Откуда у Церкви деньги?

Интервью с протоиереем Аркадием Шатовым

Новости Москвы 
0
202
Время на чтение 4 минуты
Отчего свечи в храме так дорого стоят? Этот вопрос зачастую задают люди, зашедшие в церковь случайно. Им невдомек, что, жертвуя на свечу, они дают деньги и на зарплату певчих, и на уборку храма после службы, и на коммунальные платежи - чтобы в церкви было тепло и светло. А ведь еще нужно провести ремонт, организовать Воскресную школу, устроить чаепитие после литургии... Церковь - не коммерческая организация, и большинству храмов приходится крайне трудно. Но есть и такие приходы, где и богослужение налажено, и реализуются обширные проекты - церковные, социальные, культурные, общественные.

Откуда у Церкви деньги? Об этом мы поговорили с настоятелем храма Святого благоверного царевича Димитрия при 1-й Градской больнице Москвы, духовником столичного Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, протоиереем Аркадием Шатовым.


- Отец Аркадий, откуда берутся средства, которые уходят на реализацию Ваших столь разноплановых инициатив?

- Ну, должен сказать, что на социальные проекты деньги дает нам сама Церковь. Например, на больницу Святителя Алексия мы получаем ежемесячно достаточно большую сумму, которую мы расходуем на лечение больных, на зарплату врачей, на покупку медикаментов. По сравнению со всей требуемой - эта сумма совсем не такая большая, ведь содержание больницы стоит очень дорого, но, тем не менее, это деньги именно церковные.

Еще иногда мы получаем деньги от государства. Вот, например, на ту же больницу Святителя Алексия - на социальные проекты - деньги дает и государство, правительство Москвы, фонд медицинского страхования. Какие-то деньги собирают прихожане. Они собирают не только деньги. Но еще, например, одежду для бездомных. Собирают деньги на праздник воскресной школы.

Но на самом деле, большую часть денег дают сейчас богатые люди - либо прихожане нашего храма, либо просто те, кто хочет поучаствовать в то или ином конкретном социальном проекте. Раньше большая часть таких благотворителей была из-за границы. Сейчас заграничные жертвователи нам мало помогают. Продолжает нам помогать Блаженнейший митрополит Герман из Германии, из Америки, но доля этих иностранных жертвователей сейчас совсем не большая. Большую часть наших расходов покрывают наши российские благотворители.

- Но если львиная доля этих средств - благотворительная, то их нельзя никак спланировать. Как вы выходите из этого положения?

- Ну, на самом деле, года два назад у нас была встреча с нашими благотворителями, и они взяли на себя обязательства ежемесячно выделять средства на какие-то социальные нужды. Так что планировать мы можем. Помощь, которую мы оказываем нуждающимся людям, поскольку мы знаем, что мы знаем, что у нас есть такая постоянная поддержка.

- А как вы определяете, на какой из ваших проектов направить какую сумму? Среди проектов есть свои приоритеты?

- Прежде всего мы стараемся не бросать то, что мы начали. Если мы открыли детский дом, то деньги на него нужно обязательно где-то найти. Если мы помогаем бездомным, то можно исходить из той суммы, которая сейчас у нас есть. Мы можем купить одежду или просто накормить - в зависимости от того, сколько нам дали на это. Можем купить билет до дома какому-нибудь обворованному на вокзале человеку или извиниться и дать лишь часть суммы, нужной ему.

Часто приоритеты определяют сами благотворители. "Я хотел бы помогать детскому дому". Или: "Я хотел бы помогать автобусу, который собирает зимой на улице замерзающих бездомных". И они целиком это оплачивают.

Сейчас, слава Богу, есть такие благотворители, которые целиком берут на себя содержание каких-нибудь проектов. Недавно один из наших помощников так взял на себя целиком детский дом. Теперь все, кто помогал детскому дому, могут переключиться на что-то другое.

- В основном помощь благотворителей распространяется на московские храмы. Сельская глубинка предоставлена самой себе и там царствует ужасающая разруха. Видите ли Вы какой-нибудь общецерковный путь решения этой проблемы?

- Мы стараемся помогать и бедным храмам. Когда мы ездим в миссионерские поездки, то встречаем их множество. Если узнаем, что храм нуждается в чем-то конкретном, стараемся помогать: покупаем иконы для иконостаса, священные сосуды, облачения. Мне кажется, что самый разумный выход из этого положения - чтобы столичные, богатые храмы помогали бы бедным сельским.

- То есть, церковь должна помогать сама себе. Получить какие-то благотворительные серьезные средства от каких-то организаций на восстановление, например, храмов в Сибири - это нереально?

- У нас есть благотворители, которые построили храмы не в Москве. Есть один человек, он занимается торговлей лесом. И является прихожанином нашего храма. Вот, он построил храм на Дальнем Востоке. Туда ездил наш священник, они помогали в освящении этого храма. Сейчас в этот храм иногда приезжает священник и совершает там Божественную Литургию. Так что могут помогать такие люди и в глубинке.

На самом деле, сейчас все больше и больше благотворителей понимают, что как раз в Москве сейчас храмы более-менее обеспечены, а надо помогать бедным храмам.

Государство по современным законам не может помогать Церкви в ее социальной деятельности. И конечно тут нужно изменение законодательства, нужно принимать какие-то законы, которые позволили бы Церкви заниматься социальной деятельностью достаточно широко - как это происходит во всех цивилизованных странах мира. Когда все социальные проекты Церкви не облагаются налогом, государство наоборот старается привлечь Церковь к решению социальных проблем. Наше государство пока этого не понимает и не осознает, что у Церкви есть людские ресурсы, есть люди, которые готовы с милосердием, с любовью ухаживать за теми людьми, которые нуждаются в помощи. Я думаю, что когда-нибудь это все-таки будет осознано чиновниками, депутатами, и такие законы будут приняты. И тогда Церковь сможет получать на свои социальные проекты деньги от государства.

Беседовал Сергей Канев

http://blagoslovenie.su/publisher/index.php?option=com_content&task=view&id=1370&Itemid=47
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Епископ Пантелеимон (Шатов)
«Мы запустили новый проект»
Епископ Пантелеимон рассказал о работе волонтеров и благотворителей в 2021 году
03.01.2022
«Ковид сплотил людей»
По словам епископа Верейского Пантелеимона, человеку в одиночестве, в неизвестности перед будущим очень нужна поддержка, тепло, возможность поделиться своей болью
07.10.2021
«Прошедший год стал особенно тяжёлым»
Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон выступил с докладом о ключевых направлениях социального служения Церкви в 2020 году
02.04.2021
Встреча с главой Синодального отдела по
благотворительности и социальному служению РПЦ
15.01.2021
Все статьи Епископ Пантелеимон (Шатов)
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
15.04.2024 23:18
«Успешные люди» гробят Россию
Новый комментарий от prot
15.04.2024 20:09
Как всё начиналось
Новый комментарий от Русский Иван
15.04.2024 19:17
Александр Сосновский не прав
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.04.2024 18:15