Тадеуш Кондрусевич в России был, что называется, человеком на своем месте. Он возглавил Апостольскую администратуру в революционном 1991-м, не будучи при этом "засланным казачком". Родившийся в январе 1946-го в белорусской деревне Одельск, он поступил в Гродненский пединститут, откуда его изгнали со второго курса за посещения костела. Он предпринял новую попытку и поступил в политехнический институт в Ленинграде. Окончил его с красным дипломом. Работая потом инженером в одном из КБ Вильнюса, он одновременно учился в Каунасской духовной семинарии, а в затхлом 1981-м стал священником. Им он и остался бы, если бы не перестройка. В октябре 1989-го Иоанн Павел II рукоположил первого епископа -гражданина СССР.
На плечи Кондрусевича легла задача возвращения католической церкви в России права на легальное служение. Ему многое удалось сделать, но при этом он постоянно сталкивался с упреками в "прозелитизме", а после религиозных войн на Украине - и в "экспансии на канонической территории Московской патриархии".
"Мы - "церковь меньшинства", - с горечью говорил он в интервью "Новым Известиям" два года назад. - С тем, что мы являем собой меньшинство в численном измерении, мы готовы согласиться, но не в положении, которое занимаем относительно "традиционных конфессий". Нам постоянно напоминают о "канонической территории", забывая, что, хотя Русь приняла крещение византийского обряда в конце Х века, уже в ХII веке в ее теперешних границах было много католических храмов и монастырей. Нам решительно непонятно, почему нас продолжают считать "нетрадиционной конфессией". Это обидно и тяжело".
Теперь архиепископ Кондрусевич возвращается в Беларусь. Как сообщили источники, близкие к Бенедикту XVI, Папа тем самым "протягивает руку дружбы Патриарху Московскому и всея Руси и подчеркивает свое намерение открыть новую страницу в отношениях между двумя христианскими церквами".
Аналитики объясняют перевод Кондрусевича сразу несколькими причинами. Во-первых, миссию проводника политики Иоанна-Павла II, Папы-славянина, он в целом выполнил. А если справится с упрочением позиций католицизма в Минске, Ватикан обретет еще одного кардинала на Востоке. Во-вторых, "романтический период" возрождения религиозной жизни в России завершился, на смену романтикам пришли прагматики. Такие, как священник Паоло Пецци, - именно его, ректора Петербургской духовной семинарии "Мария - Царица апостолов", прочат в новые епископы. После объединения Московской патриархии с Зарубежной церковью встает вопрос о христианизации безбожного мира - сделать это можно лишь совместными усилиями. Фигура исполнительного чиновника в России для обеих сторон сегодня предпочтительнее харизматической личности с ореолом правозащитника, каким является Кондрусевич. Самое любопытное, что, по сведениям "НИ", новые назначения были предварительно согласованы с главенством РПЦ. Разговор об этом шел, по-видимому, на августовской встрече Алексия II с вице-деканом коллегии кардиналов, почетным президентом Папского совета Роже Эчегараем. Одним словом, большая политика...
Кстати, знаменательно, что 45-летний преемник Тадеуша Кондрусевича - итальянец из провинции Равенна, уроженец города Руссии, что в переводе означает "русские". А в помещении, где сегодня расположена семинария "Мария - Царица апостолов", до революции была семинария Минско-Могилевской архиепархии - той, куда переведен Кондрусевич. Так что причинно-следственные связи кадровых решений Ватикана можно рассматривать и в сугубо духовном аспекте.
http://www.newizv.ru/news/2007-09-12/75970/