itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Бог нам - генерал

0
151
Время на чтение 7 минут
В этом году съезд военного духовенства - уже пятый по счету - проходил в подмосковном городке Монино, на базе Академии ВВС имени Ю.А. Гагарина. И несмотря на то что собравшимся там приходится служить сразу нескольким "господам" - Отечеству, Церкви и народу, никакой суматошности в их действиях заметно не было. Как говорится, "на войне как на войне" - и по команде "священство слева - на тренажер, священство справа - в музей Академии" все, кому положено, шли на тренажер, а кому положено - в музей. И никакой путаницы, потому как дисциплина у собравшихся батюшек была в прямом смысле слова военная. Об особенностях работы священника в Вооруженных силах "Политическому журналу" рассказали два батюшки. Протоиерей Владимир Мищенко, председатель отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Екатеринодарской и Кубанской епархии, настоятель храма святого мученика Иоанна-Воина на территории летного училища в городе Краснодаре. Бывший военный летчик-инструктор I класса, майор в отставке, он работает с курсантами - будущими офицерами. Священник Сергий Ичигин, в прошлом - капитан ВВС, продолжает свою службу в 31-й гвардейской бригаде ВДВ в городе Ульяновске, в храме Ильи-пророка, расположенном прямо на территории части. Отец Сергей Ичигин воспитывает воинов-десантников.

Протоиерей Владимир МИЩЕНКО: Воину надо молиться. Победа - от Бога

- В чем специфика вашей службы в военном училище?

- Там готовятся кадры для Вооруженных сил нашей страны, а точнее - ВВС. Училище готовит летчиков, которые потом отправляются во все части истребительной и транспортной авиации. А контактировать с курсантами мне приходится самым непосредственным образом. По воскресным дням они приходят в храм на утреннее богослужение, потом - божественная литургия. Они имеют возможность исповедоваться и причаститься в этот же день. Все это является действом основным и знаковым - когда военнослужащий имеет возможность прийти в храм, исповедоваться, причаститься.

- Среди курсантов-летчиков много воцерковленных?

- Воцерковленных достаточное количество. Причем они, начиная с первого курса, к третьему еще более воцерковляются, потому что я с ними постоянно встречаюсь, общаюсь посредством обсуждения каких-то важных вопросов, в том числе - и по православной тематике. Читается курс лекций, в котором им освещаются вопросы веры. Начинать всегда приходится с азов православия, потому что многие совсем ничего не понимают и не знают даже, например, как поставить свечку правильно, перед каким образом, кому помолиться, как помолиться, как исповедаться, как причаститься и для чего вообще все это нужно. Ну и, конечно, они ко мне приходят со всеми их болевыми точками, которые возникают у них в жизни, как и у каждого человека. Ведь Церковь - это прежде всего помощник, это опора в жизни. И они получают эту поддержку, придя в храм.

- Получается, что вы выполняете обязанности тех, кто в Советской армии назывался политработником?

- Я бы так не сказал. Дело в том, что политработник - сфера очень узкая, а сфера церковная, духовная - всеобъемлюща. Тут нет вопросов, которые бы не могли решаться. Потому что посредством молитвы решаются все вопросы - с помощью Божией. "Без меня вы не можете творить ничего", - говорит Господь. Поэтому упование на Бога, оно прежде всего для воина. Это самое важное: научиться молиться и просить у Бога помощи. Вот в этом, наверное, и есть назначение войскового священника.

- Вероятно ли, что институт военных священников в армии будет восстановлен?

- Я думаю, что это нужно сделать и важно сделать. И чем раньше мы это сделаем, тем у нас будет меньше проблем в армии. И тем могущественнее она станет.

- А достаточно ли найдется священнослужителей, готовых "надеть погоны", если этот институт восстановят? Ведь им наравне с солдатами и офицерами придется переносить те же самые тяготы и лишения воинской службы?

- Само назначение священника - носить тяготы. Поэтому я думаю, что обязательно найдутся, обязательно. Есть люди. Мы все заинтересованы в том, чтобы наша страна жила в безопасности, чтобы на нее не напали, а если это все-таки случится - чтобы мы победили. А победа, как говорил Александр Васильевич Суворов, - от Бога: "Молись Богу - от него Победа". Этот постулат известен давно и всем, мы о нем просто забыли. И многие военачальники - тоже. И те беды, которые преследовали армию во время военных конфликтов и в прочих ситуациях - это все поэтому. Потому что не молились. Потому что все делали, даже не задумываясь над тем, что делается и для чего делается.

- Но ведь у нас страна мало того, что многонациональная, в ней существуют еще и другие христианские конфессии, другие вероисповедания. Кто будет заботиться о душе и духе мусульман или буддистов, если в армии будут лишь православные священники?

- Это все глупости. Было уже исторически сложено, что у нас основная Церковь - православная. И основное вероисповедание - православное. И этот вопрос в таком виде не стоял никогда и не должен стоять. И при императоре был полк охраны из мусульман, но это не мешало им выполнять их обязанности - те, которые они выполняли, и строить соответствующие взаимоотношения. Но, я еще раз повторяю, главенствующая сила России - мы, русские, мы, православные, и мы сейчас не должны даже говорить об этом. Это пусть они думают, пусть они переживают и как-то выполняют законы основного русского населения. Мысль-то в этом: они живут в России, и пусть они находят возможности и пути как-то устраивать свои запросы, духовные - в том числе. Не мы должны об этом беспокоиться. Вообще, почему я в России должен беспокоиться об этом? Ну почему?

- Тем курсантам, которые воцерковлены, это дает лишь духовный опыт или им с верой и служить легче?

- Безусловно. Перед началом полетов, прежде чем на них уехать, у меня все курсанты приходят, берут благословение, а большая часть исповедуется и причащается.

Иерей Сергей ИЧИГИН: Без веры солдат превращается в наемника

- Когда вспоминают о том, что в армии наконец появились священники, то прежде всего начинают говорить о том, что это должно способствовать искоренению страшных армейских грехов типа "дедовщины". И якобы в частях со священниками незамедлительно резко падает число самоубийств среди военнослужащих. Все это действительно так?

- Все лучшее, что есть у нас в армии, - это суворовская школа. А Суворов был очень набожным человеком и частенько говаривал: "Бог нам - генерал, от него Победа". И те Победы, которые давал нам Господь, были дадены благодаря нашей вере. И солдат русский всегда был верующим. А если наш солдатик будет неверующим, то как же он одержит победу? Ведь наши воины побивали врагов - французов или немцев, теряя малое свое количество, но побеждая умением: один - к пяти, один - к десяти... Погибал, допустим, наш один человек, а тех же турок или французов семьдесят. Благодаря чему? Сильному духу. А задача священника - укрепить дух воина...

- Та же задача была и у "комиссаров в пыльных шлемах..."

- Нет, мы возрождаем традиции русской армии. Священники всегда были в армии - и мы должны поддерживать веру наших бойцов. Если веры у них не будет, они будут преступниками, наемниками. А наемник, чтобы заработать денег, может пойти и в американскую армию, и в любую другую. Он и против нас может повернуть оружие - ему ведь все равно. А верующий солдат никогда не повернет оружия против своей Родины, против своих товарищей, потому что у него есть духовный стержень.

- Много ли людей приходит к вере в армии или основная масса "военных" верующих - те, кто уже был воцерковлен на "гражданке"?

- Да, многие приходят, крестятся. Особенно - те, кто был в Чечне, имеет скорбный опыт житейский: терял своих товарищей и близких, видел смерть и на себе почувствовал ту грань. Человек вообще-то не может стать верующим, пока не пройдет через некое горнило страданий. То есть он должен почувствовать: ты, возможно, умрешь. Может быть - сейчас, может - через пять минут или через год. И он должен быть готов к этому переходу. Поэтому, пройдя через войну, многие солдаты и офицеры становятся верующими. Как говорят, на войне неверующих не бывает.

- В армию призывают не по национальному признаку, как в ней быть мусульманам или буддистам-калмыкам, если в войсках - лишь православные священники?

- Русский народ - это титульная нация и духовный стержень России. Если он развратится, то и Россия перестанет существовать. Все остальные народы возле нас потому, что мы доброжелательны, добры, открыты, всех любим, всех принимаем. Поэтому Россия и такая многонациональная. То же самое и в духовном контексте, мы мусульман тоже любим, тоже их уважаем. И мусульмане ко мне в храм заходят, молятся, подходят с какими-то вопросами. Они тоже понимают - им не хватает учителей, того же муллы, которых почему-то нет в частях. Я сам в разных частях служил, в разных городах - и везде только наши православные священники, муллы ни разу не видел. А им, еще раз повторюсь, тоже нужно духовное слово - и они подходят к священнику.

- Возродят ли прекрасный опыт старой русской армии, когда во всех воинских частях были штатные должности военных священников?

- Думаю, что да. Духовенство сейчас себя заново зарекомендовывает. Ведь действительно, старая армейская воспитательная система политработников ушла, а офицеры зачастую уже просто и не знают, что сказать солдатам. А священник тоже сейчас учится - он тоже привыкает, приспосабливается, получает свой опыт, нарабатывает личный внутренний опыт - и на основе этого опыта работает. И не все сразу получается. Офицеры и солдаты тоже должны это понимать. Если где-то в чем-то батюшка ленится, то его жизнь где-нибудь подстегнет, чего-то не умеет - жизнь научит. Да и когда взаимопонимание есть - можно все. Независимо от того, бурят ты или казах - мы все в душе русские люди.

- Хватит ли священников на все воинские части и будут ли они готовы быть со своей паствой, например, в боевых условиях?

- Я считаю, что дефицита в этих людях не будет - их много. Сегодня в Центре подготовки космонавтов инструктор во время своей лекции по космическим аппаратам задал риторический вопрос: почему американцев-героев мало, а мы своих вообще не знаем? Да потому, что у нас их так много, что мы их не можем перечислить.

- Армейским священникам обязательно нужны хотя бы азы военной подготовки. Сейчас ими становятся в основном люди, служившие в армии, а со временем не будет ли батюшек-"лейтенантов" выпускать какое-нибудь Высшее военное училище РПЦ имени архистратига Михаила?

- Не только солдаты и офицеры должны знать, что такое Церковь, но и войсковые священники должны знать, что такое армейский опыт в жизни. Например, как бывшие кадровые офицеры или служившие в армии солдаты и сержанты. Это имеет только положительный аспект. Понимаете, он заходит в казарму - а он жил там, он знает, что такое солдатик, что он кушает, что делает вечером, что такое портянки и даже - как они пахнут. И это правильно.

- Отнюдь не все воинские части благополучны. Сможет ли священник справиться одним лишь словом с тем, с чем не смогли справиться офицеры, и "дедовщина" в этом наборе - еще цветочки по сравнению с землячествами "воинов" с Кавказа?

- Одному священнику не справиться, ему нужна "группа поддержки" - хотя бы командир части, замполит, два-три человека в части из командного состава, которые понимают, что это такое и для чего все это нужно...

- Кстати, а командный состав понимает, что это нужно?

- Понимает. Он понимает необходимость, но может не понимать каких-то тонкостей. Недопонимая что-то, что священники советуют, они все же понимают, что священники предпринимают правильные действия. И если командир, замполит, зампотыл заходят в храм - все остальные солдаты, младшие офицеры проникнутся уважением и пониманием: ого, раз сам командир в храм заходит... Путин же у нас ходит в храм, молится. Он русский человек. И мы тоже все смотрим: раз президент православный русский человек, значит, и мы должны быть такими же.

Беседовал Михаил МАЦКИВ

http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=67&tek=7218&issue=199
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии