Надо бы разобраться: кто в какой стране живет

Новости Москвы  Александр Гинцбург 
0
98
Время на чтение 5 минут
По мере того, как проходит все больше времени с момента публикации письма десяти академиков президенту России В. В. Путину, в котором они выразили свои опасения по поводу "клерикализации" российского общества, становится уже трудно определить, как относиться к этому факту. С одной стороны, вряд ли подобное письмо может стать основанием для радости для верующих людей, тем более для епископата и священнослужителей Русской Православной Церкви. С другой, оно послужило поводом для очень острой и злободневной

(а следовательно необходимой) дискуссии, которая развернулась на телеэкранах, страницах газет и в пространстве Интернета. И надо сказать, что объективно академики оказались не в большинстве. Более того, с ними категорически не согласились многие их собратия ученые.Можно привести целый ряд различных доводов, которые не учли подписавшие "антиклерикальное послание" президенту. Но хочется обратить внимание на самое существенное. Русская Православная Церковь на момент празднования тысячелетия Крещения Руси (а именно с этого момента началось ее возрождение) не являлась "мощной и влиятельной организацией". Она была в полном смысле слова измождена десятилетиями преследований и гонений - то открытых и кровавых, то "мягких" и "незаметных". И ее "триумфальное возвращение", ее "наступление на общество" заключалось лишь в том, что людям вдруг было сказано: "Можно!". Можно идти в храм, можно креститься, можно молиться, и никто не имеет права глядеть на вас из-за этого косо. И полноводная река людей - с их скорбями, бедами, с их исканиями и неудовлетворенностью - хлынула в открывшиеся для всех двери церквей. И хотя за последние 18 лет было возрождено, отреставрировано, построено с нуля множество храмов и обителей, люди по-прежнему наполняют их, и становится очевидно, что возрожденного, отреставрированного и построенного - недостаточно.

Разве Церковь "лоббировала" свои интересы, разве она занималась... ну, не знаю, подкупом госчиновников? Просто-напросто рухнула та репрессивная машина, под гнетом которой существовала Церковь, как и вся наша страна. И Церковь снова стала тем, чем должна быть. В каком-то, земном, смысле ее снова сделали такой наполнившие ее люди.

А среди людей этих есть и политики (самого высокого ранга - их точно никто не подкупал и не оказывал на них давления), и военные, и ученые, и очень (и не очень) крупные бизнесмены. И получается не то, что кучка людей, каким-то образом захватившая власть, навязывает свою веру другим, этого нет. Получается другое: религия, которую исповедует большинство, естественным образом выходит на первый план. И если уместно вообще такое выражение, как "клерикализация общества", то оно само клерикализируется, а не его "клерикализируют". И можно что угодно говорить об этом, но это "воля народа", которая звучит как "глас Божий". То есть это естественный, а не срежиссированный кем-то процесс. И тот, кто идет, действует наперекор этой очевидности, идет наперекор самой жизни.

Кого-то это расстраивает? Может быть: люди встречаются очень разные, и взгляды у них тоже бывают различные. Но есть ли основания для страхов, тем паче для обвинений? Разве кому-то навязываются насильно христианские ценности? Разве кого-то заставляют силой поститься, молиться, вообще соблюдать правила и установления Церкви? Нет, ничего подобного нет. И даже если бы кто-то, где-то, кого-то и заставлял, то это было бы лишь чьим-то частным неразумием, а не официальной политикой Церкви.

Тем не менее появление "письма академиков" совершенно закономерно. Люди, подписавшие его, сформировались в государстве, "религией" которого был воинствующий атеизм. В том государстве "нормальным" считалось преследовать, ущемлять в правах, заключать под стражу, а в определенный исторический период и предавать смертной казни граждан, исповедующих Православие. И от этой "нормы" уважаемые академики отойти уже не могут, поэтому их и пугает, и возмущает свобода Церкви и свобода людей приходить в Церковь.

Вызывает недоумение в связи с выступлением видных ученых-атеистов совсем иное. А именно последовавшее за ним заявление мусульманской общественности, озаглавленное "Клерикализм - угроза национальной безопасности России". Подписавшие его исламские лидеры оказываются во многом солидарны с атеистами, а конкретно - в их обвинениях по поводу "незаконных притязаний" Русской Православной Церкви. Они выступают, по их собственному выражению, против "реставрации феодально-государственной монополии на веру". И главным их аргументом против Церкви становится, по сути, вопрос о преподавании в школах "Основ православной культуры". Именно это воспринимается как "наступление", как придание мусульманам статуса "терпимого меньшинства".

Однако было бы большой ошибкой полагать, что таково мнение всей (или по крайней мере большей части) мусульманской общественности в России. В частности, под заявлением отсутствуют подписи Председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина, руководства и представителей Центрального духовного управления мусульман, а также Северокавказского муфтията. А председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Магомед Мажигов, высказываясь по поводу "письма десяти", вообще заявил, что "попытки оторвать Церковь от российского общества, обвиняя ее в клерикализации, представляют угрозу будущему страны". Еще решительнее выразил свое мнение полпред ЦДУМ в Москве Растам Валеев: "Надо понимать, что если бы сегодня Русская Православная Церковь стояла в стороне от того, что происходит в стране, то, думаю, нам всем было бы намного сложнее жить". "Хотя в России живут представители разных религий, основная масса людей - это русское население, и этого нельзя сбрасывать со счетов. Надо жить с этим", - подчеркнул он, отметив как положительный факт то, что сегодня идет процесс возвращения тех духовных ценностей, - "которые были отняты советским строем".

Очевидно посему, что данное обращение рождено не оскорблением чувств исповедующих ислам граждан России. Эта политика. Какая - другой вопрос.

Важно иное - разобраться, в какой стране мы живем или хотим жить. Академики-подписанты, например, до сих пор живут в Советском Союзе. Чада же Православной Церкви не смотрят на свое Отечество столь узко, понимая, что его история не ограничивается семью десятилетиями коммунистического строя и менее чем двумя десятилетиями, прошедшими после того, как он потерпел сокрушительное фиаско. Для них Россия - та страна, которая существовала столетиями, которая сложилось не только "под влиянием" Православия, но и в первую очередь благодаря именно ему. Об этом свидетельствует ее история, об этом же - ее литература, музыка, живопись. И стоит ли удивляться тому, что для православного большинства представляется необходимым преподавание "Основ православной культуры", вне контекста которой невозможно понять практически ни одно произведение, скажем, классической русской литературы до ХХ века?

Кто-то "обвиняет" Церковь в том, что она навязывает под видом культурологического предмета Закон Божий? Но это не так. А если в рамках "Основ" все-таки происходит знакомство с религией, которой была вдохновлена вся российская история, которой была рождена российская государственность, то что же в этом криминального? Ведь знакомя с ней, никого не заставляют верить тому, чему эта религия учит. В какой стране хотят жить подписавшие заявление "Клерикализм - угроза национальной безопасности России"? В этом тоже необходима ясность. Кажется, что это какая-то еще одна, "третья" страна. Но нужна ли она, эта третья страна, большинству граждан России - как православного, так и мусульманского вероисповедания? Думаю, что скорее всего нет.

Руководитель информационно-издательского отдела Саратовского епархиального управления

http://vzsar.ru/news/7070.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Нектарий (Морозов)
Все статьи Иеромонах Нектарий (Морозов)
Новости Москвы
Все статьи темы
Александр Гинцбург
О позорной ксенофобской деятельности академика В. Гинзбурга
Доклад по результатам общественного расследования / Общественный комитет по правам человека. - Москва; Таруса, 2008. - 90 с. Часть 7
01.11.2008
О позорной ксенофобской деятельности академика В. Гинзбурга
Доклад по результатам общественного расследования / Общественный комитет по правам человека. - Москва; Таруса, 2008. - 90 с. Часть 6
29.10.2008
О позорной ксенофобской деятельности академика В. Гинзбурга
Доклад по результатам общественного расследования / Общественный комитет по правам человека. - Москва; Таруса, 2008. - 90 с. Часть 5
25.10.2008
О позорной ксенофобской деятельности академика В. Гинзбурга
Доклад по результатам общественного расследования / Общественный комитет по правам человека. - Москва; Таруса, 2008. - 90 с. Часть 4
21.10.2008
О позорной ксенофобской деятельности академика В. Гинзбурга
Доклад по результатам общественного расследования / Общественный комитет по правам человека. - Москва; Таруса, 2008. - 90 с. Часть 3
18.10.2008
Все статьи темы
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:39
К 135-летию Ч. Чаплина
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:33
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 21:24
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от С. Югов
17.04.2024 21:01
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
17.04.2024 21:00