itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Фатализм

Глава из новой книги архиепископа Белгородского Иоанна и Марии Городовой "Любовь долготерпит"

0
364
Время на чтение 8 минут
Архиепископ Иоанн
Архиепископ Иоанн
- Владыка, мне бы хотелось, чтобы Вы ответили на вопрос одного нашего очень внимательного пятнадцатилетнего читателя Пети Б. из Москвы. "В своих беседах Вы часто подчеркиваете, что человек не марионетка в руках Бога, что Бог никогда не лишает человека права выбора, - пишет Петя. - Но тогда скажите, что в жизни неизбежно, что в ней предопределено, а что нет? И что же такое фатализм?"

- Фатализм - это миф, это идол неизбежности. Ведь рок или фатальность - это то, что отрицает свободу воли человека, а значит, и ответственность за его дела и поступки. Это состояние, когда человек заранее себя обрекает на роль пассивного наблюдателя за событиями. Но ведь это только кажущаяся безответственность - на самом деле человек всегда ответствует за бездеятельность, потому что есть Высший суд. Это не суд в привычном понимании, когда человека судят по свершенному им, это суд нравственный, который определяет то, что человек мог бы сделать, но не сделал. Это как в притче о талантах, рассказанной Христом Своим ученикам. Один человек, "отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе... Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно также получивший два таланта приобрел другие два, получивший же один талант, пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего" (Мф. 25. 14- 18). Когда же хозяин вернулся, он потребовал от своих рабов отчета: "получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: "Господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них". Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю". (Мф. 25. 19 - 21). То же про изошло и с рабом, которому господин дал два таланта. И вот подходит тот, кому он дал один талант, и говорит: "Господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и убоявшись, пошел и скрыл талант своей в земле; вот тебе твое" (Мф. 25. 24-25). Он закопал свой талант из страха, вот его логика: я боюсь, что я его потеряю, а господин с меня потом спросит, поэтому лучше ничего с ним не делать, а просто закопать. И дальше Христос рассказывает о том, как поступает господин: "Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал, посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с при былью". (Мф. 25. 26-27). И дальше он поступает, казалось бы, несправедливо - он забирает талант и отдает его уже имеющему десять талантов - "ибо всякому имеющему даст ся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет" (Мф. 25. 29).

- Почему так, казалось бы, несправедливо?

- Потому что когда человек преумножает то, что Бог ему дает - а нам всем что-то дается, то он вкладывает в это свое умение, свои силы, идет на риск, это не бездействие, это путь навстречу Богу. Такой человек становится соработником Бога. А вот фатализм - это бесплодное существование, когда человек, во-первых, не берет на себя никакой ответственности, во- вторых, отрицает, что его воля может проявляться и способствовать появлению какого-то нового качества, и, в-третьих, фатализм - это идол неизбежности, когда человек начинает поклоняться тому, что он ничего не может изменить. Многие порой даже не осознают, что они грешат фатализмом, грешат тем, что не желают активно участвовать в этом мире.

- А в чем отличие та кой бездеятельной позиции от ситуации, когда человек полагается на волю Божью?

- Это совершенно разные вещи. Положиться на волю Божью - это ждать, что Бог ответит на твой призыв. Но ведь ожидая волю Божью, человек молится, он просит: "Господи! Да будет воля Твоя!", и даже если при этом он внешне ничего не предпринимает, он активно участвует в Богообщении, он прилагает свою волю, показывая готовность принять Божью. Человек начинает выстраивать свою жизнь согласно Заповедям, он начинает творить добро - все это требует не просто активности, а мобилизации всех внутренних сил. И совсем другое дело, когда ты свою волю никак не проявляешь, и тогда в этом безволии человек до пускает до себя разрушительные, сатанинские силы. Отсюда, как результат, состояние безысходности, обреченности, депрессии, нежелания что-то менять. Поэтому фатализм греховен еще и тем, что ведет к отказу от всякой активности и от своей собственной воли, тем, что в основе его лежат отрицание того, что человек наделен таким Божественным даром, как свобода воли и вы бора.

- Но ведь очень часто действительно бывают ситуации, когда человеку ничего не остается, как сказать: "Ну все, я ничего по делать не могу!"

- Смотрите, человек не может до конца исполнить Заповеди Божьи: ведь если бы мы могли, то мы сами бы себя и спасали - написали моральный кодекс и выполняли бы, зачем тогда Бог? Но спасаемся-то мы не сами, спасает нас Христос, спасает Благодать Божья. И часто бывает, что когда человек задумывается над своей греховностью, над своей жизнью, то у него может возникнуть ощущение своего бессилия, невозможности что- то изменить или даже чувство обреченности. И это состояние безысходности, о котором мы сейчас говорим, - это результат потери человеком одной из христианских добродетелей.

- А что это за добродетели?

- Есть три христианские добродетели: Вера, Надежда и Любовь. И Любовь из них высшая. Потому что никогда не упразднится. Мы сейчас живем в земном мире, и верим в мир небесный, но когда мы туда переселимся, то вера уже будет не нужна, ведь мы при обретем созерцание Бога. Мы надеемся, но когда мы перейдем в мир иной, наша надежда уже будет реализована. Поэтому останется только Любовь, она одна не упразднится, и если ты имел ее здесь, то будешь иметь ее и там...

Так вот, потеря надежды на свои силы, в то, что Бог их дал для того, чтобы мы могли изменить свою жизнь, - вот это лежит в основе фатального взгляда на жизнь. Но ведь человек действительно не марионетка. И Бог всегда, даже в последний миг человеческой жизни, дает ему возможность эту жизнь изменить. Вспомним разбойника, который раскаялся, когда уже был распят на кресте.

- Но для этого надо увидеть Бога, поверить в Него, а это трудно.

- Конечно, потому что это внутреннее действие. Смотрите, как трудно бывает встать с утра и прочитать утренние молитвы - хотя, казалось бы, чего уж легче: поднялся на 15 минут раньше, взял молитвослов и перед иконой прочитал. Ведь часто мы гораздо больше сил и времени отдаем на вещи гораздо менее важные, но помолиться - труднее, потому что тут требуется внутреннее усилие.

Бог при рождении наделяет всех даром веры - сказано: Христос просвещает всякого человека, приходящего в мир. Когда человек рождается, то в нем уже есть образ и подобие Божье. Образ - это те таланты, которые нам даются, а подобие - это та заданность, к которой человек должен стремиться, чтобы совершить свое спасение. Вот это очень важно: наделяя человека определенными способностями, Бог пишет в его сердце, в его душе какую-то цель. И человек может все свои таланты направить на то, чтобы эту цель определить и потом исполнить, а может, подобно рабу, закопавшему свой талант, ничего не определять и не исполнять. Но ведь если ты познал то, что Бог написал в тебе, распознал ту надпись, которую Бог сделал в твоей душе, то ты познаешь и автора. Сказано: "Познай себя, и ты познаешь Бога".

- Получается, что человек правильно чувствует факт существования некоей предопределенности, той самой задачи, которая предначертана ему Богом, но может путать эту заданность, например, с фатализмом, с некоей неизбежностью в судьбе.

- Конечно, Господь дает эту заданность, и чело век должен распознать ее в своей душе и исполнить. Но в то же время он волен ее и не распознавать, и не исполнять. Если он распознает ее и реализовывает, то в этом спасение человека, потому что это исполнение воли Божьей, соединение воли человека с волей его Творца. Тут происходит "обожение" как некое состояние единения с Богом. А когда человек отказывается выполнять волю Божью, то он, естественно, ищет оправдание, в его сознании рисуются ложные картины мира. Отсюда языческое поклонение идолам, ложным богам - суевериям, приметам, фатуму, звездам.

- Наверное, это самый трудный вопрос - как распознать то, что в тебе написано Богом.

- Церковь - дом Божий на земле, место, где Святой Дух действует особым образом - это то место, где человек может проверить себя. У нас есть много свидетельств того, как Святые отцы, обладающие даром предвидения, прозорливостью, направляли и научали людей. Напри мер, святой праведный Иоанн Кронштадтский, обладавший удивительным даром прозорливости, принимавший тысячи людей.

- А предвидение существует?

- Бывает, что будущее открывается нам, когда Господь оберегает нас от чего-то. Душа наша обладает такими Божественными качествами, как вечность, бессмертие, а значит, она способна воспринимать будущее, хотя нам, в силу того, что мы сами живем во временных отрезках, трудно это представить. Но ведь прозорливость, дар предвидения - это колоссальная ответственность. С одной стороны, можно действительно предостеречь человека, но с другой - есть риск, что при этом ты парализуешь его волю.

- В Библии будущее часто открывается людям ангелами, они предвосхищают какие-то глобальные события в истории человечества: Архангел Гавриил благовестил Богородицу о рождении Иисуса, он же сообщил о рождении Иоанна Предтечи.

- Да, ангелы принадлежат к миру небесному, по этому, имея знания о человеке, они сообщают ему их. А вот способность услышать своего Ангела Хранителя зависит от самого человека, от его чисто ты, от степени его религиозности и воцерковленности.

- То есть ангелы могут быть вестниками Божьими и для нас?

- Конечно, при крещении каждому человеку дается Ангел Хранитель, и он осуществляет посланническую миссию. Само слово "ангел" означает "посланник, вестник", возвещающий какую-то весть от Бога. Неслучайно слова "Евангелие" (т.е. "благая весть") и "ангел" имеют общий корень. И Ангел Хранитель не только оберегает нас, наставляет, охраняет, но и ищет возможности сообщить волю Божью человеку.

Возможность услышать голос Ангела Хранителя зависит от постоянного молитвенного труда. Человека иногда можно сравнить с радиоприемником, и если он имеет хаотическую жизнь, если он сам говорит то одно, то другое, как приемник, у которого крутят шкалу, то тогда ему самому бывает очень трудно распознать, где та волна, на которую нужно настроиться. И тут много зависит от молитвенного труда. Есть простые вещи, которые порою кажутся банальными. Сказано, что чело век должен с утра молиться - это так же обязательно, как умываться. Душа должна пробудиться, и это пробуждение происходит через молитву. И в утреннем правиле есть молитва твоему Ангелу Хранителю, которая создает настрой чело века, помогает воспринимать волю Божью. В этой молитве мы просим нашего Ангела Хранителя, чтобы он предстоял за нас перед Богом.

- А что такое День ангела, как его правильно провести?

- День Ангела - это день святого, в честь которого мы названы. Вообще, наречение именем - это очень важный момент. В Библии есть эпизод, мы уже говорили об этом, когда Бог сотворил животных, привел их к человеку и попросил его назвать их. Ведь назвать, это, во-первых, определить суть, а во-вторых, определить свою власть над тем, кому дал имя. И когда во время Таинства Крещения идет наречение именем - то это определение власти Христа над человеком. Поэтому неслучайно, если человек ушел в секту, где ему дали другое имя, то при возвращении из секты мы ему снова читаем молитву на наречение именем - возвращаем ему христианское имя. И вместе с именем человек получает и Святого, в честь которого он назван. В День ангела человек должен обязательно причаститься, т. е. соединиться с Богом в Таинстве Причастия, естественно, исповедовавшись перед этим. На Руси День ангела всегда считался выше, чем день рождения, потому что напоминал человеку о его Божественной сути.

Иногда нашу совесть называют голосом нашего Ангела Хранителя, и именно она подсказывает человеку, в чем его предназначение,

- Наверное, это самый главный вопрос.

- Да, и это вопрос духовного опыта.

- А человеку дано почувствовать, исполняет ли он волю Божью?

- Конечно, дано. Это ощущение, когда человек наполняется добром, светом, в таких случаях говорят: "Он весь светится". И можно совершенно четко сказать, что когда человек не исполняет волю Божью, то ему дано по чувствовать пустоту, свою богооставленность, нежелание жить.

- Это то, что называется "болит душа"?

- Да, но бывает, что люди творят зло и чувствуют себя комфортно в силу духов ной неразвитости. Тут нет стандарта, каждый человек неповторим, и душа каждого неповторима - у Бога всего много. Может быть, душа у человека болит "правильной болезнью" - когда, например, у человека настолько обострено чувство ответственности за весь мир, что он начинает молиться за него. Нельзя взять и сказать, что раз у тебя болит душа, то, значит, ты что-то де лаешь не так... Может быть, ты, наоборот, принимаешь на себя много. Определение воли Божьей о себе - это опыт Богообщения, тут нет стандартов, ведь у каждого свой путь к Богу, только ему ведомый и своя встреча с Ним.

С архиепископом Иоанном Белгородским беседовала Мария Городова

http://www.pravmir.ru/article_2284.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов)
«Мы научились радоваться малым радостям»
Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов) о разрушенных храмах и пастырском служении в приграничной зоне
09.02.2023
«Зло можно остановить только любовью»
С митрополитом Белгородским и Старооскольским Иоанном беседует писатель
14.11.2017
Любовь долготерпит
Из «Бесед о вере»
09.07.2013
Все статьи Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов)
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30