itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Эсхатология бигмака

0
167
Время на чтение 7 минут
Одной из сторон глобализации является стандартизация всего и вся. Недаром во многих странах первыми мишенями антиглобалистов становятся рестораны "Макдональдс".По сути дела протестантизм является таким же духовным фаст-фудом. Он упрощает традиционное христианство,обещая потребителю быстро и недорого удовлетворить его духовные запросы

Активная протестантская экспансия по всему миру вызывает самую разную реакцию, но наиболее радикальную реакцию, она, как и можно было ожидать, вызвала в исламском мире. Так, этим летом, когда корейские протестанты отправили своих миссионеров в Афганистан, их, как известно, встретили талибы, которые просто остановили автобус, в котором корейцы ехали из Кабула в Кандагар развеивать тьму неверия, и взяли их в заложники. Потом была долгая, длившаяся более месяца борьба за их освобождение, увенчавшаяся относительным успехом (двоих заложников за это время талибы все-таки расстреляли). Южная Корея согласилась на все требования талибов, выполнение которых было в ее силах. До конца этого года из Афганистана будет выведен корейский воинский контингент, и, что, видимо, было для талибов главным, страну покинут все корейские миссионеры.

Нельзя сказать, что в Корее освобожденных пленников встретили как героев, наоборот, многие корейцы искренне недоумевали, зачем их соотечественники поехали в Афганистан навязывать другим людям, да вдобавок еще и живущим в условиях иностранной оккупации и гражданской войны, свои взгляды. Бывшим заложникам даже пришлось принести публичные извинения за то, что они заставили переживать за себя всю страну.

Единственный, кто остался несломленным, - это пастор Парк Эн-Джо, членами церкви которого "Сэммуль" и были захваченные миссионеры. "Уже две тысячи лет неверующие люди ругают и убивают наших истинных проповедников, - заявил он уже после их освобождения. - Думаете, что сейчас кризис христианства в Корее? Нет. Вы не правы. Все зависит от Бога, а неверующих вообще не нужно слушать. Мне кажется, это событие произошло, так как наш Бог хотел сказать нам о том, что мы должны еще активнее проповедовать в мусульманских странах. Я хотел бы посылать больше проповедников в мусульманские страны, в том числе и в Афганистан."

Пастор Парк Эн-Джо вообще довольно известен неуемной миссионерской активностью своей церкви в мусульманских странах. И нынешний захват заложников - это не первые неприятности, которые возникают там у этой религиозной организации. В 2006 году в Узбекистане решением Ташкентского суда была на три месяца приостановлена деятельность представительства основанного пастором "Корейского института всемирной помощи". Причиной такого вердикта суда была именно, как сказано в судебном постановлении, "пропаганда протестантизма". Характерно, что это решение совпало по времени с пророссийским поворотом режима узбекского президента Ислама Каримова.

Думается, что это не такое уж случайное совпадение, как это может показаться на первый взгляд. В политическом смысле навязчивая проповедь протестантских миссионеров, конечно, всегда ведет к усилению американского влияния. Современный протестантизм цивилизационно отнюдь не нейтрален. Так, в самой Корее взлет популярности протестантизма в послевоенное время (в 1940 году в единой тогда Корее было всего 350000 протестантов, а сейчас только на Юге их около 8 млн) был вызван прежде всего фактической американской оккупацией, продолжающейся и поныне, и резкой вестернизацией этой страны. Протестантизм, притом в самой своей простой и одновременно агрессивной методистской и баптистской форме стал эффективным средством включения Кореи в цивилизационную орбиту Запада, особенно на фоне противостояния Юга и коммунистического Севера, с его официальным воинствующим атеизмом. И сейчас уже сами корейцы являются активными проповедниками протестантских учений по всему миру, в том числе и на территории России, особенно на Дальнем Востоке.

По статистике на сегодняшний день в 173 странах мира работает более 16 тыс. южнокорейских миссионеров, представляющих группу евангелических церквей Кореи. При этом около 4700 миссионеров-евангелистов Кореи ведут свою деятельность в мусульманских странах Юго-западной, Юго-восточной и Центральной Азии, где национальное законодательство строго запрещает прозелитизм.

Для самих американцев такая активность корейских проповедников весьма удобна, поскольку избавляет их от обвинений в том, что они навязывают свои религиозные представления другим, Корею же в экспансионистских устремлениях уж совершенно точно никто не заподозрит.

Вообще надо сказать, что талибы точно почувствовали угрозу, и эта история не вписывается просто в рамки очередного эпизода религиозного противостояния между христианством и исламом. Показательно, что и талибы отнюдь не самые ортодоксальные мусульмане, многие их воззрения весьма отличаются от того, что в наше время принято называть традиционным исламом, и уж тем более корейские миссионеры, члены маленькой секты протестантов-харизматов, так хорошо знакомых жителям российских городов по зазывающим улыбкам и крепкому рукопожатию, никак не могут считаться типичными христианами. Скорее миссионеры и талибы выступают в этом конфликте в качестве глобалистов и антиглобалистов.

Одной из сторон глобализации является стандартизация всего и вся. Недаром во многих странах первыми мишенями антиглобалистов становятся рестораны "Макдональдс" - всемирный символ простой, быстрой и доступной пищи, на фоне которой изысканные блюда национальных кухонь кажутся сложными и долгими в приготовлении, не соответствующими требованиям современного мира, находящегося в постоянном движении.

Но при этом всемирная кухня эпохи глобализации состоит не только из гамбургеров и бигмаков, при всей своей скудности и ограниченности она весьма эклектична и включает в себя также, например, японские суши, итальянскую пиццу или мексиканские буритто.

По сути дела современный протестантизм, в его, прежде всего, американской версии (баптисты, методисты и евангелисты), которая как раз наиболее распространена в Корее, является таким же духовным фаст-фудом. Он упрощает традиционное христианство, как в его православном, так и католическом понимании (хотя католики и сами ускоренными темпами движутся по пути упрощения), обещая потребителю быстро и недорого (то есть не требуя от него больших аскетических усилий) удовлетворить его духовные запросы. Современные протестанты с легкостью отмели не только высокое богословие отцов Церкви и изыскания западных средневековых схоластов, их не интересуют даже штудии собственно протестантских профессоров-библеистов. Все просто: никакой ученой зауми и уж тем более никакой аскетики, достаточно следовать указаниям благообразного пастора современного вида, в костюме с галстуком, и харизматические дары сами сойдут на тебя.

Более чем эффективный подход в условиях общества потребления, когда люди уже привыкли, что если болит голова, то надо просто принять лекарство, а если появился кариес, достаточно сменить марку зубной пасты на "правильную".

Однако, как и в случае с едой, когда потребителю предлагается несколько вариантов, а не гамбургеры, религия эпохи глобализации не ограничивается одним только протестантизмом. Другим таким же глобальным духовным продуктом, редуцирующим в свою очередь, уже индийскую религиозную традицию, являются разного рода восточные культы, от печально известной японской секты "Аум Синрике" до модного сейчас среди представителей российского шоу-бизнеса Саи Бабы. Недаром талибы, с их, надо сказать, хоть и своеобразной, но местами довольно точной интуицией, прославились еще во время своего правления разрушением двух гигантских статуй Будды в городе Бамиан, в центре Афганистана. Конечно сам Будда тут ни при чем, да и статуи были созданы еще в V веке, но направление угрозы своим устоям "студенты" поняли правильно.

Конечную цель этих процессов многие авторитетные православные писатели (такие, как свт. Иустин Попович или о. Серафим Роуз) уже довольно давно определили как формирование из разных источников синкретической религии будущего, очищенной от излишних мудрствований и сверхзадач, которые современный человек, оторванный от корней и живущий во многом в перевернутом мире, уже воспринять не способен. Религия, не требующая от своих адептов сверхусилий и обещающая им моментальный или, во всяком случае, очень быстрый результат. Очевидно, что именно такая религия в конце времен сделает возможным приход антихриста и его принятие большей частью человечества.

Кстати говоря, совершенно не обязательно, что это будет одна общая для всех религия, вполне возможно, что у нее будет несколько вариантов, один из которых будет называться "христианством", другой - "исламом", третий - "буддизмом" и так далее, но, несмотря на свои громкие названия, все это будут муляжи, скрывающие под собой легко воспринимаемый, красиво упакованный продукт, готовый к немедленному употреблению в любой точке мира. Это будет вполне в духе глобализованного мира, который вовсе не отрицает разнообразия и даже конкуренции между собой различных торговых марок, притом, что выпускаемые под ними товары по сути дела идентичны.

И здесь таится скрытая угроза и для православия. Неумное и неумеренное миссионерство, к которому сейчас некоторые призывают, говоря, например, о необходимости идти проповедовать Христа мигрантам в национальные диаспоры, в погоне за стремлением обратить к вере как можно больше неготовых к этому людей, может привести к редукции самого православия, его упрощению. Конечно, такой процесс и так идет, и мы, как считают многие, христиане последних времен, уже неспособны на многое из того, что христианам прежних времен казалось само собой разумеющимся, и в Церкви подобное неизбежное снисхождение к человеческой слабости называется греческим словом "икономия". Но икономия подразумевает смирение человека, к слабостям которого нисходят, осознание им своей немощи, и в любом случае снижение требований никогда не понимается как норма, как то, что "так и должно быть". Как только это происходит, а при бездумной масштабной внешней миссии искушение упрощением оказывается слишком велико, начинается редукция православия, превращение его в муляж самого себя. Дальше дело останется только за раскруткой и упаковкой.

К сожалению, отдельные тенденции в этом направлении уже наметились. Появляются уже православные игумены, считающие сказками жития святых и стыдливо избегающие разговоров об их чудесах, сводя все к высоконаучным беседам об общепринятых в средневековой литературе бродячих сюжетах. Собственно, именно с этого начиналась Реформация, приведшая западное христианство в его нынешнее, коммерчески выгодное, но духовно безнадежное состояние.

В свою очередь, и талибский фундаментализм при всей своей антизападной и антиглобалистской направленности точно так же является продуктом нашего времени, являя собой один из вариантов редукции ислама. От всего ислама здесь по большому счету оставляется только "фундамент", а на самом деле внешняя оболочка правил поведения и общественных установлений. Вообще, надо сказать, что глобализационный модернизм редуцирует в любой сакральной традиции, именно то, что с одной стороны трудно воспринять человеку, не посвященному в эту традицию, а с другой стороны, составляет самую суть религии - связь и общение с высшими надмирными силами. Из религиозной традиции глобализация изымает именно ее мистическую составляющую.

Этим путем шли и православные обновленцы первой половины прошлого века, и протестанты, и вот теперь, пусть может быть и невольно, "исламские фундаменталисты". Главная задача - сформировать такой религиозный продукт, который поможет его потребителю как можно духовно комфортнее устроиться в "сей привременной жизни" и тешить себя иллюзией, что жизнь вечная ему уже гарантирована.

http://www.pravaya.ru/column/13589
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Илья Хаськович
Все статьи Илья Хаськович
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:07
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44