О кафирах и мунафиках

0
197
Время на чтение 3 минуты
Первое, о чем стоит вспомнить в связи с годовщиной 11 сентября, это то, что, хотя мы не Запад в своих собственных глазах, и мы не Запад в глазах самого Запада, есть люди, которые безоговорчно считают нас Западом. Это исламские террористы. Для них Россия находится в одном ряду с США, Израилем и Западной Европой - нравится нам это или нет; террористов мало волнуют междуусобные склоки неверных. Атака на Всемирный Торговый Центр, взрывы в московском и в лондонском метро - часть их общей борьбы против мира "кафиров" (т.е. неверных) и "мунафиков"(букв. "лицемеров", так экстремисты называют тех мусульман, которые отказывается их поддерживать).

Иногда говорят, что США сами на себя навлекли такую беду высокомерным своим империализмом; это напоминает разговоры в западной прессе о том, что Россия сама на себя налекла Беслан. Да, мы можем высказать много упреков к внешней политике США; однако причина терроризма - не в ней. Я бы даже сказал, что видеть в ней причину терроризма неверно и опасно, так это ведет нас к предположению, что, если вести себя как надо, "не навлекать" ненависть террористов остынет и они прекратят свои действия. Предположение это ошибочно, Примерно так же можно высказывать много негодования по поводу предвоенной политики Франции, Польши или СССР - но было бы неверно думать, что нападение Гитлера было вызвано политикой этих стран, хотя Гитлер пытался создать такое впечатление. Гитлеровская агрессия была вызвана внутренней логикой самого гитлеризма. Как говорил он сам, "Я не для того создал вермахт, чтобы он не наносил ударов. Во мне всегда была внутренняя готовность к войне." Наивно думать, что, выкажи поляки, французы или русские больше кротости, Вермахт был бы перепрофилирован на сбор картошки.

Ненависть исламистов к Западу - причем Западу, включая Россию - обусловлена не поведением Запада, хорошим или плохим, а внутренней логикой самих исламистов. Действия Запада могут помогать поддержанию этой ненависти - но не они ее породили. Исламизм есть реакция на тот болезненный раздражитель, которым для мира Ислама является Запад сам по себе.

Дело в том, что Ислам воспринимается его последователями не только как путь вечного спасения, но и как путь устроения справедливого, гуманного и изобильного общества здесь, на земле, в соотвествии с Шариатом, законом, который мусульмане полагают богооткровенным. Оглядываясь в прошлое, мусульмане видят блестящую исламскую цивилизацию, в средние века даже превосходившую Европу по уровню развития. Тем более болезненно они воспринимают нынешнее положение дел. Люди Запада отнюдь не рвутся в исламский мир, чтобы насладиться его благами; наоборот, множество уроженцев исламских стран, всеми правдами и неправдами стремятся осесть на Западе.

Это "голосование ногами", хотя не только оно, является крайне болезненным для мусульман знаком неудачи исламского проекта общественного устроения. Само существование цивилизации, явно обошедшей исламский мир, могущественой, процветающей, комфортной, и при этом совершенно чуждой Исламу, ставит под вопрос то, как многие мусульмане понимают свою веру и свою идентичность. Независимо то того, как ведет себя сам Запад, он будет оставаться источником мучительного раздражения; он всегда будет заставлять жителей исламских стран задаваться вопросом: "почему мы, обладая совершеннейшим божественным законом, слабее, беднее, и вообще живем хуже, чем люди этому закону вполне чуждые?"

Отвечать на этот вопрос можно по-разному, и, конечно, не все мусульмане ударяются в экстремизм. Исламские общества могут, по примеру Турции, выбрать путь модернизации, хотя это и означает очень глубокие и болезненные перемены, предполагающие как изменение роли Ислама в обществе, так и понимания самого Ислама.

Однако многим мусульманам это представляется отступничеством; они ищут спасения в возрождении "чистого" Ислама; в этом они следуют традиции, уже давно существующей в их цивилизации. Независимо от Запада, в Исламе всегда существовало напряжение между исламским идеалом справедливого общества и реальным положением дел; это напряжение порождало мощные реформаторские движения, направленные на возвращение к истокам, к "неиспорченному" Исламу. Ваххабизм, кстати, первоначально возник как одно из таких движений. В этом случае люди дают обратный турецкому ответ на вызов Запада - они не собираются озападниваться. Напротив, именно разложение исламского общества, вызванное западными влияниями, и рассматривается как причина упадка.

Ненависть к Западу, таким образом, вызывается уже тем, что самим фактом своего преуспеяния он ставит исламский проект общественного устроения под вопрос. Это вызывает осторое желание покончить с доминированием Запада, продемонстрировать его слабость, вынудить его отступить.

Для нас, православных христиан, подобного соблазна не существует - чужое мирское преуспеяние никак не ставит нашу веру под вопрос. Но мы можем обратить внимание на другое - эти люди готовы умереть за свою веру; они находятся в ужасном заблуждении, и можно только содрогаться, думая о том, что ожидает "шахида" вместо обещанных ему гурий, но в их душах есть рвение, желание посвятить себя Богу. Это рвение направляется по ложному, бесовскому руслу - но если бы мы больше свидетельствовали бы об истине, Евангелие могло бы достигнуть и до их ушей, и, даст Бог, вместо безумцев, сеющих смерть, мы бы увидели святых, распостраняющих сияние вечной жизни.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2402
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Худиев
Два массовых убийства привели к диаметрально разным выводам
Использование преступления одного человека для безудержной демонизации этноконфессиональной группы, из которой он происходит
02.04.2021
Хроника одной гордыни
Почему нужно беречься тех, кто нам аплодирует
29.01.2021
С американцами надо говорить напрямую
Старая Америка оказывается нашим естественным союзником – причем не только ситуативным, но и мировоззренческим
08.12.2020
Все статьи Сергей Худиев
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Александр Волков
19.04.2024 10:41
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11