Реализация нравственного потенциала русского языка в учебно-воспитательном процессе ССУЗа

Доклад на научно-практической конференции "Основы русской педагогики. Нравственный потенциал русского языка" (28 мая 2007 г., Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск)

Социальные потрясения в обществе не обошли стороной и сферу образования. Они вторглись в устойчивую систему традиционного воспитания, разрушив педагогические представления, концептуальные позиции и методику работы с молодежью. Стремление к крайностям, которое всегда было свойственно русскому менталитету, особенно проявилось в прошлом столетии, когда неоднократно мы торопились до основания разрушить старое, не заботясь извлечь из-под обломков что-то ценное и нужное, и не всегда понимая, что новое необходимо выстроить на месте разрушенного. Нам казалось, что мы уходим от шаблонов и стереотипов, отменяем формализм и заорганизованность, а оказалось, что мы практически разрушили целостность системы воспитания молодежи. Прежние идеалы ушли в прошлое, а новые порой сомнительны. И в растерянности мы остановились перед цинизмом, откровенным потребительством, нравственной распущенностью, агрессивным нигилизмом значительной части нашей молодежи. И замечательно, что мы все чаще и чаще говорим о проблемах воспитания, ищем новые пути, раскрываем потенциал того, что имеем.

2007 год объявлен годом русского языка, языка, в котором заложен огромный нравственный потенциал. На мой взгляд, реализация этого потенциала возможна лишь тогда, когда учитель научится сам и научит своих учеников воспринимать русский язык не только как систему правил и норм, но как живой организм, вобравший в себя и историю, и культуру, и этические представления народа.

В начале текущего учебного года я предложила студентам нашего колледжа, написать творческие работы на очень простую общую тему "Русский язык для меня - это...". При выполнении этой работы студентам предлагалось поразмышлять над тем, лексика какой эмоциональной окрашенности ими чаще употребляется, интересуют ли их истоки слов, задумывались ли они о том, какую информацию о них людям и им о людях дает речь.

Результат оказался весьма показательным: подавляющее большинство студентов отметили, что никогда не задумывались над этими вопросами. Язык есть - и все. Как данность, как средство общения. И для нас это повод задуматься: ведь отсутствие какого-либо отношения - это ни что иное, как равнодушие. Наши дети, да и подавляющее большинство взрослых, равнодушны к языку, носителями которого они являются. И именно в этом, на мой взгляд, причина загрязнения нашего языка и нецензурной лексикой, и жаргонизмами, и арготизмами. Ведь если имеет место равнодушие, то нет места бережному отношению, пониманию, любви,в данном случае, к языку.

Далее. Некоторые студенты отметили, что воспринимают язык только как сложный учебный предмет, как систему правил, которые надо выучить. И особенно печально для меня было прочитать в одной из работ: "Русский язык - это ужасно, он трудный и сложный". Утешает только то, что студентка, вероятно, имела в виду именно предмет, а не язык как национальное явление.

Отсюда и наша главная задача при раскрытии нравственного потенциала языка: научить студентов любить язык как нечто живое, чувствующее, страдающее от нашего невнимания, грубости.

А начинать надо, на мой взгляд, с того, что и самим, обучая студентов нормам языка, формируя навыки грамотной письменной и устной речи, помнить о воспитывающем начале слова, а порой и отдельных морфем.

Один небольшой пример. Говоря о правописании приставок, обратить внимание на одно из значений приставки "со-". Это значение совместности действий и чувств. В русском языке много слов, где приставка имеет именно это значение: сострадание, сочувствие, согласие, соотечественник, соболезнование. Таких слов много в русском языке, а значит испокон веков русскому народу свойственны чувства, называемые этими словами. И если сейчас мы порой разобщены, испытываем чувство разъединенности и отчуждения, если слова эти редко употребимы, значит, нам есть о чем задуматься и постараться возвратить эти слова, а значит, чувства и действия не только в наш язык, но и в нашу жизнь.

Корень... Морфема, значимая часть слова. И орфограммы, связанные с его написанием. Но это слово таит в себе большой нравственный потенциал и его можно и должно раскрыть на уроке. Человек тоже имеет корни. Задумываются ли об этом наши студенты? Думаю, не всегда. Наша задача - подтолкнуть к таким размышлениям. Человеческие корни - это родная земля, Отечество, отечественная история и культура. И как растение без корней гибнет, как слова не существует без корня, так и человек, теряющий корни, обречен на нравственную гибель. Для того, чтобы сказать это, нужна всего лишь минута, но это маленький кирпичик в фундамент нравственного воспитания, это обязательно отложится в сознании молодых людей.

Говоря о способах словообразования, уместно подобрать примеры нравственного звучания, например: благодарить, благотворительность, благоустройство. Значение этих слов лежит на поверхности, надо только обратить внимание студентов на возможность и необходимость творить добро, благо. В русском языке можно найти множество примеров, когда в слове заложен безграничный нравственный потенциал, надо только не забывать использовать его.

Однажды на уроке мы со студентами работали со словосочетанием "причинять боль" и вдруг кто-то из студенток тихо произнес: "наверное, это связано как-то со словом причина". Дальше мы развили ее мысль, и все вдруг поняли, что бывают моменты, когда именно ты становишься причиной чьей-то боли. Я попросила студентов про себя произнести слова: "Я - причина боли", - и спросила, какие чувства они испытали. Варианты ответа: стыд, неловкость, какой-то дискомфорт. И я надеюсь, что, может быть, этот маленький эпизод урока остановит когда-нибудь их, готовых причинить боль близкому или чужому человеку.

К. Д. Ушинский писал: "Приучая детей слушать слова нравственности, смысл которых не понят, а, главное, не прочувствован, мы подготавливаем людей безнравственных". И нельзя с ним не согласиться.

Я представляю систему среднего профессионального образования. В наших учебных заведениях обучаются студенты не только на базе одиннадцати, но и на базе девяти классов. А это значит, что преподаватели имеют возможность использовать нравственный потенциал русского языка и на уроках литературы.

У настоящего мастера в произведении нет ни одного случайно или впопыхах оброненного слова. Вспомним эпизод из романа Достоевского "Преступление и наказание", когда Раскольникова ударили кнутом. Фраза из эпизода: "Кругом, разумеется, раздался смех", - одного слова было достаточно, чтобы подчеркнуть, что в мире, окружающем Раскольникова нет места слову или хотя бы молчанию сочувствия, сострадания. Это пример для наших студентов. Пример не многословия, подчас совсем ненужного, а тщательного подбора слов в своей речи.

Есть такая пословица: "К пустому колодцу люди не ходят". Здесь можно увидеть нашу задачу: помочь нашим студентам увидеть наполненность колодца русского языка - наполненность красотой, свежестью, особым звучанием.

В системе среднего профессионального образования для этого сделано, на мой взгляд, немало. Долгие годы бывший факультативным, курс русского языка последние несколько лет является обязательным для студентов. Это дает возможность скорректировать в определенной мере грамотность студентов, расширить их лексический запас. Это позволяет работать и над профессиональной лексикой будущих специалистов. Замечательно, что для студентов, обучающихся на базе 11 классов, введен предмет "Русский язык и культура речи". И на этих уроках мы делаем акцент на то, что владение словом, владение хорошей речь мо многом определяет успешность профессиональной карьеры. Студенты знакомятся с особенностями ораторской речи, постигают правила подготовки к выступлению, приобретают навыки формулирования тезисов выступления и подбора аргументации, учатся ситуативной и психологической уместности речи.

Во многих учебных заведениях среднего профессионального образования проводятся Дни славянской письменности и культуры. Традиционным стало проведение краевых олимпиад по русскому языку, культуре речи и литературе.

И еще хотелось бы сказать об одном: преподаватель любой дисциплины, общеобразовательного или профессионального цикла, должен подавать своим студентом пример владения языком, пример умелого использования его огромных возможностей. Прав К.Д. Ушинский: "Учителя и бездумно орудующие словом и излишне украшающие свою речь, и косноязычные, одинаково опасны для ребенка, даже если и не имеют дурных намерений".

Уважаемые коллеги! Мы живем в непростое для нас и для нашего языка время. Но справедливо отмечено в резолюции Х Всемирного Русского Народного Собора "Не случайно главные, судьбоносные литературные откровения относительно родного языка рождались именно во дни сомнений, "во дни тягостных раздумий о судьбах нашей Родины", как у Тургенева, во дни революционной смуты, как у Бунина: "Умейте же сберечь хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, наш дар бессмертный - русскую речь"". И я верю, что пройдет время, и все грубое, наносное уйдет из нашего языка и он вновь засверкает всеми гранями своего совершенства.

Об авторе: Власова Ольга Юрьевна, заместитель директора по воспитательной работе Хабаровского технологического колледжа, преподаватель русского языка (г. Хабаровск)

http://pravostok.ru/ru/journal/culture/?id=410
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Ольга Власова:
Реализация нравственного потенциала русского языка в учебно-воспитательном процессе ССУЗа
Доклад на научно-практической конференции "Основы русской педагогики. Нравственный потенциал русского языка" (28 мая 2007 г., Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск)
22.08.2007
Все статьи автора
Последние комментарии
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от Русский Иван
10.12.2019
Сергей Чапнин как «церковный контрреформатор»
Новый комментарий от Капитон
17.09.2019
Правда о неправедном развале СССР
Новый комментарий от Советский недобиток
12.12.2019
Национальное унижение в спорте как возможная причина революции
Новый комментарий от Советский недобиток
13.12.2019
Потерянный выход
Новый комментарий от Русская из Средней Азии
20.11.2019
Возбудить дело против депутата Оксаны Пушкиной
Новый комментарий от S. O.
11.12.2019