itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Реализация нравственного потенциала русского языка в учебно-воспитательном процессе ССУЗа

Доклад на научно-практической конференции "Основы русской педагогики. Нравственный потенциал русского языка" (28 мая 2007 г., Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск)

0
200
Время на чтение 6 минут
Социальные потрясения в обществе не обошли стороной и сферу образования. Они вторглись в устойчивую систему традиционного воспитания, разрушив педагогические представления, концептуальные позиции и методику работы с молодежью. Стремление к крайностям, которое всегда было свойственно русскому менталитету, особенно проявилось в прошлом столетии, когда неоднократно мы торопились до основания разрушить старое, не заботясь извлечь из-под обломков что-то ценное и нужное, и не всегда понимая, что новое необходимо выстроить на месте разрушенного. Нам казалось, что мы уходим от шаблонов и стереотипов, отменяем формализм и заорганизованность, а оказалось, что мы практически разрушили целостность системы воспитания молодежи. Прежние идеалы ушли в прошлое, а новые порой сомнительны. И в растерянности мы остановились перед цинизмом, откровенным потребительством, нравственной распущенностью, агрессивным нигилизмом значительной части нашей молодежи. И замечательно, что мы все чаще и чаще говорим о проблемах воспитания, ищем новые пути, раскрываем потенциал того, что имеем.

2007 год объявлен годом русского языка, языка, в котором заложен огромный нравственный потенциал. На мой взгляд, реализация этого потенциала возможна лишь тогда, когда учитель научится сам и научит своих учеников воспринимать русский язык не только как систему правил и норм, но как живой организм, вобравший в себя и историю, и культуру, и этические представления народа.

В начале текущего учебного года я предложила студентам нашего колледжа, написать творческие работы на очень простую общую тему "Русский язык для меня - это...". При выполнении этой работы студентам предлагалось поразмышлять над тем, лексика какой эмоциональной окрашенности ими чаще употребляется, интересуют ли их истоки слов, задумывались ли они о том, какую информацию о них людям и им о людях дает речь.

Результат оказался весьма показательным: подавляющее большинство студентов отметили, что никогда не задумывались над этими вопросами. Язык есть - и все. Как данность, как средство общения. И для нас это повод задуматься: ведь отсутствие какого-либо отношения - это ни что иное, как равнодушие. Наши дети, да и подавляющее большинство взрослых, равнодушны к языку, носителями которого они являются. И именно в этом, на мой взгляд, причина загрязнения нашего языка и нецензурной лексикой, и жаргонизмами, и арготизмами. Ведь если имеет место равнодушие, то нет места бережному отношению, пониманию, любви,в данном случае, к языку.

Далее. Некоторые студенты отметили, что воспринимают язык только как сложный учебный предмет, как систему правил, которые надо выучить. И особенно печально для меня было прочитать в одной из работ: "Русский язык - это ужасно, он трудный и сложный". Утешает только то, что студентка, вероятно, имела в виду именно предмет, а не язык как национальное явление.

Отсюда и наша главная задача при раскрытии нравственного потенциала языка: научить студентов любить язык как нечто живое, чувствующее, страдающее от нашего невнимания, грубости.

А начинать надо, на мой взгляд, с того, что и самим, обучая студентов нормам языка, формируя навыки грамотной письменной и устной речи, помнить о воспитывающем начале слова, а порой и отдельных морфем.

Один небольшой пример. Говоря о правописании приставок, обратить внимание на одно из значений приставки "со-". Это значение совместности действий и чувств. В русском языке много слов, где приставка имеет именно это значение: сострадание, сочувствие, согласие, соотечественник, соболезнование. Таких слов много в русском языке, а значит испокон веков русскому народу свойственны чувства, называемые этими словами. И если сейчас мы порой разобщены, испытываем чувство разъединенности и отчуждения, если слова эти редко употребимы, значит, нам есть о чем задуматься и постараться возвратить эти слова, а значит, чувства и действия не только в наш язык, но и в нашу жизнь.

Корень... Морфема, значимая часть слова. И орфограммы, связанные с его написанием. Но это слово таит в себе большой нравственный потенциал и его можно и должно раскрыть на уроке. Человек тоже имеет корни. Задумываются ли об этом наши студенты? Думаю, не всегда. Наша задача - подтолкнуть к таким размышлениям. Человеческие корни - это родная земля, Отечество, отечественная история и культура. И как растение без корней гибнет, как слова не существует без корня, так и человек, теряющий корни, обречен на нравственную гибель. Для того, чтобы сказать это, нужна всего лишь минута, но это маленький кирпичик в фундамент нравственного воспитания, это обязательно отложится в сознании молодых людей.

Говоря о способах словообразования, уместно подобрать примеры нравственного звучания, например: благодарить, благотворительность, благоустройство. Значение этих слов лежит на поверхности, надо только обратить внимание студентов на возможность и необходимость творить добро, благо. В русском языке можно найти множество примеров, когда в слове заложен безграничный нравственный потенциал, надо только не забывать использовать его.

Однажды на уроке мы со студентами работали со словосочетанием "причинять боль" и вдруг кто-то из студенток тихо произнес: "наверное, это связано как-то со словом причина". Дальше мы развили ее мысль, и все вдруг поняли, что бывают моменты, когда именно ты становишься причиной чьей-то боли. Я попросила студентов про себя произнести слова: "Я - причина боли", - и спросила, какие чувства они испытали. Варианты ответа: стыд, неловкость, какой-то дискомфорт. И я надеюсь, что, может быть, этот маленький эпизод урока остановит когда-нибудь их, готовых причинить боль близкому или чужому человеку.

К. Д. Ушинский писал: "Приучая детей слушать слова нравственности, смысл которых не понят, а, главное, не прочувствован, мы подготавливаем людей безнравственных". И нельзя с ним не согласиться.

Я представляю систему среднего профессионального образования. В наших учебных заведениях обучаются студенты не только на базе одиннадцати, но и на базе девяти классов. А это значит, что преподаватели имеют возможность использовать нравственный потенциал русского языка и на уроках литературы.

У настоящего мастера в произведении нет ни одного случайно или впопыхах оброненного слова. Вспомним эпизод из романа Достоевского "Преступление и наказание", когда Раскольникова ударили кнутом. Фраза из эпизода: "Кругом, разумеется, раздался смех", - одного слова было достаточно, чтобы подчеркнуть, что в мире, окружающем Раскольникова нет места слову или хотя бы молчанию сочувствия, сострадания. Это пример для наших студентов. Пример не многословия, подчас совсем ненужного, а тщательного подбора слов в своей речи.

Есть такая пословица: "К пустому колодцу люди не ходят". Здесь можно увидеть нашу задачу: помочь нашим студентам увидеть наполненность колодца русского языка - наполненность красотой, свежестью, особым звучанием.

В системе среднего профессионального образования для этого сделано, на мой взгляд, немало. Долгие годы бывший факультативным, курс русского языка последние несколько лет является обязательным для студентов. Это дает возможность скорректировать в определенной мере грамотность студентов, расширить их лексический запас. Это позволяет работать и над профессиональной лексикой будущих специалистов. Замечательно, что для студентов, обучающихся на базе 11 классов, введен предмет "Русский язык и культура речи". И на этих уроках мы делаем акцент на то, что владение словом, владение хорошей речь мо многом определяет успешность профессиональной карьеры. Студенты знакомятся с особенностями ораторской речи, постигают правила подготовки к выступлению, приобретают навыки формулирования тезисов выступления и подбора аргументации, учатся ситуативной и психологической уместности речи.

Во многих учебных заведениях среднего профессионального образования проводятся Дни славянской письменности и культуры. Традиционным стало проведение краевых олимпиад по русскому языку, культуре речи и литературе.

И еще хотелось бы сказать об одном: преподаватель любой дисциплины, общеобразовательного или профессионального цикла, должен подавать своим студентом пример владения языком, пример умелого использования его огромных возможностей. Прав К.Д. Ушинский: "Учителя и бездумно орудующие словом и излишне украшающие свою речь, и косноязычные, одинаково опасны для ребенка, даже если и не имеют дурных намерений".

Уважаемые коллеги! Мы живем в непростое для нас и для нашего языка время. Но справедливо отмечено в резолюции Х Всемирного Русского Народного Собора "Не случайно главные, судьбоносные литературные откровения относительно родного языка рождались именно во дни сомнений, "во дни тягостных раздумий о судьбах нашей Родины", как у Тургенева, во дни революционной смуты, как у Бунина: "Умейте же сберечь хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, наш дар бессмертный - русскую речь"". И я верю, что пройдет время, и все грубое, наносное уйдет из нашего языка и он вновь засверкает всеми гранями своего совершенства.

Об авторе: Власова Ольга Юрьевна, заместитель директора по воспитательной работе Хабаровского технологического колледжа, преподаватель русского языка (г. Хабаровск)

http://pravostok.ru/ru/journal/culture/?id=410
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09