Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Факты без истории

Анна  Щербина, Столетие.Ru

04.09.2007


Проблема качества учебников по истории кроется в самой системе образования …

Сначалом учебного года пришло время решать школьные проблемы, а для начала - определить, откуда у них "ноги растут". При ближайшем рассмотрении оказывается, что несовершенство учебников по истории кроется в самой системе образования. Небольшого количества часов, выделенных на этот предмет, не хватает, чтобы дать детям полное представление об исторических процессах. А учебник лишь отражает сжатость школьной программы по истории. Об этом в разговоре с корреспондентом "Столетия" рассказали московские учителя.

Десятилетия за час

Если раньше курс истории был рассчитан на 7 лет (с 5 по 11 класс), то сейчас его проходят за "пятилетку", мотивируя это тем, что девятиклассники, покидающие школу, остаются без знаний по истории XX века. Это, конечно, справедливо, но у медали есть и обратная сторона - чересчур краткий курс, дающий лишь отрывочные знания и оставляющий в голове ребенка информационную кашу. Преподаватель истории одной из московских школ Наталья Петровна Серегина говорит: "Я не понимаю, как в одном параграфе можно уложить больше 40 лет истории, все дворцовые перевороты буквально в трех словах".

Учителям не хватает времени, чтобы дать школьнику представление об общем ходе истории.

Педагог Марина Владимировна Овчинникова подтверждает: "У историков проблема не в учебниках, а в недостатке часов для подачи материала". ЕГЭ еще больше осложнил задачу учителей - теперь им приходится "впихивать" в детей как можно больше дат, имен и фактов. Овчинникова сетует: "Раньше мы говорили о том, что ребенка нужно учить разговаривать, доказывать свою точку зрения, анализировать, а теперь на это времени нет. Теперь мы их исключительно настраиваем на тест. Раньше считали, что главное - научить ребенка искать информацию, дать ему знание того, где что можно посмотреть, учили ориентироваться в литературе, а теперь у нас какой-то "клуб знатоков" получается".

Идеального учебника не существует

К самим же учебникам у педагогов хоть и меньше претензий, но они все же есть. Серегина пожаловалась, что ей не хватает документов, хрестоматийной части учебника, мало карт: "Детям нужно историю доказывать, для этого нужны документы, а их в учебниках мало. Мало и иллюстраций, а детям это важно, они хотят посмотреть, например, как царь выглядел. Их нужно завлекать красочными учебниками". Не хватает и творческих заданий, например, на связь литературы и истории (скажем, война в "Войне и мире" Л. Толстого). "Должна быть межпредметная связь в учебниках, сейчас она полностью отсутствует", - говорит Серегина. Кроме того, многие учебники слишком тяжелы для восприятия. Авторы, доктора наук, не принимают в расчет то, что дети еще не обладают тем объемом знаний, который позволил бы им продраться через дебри научного языка. Учебник по своей сути должен быть ближе к букварю, чем к энциклопедии или инструкции "Как собрать настоящий вертолет".

Что касается фактических ошибок, то учителя на них не жаловались, правда, отметив, что часто авторы свою точку зрения преподносят, как истину в последней инстанции, хотя, на самом деле, это вовсе не так.

Другая проблема - это небрежность составителей, например, говоря о советских пятилетках, автор нового, вполне хорошего учебника, назвал даты второй и третьей, забыв про первую, хотя есть немалая вероятность, что такой вопрос может встретиться в тесте ЕГЭ.

И все же замечания педагогов к учебникам по истории не столь значительны. Их больше беспокоит сама школьная программа. Это как раз та проблема системы образования, которая затрагивает и учебники. Остается надеяться, что введение обязательного 11-летнего образования исправит ситуацию с нехваткой часов, а отсюда и хаотичностью получаемых по истории знаний.

http://stoletie.ru/project/070831163133.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме