О свойствах души и памяти

0
130
Время на чтение 3 минуты
Человеческая душа чрезвычайно чувствительна к изменениям духовного климата вокруг. Всем нам не раз приходилось переживать чувство беспричинного дискомфорта в неосвященных квартирах, какого-то неуютного, "дорожного состояния", как будто все обитатели куда-то собираются и сидят на чемоданах или, наоборот, недавно въехали в необжитое помещение. А посмотришь вокруг - кажется, все в порядке... Или - помните необъяснимый страх, охватывающий сердце где-нибудь на пустыре, в парке? Потом выясняется, что там не так давно убили человека... А ходить по ночам через кладбище вообще, наверное, мало кто пытался в одиночку - всем жутко при одной мысли о такой перспективе.

Однако в Саратове целый поселок стоит, можно сказать, на костях, и это абсолютно никого сейчас не трогает. Более того, на месте старого немецкого погоста спокойно живут люди, строят новые дома, любят и ненавидят, рождаются и умирают или же просто, безо всякой поэзии, в одиночку спиваются, окруженные вечной грязью и нищетой Завокзального поселка. На улицах, которые идут прямо над истлевшими гробами, играют летом и катаются на санках зимою дети. А два века тому назад здесь хоронили людей... Одно непонятно: почему душе, со всей ее чуткостью и боязнью потусторонней неизведанности, это все равно. Да и не пахнет, в общем-то, от этой земли ничем загробным, как ни принюхивайся. Разве что только помойкой кое-где тянет, но ведь это так - проза жизни.

Сам я живу в самом старом здании на горе - доме кладбищенского сторожа. Говорят, раньше здесь по католическому обряду отпевали покойных немцев, смертей эти стены повидали намного больше, чем рождений. Но ведь и я не чувствую ничего беспокоящего, спокойно засыпаю при свете лампадки у икон, иногда вижу сны, иногда не вижу, спокойно просыпаюсь, поливаю огород, а по вечерам, с чердака, любуюсь закатом. Однако предложи мне за бесценок хоть два гектара заброшенных могил Воскресенского кладбища под застройку, отказался бы не раздумывая. Все-таки хоть и не прямые, а предки мои там лежат. Да и жутковато опять же... Может быть, дело в том, что все мы, жители Завокзального поселка, сейчас - неповинные насельники домов тех, кто сквернил когда-то фундаментами древний некрополь. Кто знает, чем они когда-то за это заплатили. Или нам все-таки тоже досталось, и повальная нищета спивающихся обитателей поселка - не случайность? Но ведь спиваются не только здесь, в чем же дело? Я не знаю.

Помню, в детстве я нашел на склоне нашей горы человеческий череп. Не помню, о чем мне рассказывал тогда отец, но первое прикосновение к тайне жизни и смерти навсегда осталось в моей памяти. Позже, когда в одиночку бродил по тем же горным тропинкам, поросшим горьким тысячелистником и бархатною полынью, я все надеялся зачем-то найти тот череп еще раз, но, естественно, не нашел. Когда в соседние дома проводили водопровод, из траншей доставали и складывали прямо на обочину желто-коричневые человеческие кости. У нас, десятилетних подростков, это не вызывало недоумения и ужаса. Все в порядке вещей, так, видимо, и должно быть у взрослых: умерли, полежали, и будет. Страшно, конечно, об этом писать, но так оно и было. Чуть позже у нас в огороде вместе с картошкой выкопалась надгробная табличка. То ли Анны Греман, то ли еще кого - буквы почти стерлись, и сказать что-либо с уверенностью было сложно. Табличку очистили от земли, но от блеска металла было немного тоскливо. Подумалось, что и меня когда-нибудь схоронят в земле, а через век-другой кто-то экскаватором выкопает из нее железную эпитафию без адреса, а твои и без того полуистлевшие ребра придавит трубопровод... Грустно было недолго - картошка требовала внимания, напоминая о том, что я еще жив и копать ее надо.

Очень грустно было мне в селе Ахмат Красноармейского района. Там, на окраине вымирающей деревни в чистом поле, когда-то, наверное, бывшем улицей, стоял храм - без дверей, без окон, с березкой на куполе и с заложенными кирпичом диаконскими вратами. Сельским коровам, естественно, не оставалось ничего другого, как ходить туда-сюда через Царские. Пол в понятном состоянии, кое-где сохранившиеся воспоминания о фресках, исписаны классикой: "Здесь были мы...". Хотелось закричать: "За что его так, Господи!". Говорят, пред престолом каждой церкви или на месте его стоит свой Ангел-хранитель, стоит, даже если стерто само воспоминание о святыне... Хорошо, что люди после смерти все-таки не превращаются в Ангелов. Наверное, будь я на их месте, за такое свое сиротство я жестоко отомстил бы святотатцам. Думаю, многие меня поймут и простят за такую нехристианскую мысль. А ведь человек - тот же храм Святого Духа. Пусть зачастую поруганный и разоренный еще при жизни, но все-таки храм. И после своей смерти он уже только за это не может быть сокрытым от дальнейшего поругания в земле-матушке навсегда. Но "завокзальные поселки" уверяют, что исключения возможны. Я знаю целый парк культуры и отдыха, разбитый на месте старинного погоста. Но и там тоже нельзя сказать, что ощущается какое-то мрачное давление снизу. Единственное, что пару раз там кто-то погибал на каруселях, но так ведь, опять же, со всеми может случиться.

Не могу сказать, хорошо ли это, плохо ли - жить в домах, построенных на могилах. Куда деваться, да и столько лет уже прошло... Но одно могу сказать однозначно: расширять свою жилплощадь, разрушая гробницы предков сейчас, понимая свою ответственность, мы не вправе. Ни живым, ни мертвым от этого спокойнее не будет.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4290&Itemid=5
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Васильев
Все статьи Дмитрий Васильев
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Александр Волков
19.04.2024 10:41
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11