с Геродотом, называли русским Тацитом. Но были и попытки развенчания труда. Ее предприняли либералисты, члены тайного якобинского общества. Они называли труд Карамзина - "подлым". "Нет! - возразил Пушкин, - это подвиг честного человека".

Будущих декабристов особенно возмущало утверждение историографа, что монарх является символом и хранителем власти. "Плохой источник, сточные воды!" Они были убеждены, что нашли другой источник с кристально чистой водой. Но 14 декабря на Сенатской площади этот источник ударил кровью. Ход событий раскрыл, кто же был прав в этом трагичном споре.

Высокую оценку труда дал Александр I, который и стал его редактором. Император повелел разослать Историю по министерствам и посольствам, указав в сопроводительном письме, что государственные мужи и дипломаты обязаны знать свою национальную историю. При этом подчеркнул: "Когда мы с Богом, то и Бог с нами". Наследие Н.М. Карамзина и сегодня актуально. Еще много надо сделать, чтобы наша страна занимала достойное место в мире и жила вечно.

http://stoletie.ru/territoria/070925171007.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Смирнов
"Россия для меня - всё!"
Беседа с профессором, доктором исторических наук Анатолием Смирновым
30.06.2008
Одоление Смуты
Комментирует доктор исторических наук, профессор Анатолий Смирнов
03.11.2007
Если мы с Богом, то и Бог с нами
Разговор с профессором Анатолием Смирновым аспирантки Светланы Бондаревой
09.09.2006
Все статьи Анатолий Смирнов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06