На восточном форпосте России

Беседа с епископом Петропавловским и Камчатским Игнатием

0
537
Время на чтение 5 минут
- Владыко, Вы пришли к вере, будучи ребенком или уже взрослым?

- Взрослым, в тридцать три года. После окончания физического факультета Иркутского государственного университета и службы в армии я работал инженером в Восточно-Сибирском энергетическом институте города Иркутска. Потом заведовал лабораторией медицинской кибернетики во Всесоюзном научном центре хирургии. В 1988 году я принял крещение, и моя жизнь изменилась. Мне было очень близко монашество. Через два года владыка Хризостом, архиепископ Виленский и Литовский, позвал меня к себе в Литву в Свято-Духов монастырь, где я за восемь лет прошел путь от послушника до архимандрита. Конечно, я связывал свою дальнейшую жизнь именно с этим монастырем.

Но в 1997 году нашу епархию впервые в ее истории посетил предстоятель Русской Православной Церкви. Тогда-то я и получил от Святейшего Патриарха Алексия II благословение возглавить Камчатскую епархию. Для меня это было совершенно неожиданное и, откровенно говоря, нежелательное решение. Но мой духовник - отец Иоанн (Крестьянкин), Царствие ему Небесное, посоветовал мне подчиниться решению Его Святейшества. Естественно, как монах и как чадо своего духовного отца, я послушался.

- До этого Вы что-то знали о Камчатке?

- Почти ничего. За тот месяц, что братия монастыря собирала меня сюда, в Камчатскую епархию, я успел лишь прочесть книгу митрополита Нестора (Анисимова) "Моя Камчатка". Перед ним раскрывалось такое большое, замечательное поле для миссионерской деятельности... Я представлял, что и у меня будет нечто подобное. Эта книга произвела на меня сильное впечатление.

Когда 16 апреля 1998 года я ступил на Камчатскую землю, меня встретила слякотная погода - снег с дождем. Вокруг царили серость, грязь, разруха. И то самое помещение, где мы с вами сейчас находимся, - наше епархиальное управление, было в соответствующем состоянии. Я был потрясен: как же здесь можно жить, молиться, поддерживать православную веру? У меня это в голове не укладывалось. Я ожидал совершенно другого.

Но молитвами моего духовного отца и постоянной поддержкой Святейшего Патриарха я смог довольно быстро освоиться на Камчатке и начать свою деятельность. И теперь я не вижу себя в ином качестве, кроме как служащим здесь, на самом восточном форпосте нашего Отечества.

- Что изменилось в жизни епархии со времени Вашего приезда?

- Наверное, я не могу говорить о качественных изменениях, это было бы нескромно. А вот о количественных кое-что могу сказать. Прежде всего, когда Святейший Патриарх отправлял меня на Камчатку, он сказал, что моя главная задача - укрепление церковной и приходской жизни. Я абсолютно согласен с его словами и, чем дольше здесь служу, тем больше убеждаюсь в его правоте. Для этого было сделано все, что в наших силах. Крепкая Церковь и активная приходская жизнь, серьезное внутрицерковное и внешнецерковное образование, миссионерство - все это епархия. Как на крепкой семье держится государство, так на крепком приходе держится Церковь. Когда я приехал сюда, здесь было 18 приходов, сейчас их 44. Почти в каждом поселке появилась церковная община. За всю историю Камчатки здесь не было ни одного монастыря. Сейчас их два - мужской и женский. Также у нас открылся филиал Свято-Тихоновского университета, это было мое горячее желание. У нас очень добрые отношения с его ректором протоиереем Владимиром Воробьевым, мы чада одного духовного отца.

- Вы сроднились с Камчатской землей?

- Да, конечно. Хотя святые отцы говорят, что нельзя пускать корни там, где ты живешь, потому что в любой момент Господь может отправить тебя на другое послушание.

- Что, на Ваш взгляд, самое трудное в служении здесь?

- Думаю, это недостаток числа священнослужителей. Когда Святейший Патриарх благословлял меня служить здесь, он напомнил мне слова апостола Павла о том, чтобы рук поспешно ни на кого не возлагать. Когда я приехал, здесь было десять священнослужителей, сейчас их более двадцати. Я очень долго присматриваюсь к будущему пастырю, долго готовлю его. И только потом, когда он пройдет соответствующие испытания на предмет своей образованности, культурного уровня и, конечно же, глубокой нравственной подготовки, только после этого он рукополагается. Как сказал Господь, "жатвы много, делателей мало". Пастырское служение очень напряженное, каждый из священнослужителей несет по четыре-пять послушаний. Это огромный труд, поэтому люди должны быть хорошо подготовлены.

- Расскажите, пожалуйста, об особых традициях этого края.

- На Камчатке много своих традиций и праздников. Каждый год в конце января - начале февраля здесь проходит очень большой по масштабу фестиваль, который называется "Христос раждается, славите!" Он продолжается уже седьмой год и проходит в несколько этапов. Фестиваль собирает все лучшие профессиональные и любительские коллективы и всех желающих. Так мы знакомим камчатцев с сокровищами церковного песенного искусства.

Особое торжество в Петропавловске - это День города, который носит имя святых апостолов Петра и Павла. Надо сказать, что в 30-е годы ХХ века Камчатка была первым регионом, который доложил в центр России о том, что здесь с Православием покончено. Но при этом город не поменял своего названия, апостолы Петр и Павел продолжали свое святое покровительство. Так вот, по традиции праздник начинается с Божественной литургии, на которую собираются все жители нашего города. Потом большой крестный ход проходит к памятнику апостолам Петру и Павлу, там служится молебен. В прошлом году мы совершили в День города венчание нескольких пар у этого памятника. Одна пара - это военные, другая - артисты, третья - труженики нашей администрации, а четвертая как раз в этот день справляла свою золотую свадьбу. Причем муж, пожилой мужчина 70 лет, в то время лежал в больнице и на этот день специально отпросился у врачей. Венчание состоялось вечером на виду у всего города и осталось в памяти людей. В этом году было очень много заявок: венчание в День города стало традицией.

Уже восемь лет мы проводим большой телерадиомарафон, с помощью которого собираем пожертвования на строительство большого собора. Телерадиомарафон проводится в октябре, когда заканчивается работа на огородах и в садах, подходит к концу сезон рыбной ловли, люди возвращаются из отпусков. Приглашение принять участие в этом мероприятии творческие коллективы считают высокой оценкой своей работы.

- То есть местные жители, даже неверующие, в целом относятся к Церкви положительно?

- Да. Специфика Камчатки в том, что это очень отдаленный от центра России регион. Наше священство постоянно участвует в культурной, научной, образовательной жизни полуострова. Без нас не обходится ни одно значимое событие, причем мы даже не сами приходим - нас приглашают. Плюс ко всему у нас очень добрые отношения с местной прессой. Журналисты поддерживают нас во всем, за что им низкий поклон и Божие благословение. Еженедельно проходят часовые передачи по телевидению. Люди могут задать вопрос священнику в прямом эфире. Такие передачи пользуются большим вниманием зрителей, думаю, это показатель того, что люди с интересом относятся к вере, к Церкви.

У нас очень крепкие, доброжелательные отношения с армией. Было много сказано и написано о походе подо льдами Северного Ледовитого океана на атомном подводном крейсере "Томск", во время которого я выполнял обязанности духовника и корабельного священника. Кто-то, возможно, оценил это событие как популистскую акцию, но оно до сих пор имеет огромные последствия. У нас нет ни одного подводника, который не то что отрицательно, а равнодушно относился бы к вере. Для них очень важна духовная поддержка, так как их служение очень опасное, ведь подводники постоянно находятся на грани жизни и смерти. Каждый корабль уходит в плавание после напутственного молебна. Два корабля Русская Православная Церковь взяла под свое покровительство. Моряки-подводники венчаются, крестят своих детей. И это, я считаю, в традициях нашего воинства, которые идут через века от князя Владимира.

Интервью подготовили Даниил Саяпин и Елена Меркулова

http://www.pravoslavie.ru/guest/070918124904
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий (Пологрудов)
Все статьи Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий (Пологрудов)
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40