itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

22 августа - День Государственного флага Российской Федерации

Руководитель пресс - центра Псковской епархии протоиерей Андрей Таскаев прокомментировал государственный праздник

0
159
Время на чтение 4 минуты
"Флаг - это священный символ для каждого гражданина РФ, который должен присутствовать на всех зданиях государственных и муниципальных учреждениях, а также на наших домах. В США, например, где нет большой и великой истории, трепетно относятся к своему государственному символу - флагу, уважая свое государство, а мы, обладая богатой историей, не почитаем своих священных символов и не понимаем их смысл. Действительно, что имеем не храним!

Флаг - это священный символ для каждого гражданина России, который указывает на гражданское мировоззрение, принадлежность к истории России, веру в нее. Таким же символом, например, у нас христиан является сложение перстов для крестного знамения, указывая на то, в какого Бога мы верим, какой вере мы принадлежим. Человек, не почтительно относящийся к крестному знаменью, отторгает себя от Православной Церкви, так и гражданин отторгает себя от своей Родины, не имея трепетного отношения к священным символам России.

В православном миропонимании:

белый цвет флага - это Царство Небесное, к которому стремится русский народ,
средняя, голубая полоса - символ Богородицы, Которая предстает за нас перед Богом и является покровительницей России.

Нижняя полоса красная - это наша земная жизнь, обремененная борьбой.

Россия всегда находится в борьбе против врагов видимых и невидимых - наша земная жизнь одновременно мужественная и кровавая.

Державным же государственным флагом России был флаг черно - золото - белого цвета, который выражал идею Российской Империи: Православие, самодержавие, народность. Сейчас такой флаг невозможен - у нас нет Царя, но хотелось бы вернуть такой флаг России".

Напомним, что история отечественных флагов (знамен) уходит корнями в глубокую древность.

Словари древнерусского языка, кроме перевода понятия "стяг" как военное знамя, дают ему также толкование "полк, строй, войско".

В Древней Руси с X века боевые стяги и знамена были священными. На них изображались лики Спасителя, Богородицы и святых. Религиозной святыней был "чермный" (багряно-красный) стяг Дмитрия Донского с Нерукотворным Спасом, реявший над полками на Куликовом поле. Под таким же знаменем Иван Грозный в 1552 году штурмовал Казань, а в 1687-1689гг. русские полки совершили два похода на Крым. Знамя, с которым Иван IV ходил на Казань, было особенно знаменитым. У стяга "Всемилостивейшего Спаса" после взятия Казани был отслужен молебен, затем царь приказал воздвигнуть церковь на том месте, где во время боя стояло знамя. Знамя это участвовало в других походах не только в XVI, но и в XVII веке. В начале XVIII века его вручили графу Б.П. Шереметеву, отправлявшемуся в Свейский (то есть Шведский) поход, причем подчеркивалось, что "с тем знаменем царь и великий князь всея Руси покорил в русскую державу Казанское ханство и победил многочисленные басурманские народы".

Однако важнейшие вехи в эволюции российского государственного флага связаны с правлением Петра I. В 1701 году Петр I учредил царский штандарт с изображением черного двуглавого орла на желтом поле. Компоновка штандарта восходит к знамени императора Священной Римской империи, или к гербовому знамени царя Алексея Михайловича Романова, или к прусскому штандарту. Царь-реформатор принимал непосредственное участие в составлении проектов знамен и даже делал их черновые наброски.

В 1699 году он собственноручно выполнил и подписал чертеж бело-сине-красного флага, демонстрация которого в международных водах на боевых кораблях в 1700 и 1716 годах позволяет считать его первым вариантом государственного. В конце XVII - начале XVIII века трехцветный флаг был боевым флагом России на суше и на море, а по Указу Петра от 20 января 1705 года стал официальным флагом торгового флота. После Петра I, в течение более 150 лет, бело-сине-красный флаг выполнял роль национального (народного) и коммерческого.

В истории России был период, когда государственными назывались знамена, специально изготавливаемые к коронациям. Коронационное знамя императрицы Елизаветы Петровны, впервые введенное в ритуал восшествия на престол 25 апреля 1742 года, было исполнено в черных и золотых (желтых) цветах. Коронационная комиссия включила его в число императорских регалий в качестве еще одного знака императорской власти. Таких знамен было изготовлено еще три - к коронациям Александра II (1856), Александра III (1883) и Николая II (1896). После коронаций знамена хранились в Оружейной палате.

Создание государственного флага Российской империи было одной из важнейших задач гербовой реформы, которую провел Александр II. 11 июня 1858 года император утвердил рисунок и расположение "гербовых цветов на знаменах, флагах, употребляемых при торжественных случаях". Так появился черно-желто-белый флаг, который вошел в государственную символику империи под названием Гербового народного флага (в 1873 году переименован в национальный). В качестве национального этот флаг использовался до 1883 года, а затем, до 1917 года, существовал наравне с бело-сине-красным как имперский.

Перед коронацией последнего российского императора Николая II было собрано Особое совещание, которое пришло к единодушному мнению, что именно бело-сине-красный флаг имеет полное право называться Российским, или национальным, а цвета его - белый, синий и красный - именоваться государственными. Бело-сине-красный флаг устанавливался единым для всей Российской империи, не исключая и Финляндию. Однако сторонники монархических устоев решительно выступили за исторические цвета, но не бело-сине-красные, а черно-желто-белые. И вот в 1914 году появился "симбиоз" двух "конкурирующих" флагов: бело-сине-красный флаг имел в "крыже" желтый квадрат с черным двуглавым орлом. В условиях начавшейся первой мировой войны это сочетание должно было демонстрировать единство русского общества и монархической власти.

Отречение от престола императора Николая II и Февральская буржуазная революция практически исключили имперскую символику из государственной жизни России. Весной и летом 1917 года полки, уходя на фронт и присягая Временному правительству, поднимали красные знамена. Таким образом, красный цвет и красные стяги как символы свободы сыграли свою объединяющую роль в российском обществе еще в период буржуазно-демократических преобразований. Этот символ так же, как и эмблема "братания" (серп, молот), был принят на вооружение большевиками, став в дальнейшем символом социалистического государства.

8 апреля 1918 года красный стал национальным российским флагом, а 10 июля этот факт был закреплен в Конституции РСФСР, а затем подтвержден в Конституциях 1925 и 1937 годов. Как альтернативу красному знамени Республики Советов часть Белого движения использовала бело-сине-красный флаг. С ним, например, шел в феврале 1918 года в Первый Кубанский поход ударный Корниловский полк. Как русский национальный флаг он с морским Андреевским флагом вместе с русской эмиграцией вышел за пределы России, став одним из политических символов Белого движения. Исторические изменения, произошедшие в России в конце XX века, сделали возможным возвращение бело-сине-красного флага в нашу жизнь.

http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=3144
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Андрей Таскаев
8 сентября в Пскове отмечают великие события
В Русской Православной Церкви 8 сентября празднуется Сретение иконы Пресвятой Богородицы Владимирская, память свв. супругов Адриана и Наталии, чтится икона Псково-Покровская
08.09.2006
Все статьи Протоиерей Андрей Таскаев
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Владимир С.М.
28.03.2024 21:07
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
28.03.2024 19:34
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30