Протоиерей Владимир МИЩЕНКО: Воину надо молиться. Победа - от Бога
- В чем специфика вашей службы в военном училище?- Там готовятся кадры для Вооруженных сил нашей страны, а точнее - ВВС. Училище готовит летчиков, которые потом отправляются во все части истребительной и транспортной авиации. А контактировать с курсантами мне приходится самым непосредственным образом. По воскресным дням они приходят в храм на утреннее богослужение, потом - божественная литургия. Они имеют возможность исповедоваться и причаститься в этот же день. Все это является действом основным и знаковым - когда военнослужащий имеет возможность прийти в храм, исповедоваться, причаститься.
- Среди курсантов-летчиков много воцерковленных?
- Воцерковленных достаточное количество. Причем они, начиная с первого курса, к третьему еще более воцерковляются, потому что я с ними постоянно встречаюсь, общаюсь посредством обсуждения каких-то важных вопросов, в том числе - и по православной тематике. Читается курс лекций, в котором им освещаются вопросы веры. Начинать всегда приходится с азов православия, потому что многие совсем ничего не понимают и не знают даже, например, как поставить свечку правильно, перед каким образом, кому помолиться, как помолиться, как исповедаться, как причаститься и для чего вообще все это нужно. Ну и, конечно, они ко мне приходят со всеми их болевыми точками, которые возникают у них в жизни, как и у каждого человека. Ведь Церковь - это прежде всего помощник, это опора в жизни. И они получают эту поддержку, придя в храм.
- Получается, что вы выполняете обязанности тех, кто в Советской армии назывался политработником?
- Я бы так не сказал. Дело в том, что политработник - сфера очень узкая, а сфера церковная, духовная - всеобъемлюща. Тут нет вопросов, которые бы не могли решаться. Потому что посредством молитвы решаются все вопросы - с помощью Божией. "Без меня вы не можете творить ничего", - говорит Господь. Поэтому упование на Бога, оно прежде всего для воина. Это самое важное: научиться молиться и просить у Бога помощи. Вот в этом, наверное, и есть назначение войскового священника.
- Вероятно ли, что институт военных священников в армии будет восстановлен?
- Я думаю, что это нужно сделать и важно сделать. И чем раньше мы это сделаем, тем у нас будет меньше проблем в армии. И тем могущественнее она станет.
- А достаточно ли найдется священнослужителей, готовых "надеть погоны", если этот институт восстановят? Ведь им наравне с солдатами и офицерами придется переносить те же самые тяготы и лишения воинской службы?
- Само назначение священника - носить тяготы. Поэтому я думаю, что обязательно найдутся, обязательно. Есть люди. Мы все заинтересованы в том, чтобы наша страна жила в безопасности, чтобы на нее не напали, а если это все-таки случится - чтобы мы победили. А победа, как говорил Александр Васильевич Суворов, - от Бога: "Молись Богу - от него Победа". Этот постулат известен давно и всем, мы о нем просто забыли. И многие военачальники - тоже. И те беды, которые преследовали армию во время военных конфликтов и в прочих ситуациях - это все поэтому. Потому что не молились. Потому что все делали, даже не задумываясь над тем, что делается и для чего делается.
- Но ведь у нас страна мало того, что многонациональная, в ней существуют еще и другие христианские конфессии, другие вероисповедания. Кто будет заботиться о душе и духе мусульман или буддистов, если в армии будут лишь православные священники?
- Это все глупости. Было уже исторически сложено, что у нас основная Церковь - православная. И основное вероисповедание - православное. И этот вопрос в таком виде не стоял никогда и не должен стоять. И при императоре был полк охраны из мусульман, но это не мешало им выполнять их обязанности - те, которые они выполняли, и строить соответствующие взаимоотношения. Но, я еще раз повторяю, главенствующая сила России - мы, русские, мы, православные, и мы сейчас не должны даже говорить об этом. Это пусть они думают, пусть они переживают и как-то выполняют законы основного русского населения. Мысль-то в этом: они живут в России, и пусть они находят возможности и пути как-то устраивать свои запросы, духовные - в том числе. Не мы должны об этом беспокоиться. Вообще, почему я в России должен беспокоиться об этом? Ну почему?
- Тем курсантам, которые воцерковлены, это дает лишь духовный опыт или им с верой и служить легче?
- Безусловно. Перед началом полетов, прежде чем на них уехать, у меня все курсанты приходят, берут благословение, а большая часть исповедуется и причащается.
Иерей Сергей ИЧИГИН: Без веры солдат превращается в наемника
- Когда вспоминают о том, что в армии наконец появились священники, то прежде всего начинают говорить о том, что это должно способствовать искоренению страшных армейских грехов типа "дедовщины". И якобы в частях со священниками незамедлительно резко падает число самоубийств среди военнослужащих. Все это действительно так?- Все лучшее, что есть у нас в армии, - это суворовская школа. А Суворов был очень набожным человеком и частенько говаривал: "Бог нам - генерал, от него Победа". И те Победы, которые давал нам Господь, были дадены благодаря нашей вере. И солдат русский всегда был верующим. А если наш солдатик будет неверующим, то как же он одержит победу? Ведь наши воины побивали врагов - французов или немцев, теряя малое свое количество, но побеждая умением: один - к пяти, один - к десяти... Погибал, допустим, наш один человек, а тех же турок или французов семьдесят. Благодаря чему? Сильному духу. А задача священника - укрепить дух воина...
- Та же задача была и у "комиссаров в пыльных шлемах..."
- Нет, мы возрождаем традиции русской армии. Священники всегда были в армии - и мы должны поддерживать веру наших бойцов. Если веры у них не будет, они будут преступниками, наемниками. А наемник, чтобы заработать денег, может пойти и в американскую армию, и в любую другую. Он и против нас может повернуть оружие - ему ведь все равно. А верующий солдат никогда не повернет оружия против своей Родины, против своих товарищей, потому что у него есть духовный стержень.
- Много ли людей приходит к вере в армии или основная масса "военных" верующих - те, кто уже был воцерковлен на "гражданке"?
- Да, многие приходят, крестятся. Особенно - те, кто был в Чечне, имеет скорбный опыт житейский: терял своих товарищей и близких, видел смерть и на себе почувствовал ту грань. Человек вообще-то не может стать верующим, пока не пройдет через некое горнило страданий. То есть он должен почувствовать: ты, возможно, умрешь. Может быть - сейчас, может - через пять минут или через год. И он должен быть готов к этому переходу. Поэтому, пройдя через войну, многие солдаты и офицеры становятся верующими. Как говорят, на войне неверующих не бывает.
- В армию призывают не по национальному признаку, как в ней быть мусульманам или буддистам-калмыкам, если в войсках - лишь православные священники?
- Русский народ - это титульная нация и духовный стержень России. Если он развратится, то и Россия перестанет существовать. Все остальные народы возле нас потому, что мы доброжелательны, добры, открыты, всех любим, всех принимаем. Поэтому Россия и такая многонациональная. То же самое и в духовном контексте, мы мусульман тоже любим, тоже их уважаем. И мусульмане ко мне в храм заходят, молятся, подходят с какими-то вопросами. Они тоже понимают - им не хватает учителей, того же муллы, которых почему-то нет в частях. Я сам в разных частях служил, в разных городах - и везде только наши православные священники, муллы ни разу не видел. А им, еще раз повторюсь, тоже нужно духовное слово - и они подходят к священнику.
- Возродят ли прекрасный опыт старой русской армии, когда во всех воинских частях были штатные должности военных священников?
- Думаю, что да. Духовенство сейчас себя заново зарекомендовывает. Ведь действительно, старая армейская воспитательная система политработников ушла, а офицеры зачастую уже просто и не знают, что сказать солдатам. А священник тоже сейчас учится - он тоже привыкает, приспосабливается, получает свой опыт, нарабатывает личный внутренний опыт - и на основе этого опыта работает. И не все сразу получается. Офицеры и солдаты тоже должны это понимать. Если где-то в чем-то батюшка ленится, то его жизнь где-нибудь подстегнет, чего-то не умеет - жизнь научит. Да и когда взаимопонимание есть - можно все. Независимо от того, бурят ты или казах - мы все в душе русские люди.
- Хватит ли священников на все воинские части и будут ли они готовы быть со своей паствой, например, в боевых условиях?
- Я считаю, что дефицита в этих людях не будет - их много. Сегодня в Центре подготовки космонавтов инструктор во время своей лекции по космическим аппаратам задал риторический вопрос: почему американцев-героев мало, а мы своих вообще не знаем? Да потому, что у нас их так много, что мы их не можем перечислить.
- Армейским священникам обязательно нужны хотя бы азы военной подготовки. Сейчас ими становятся в основном люди, служившие в армии, а со временем не будет ли батюшек-"лейтенантов" выпускать какое-нибудь Высшее военное училище РПЦ имени архистратига Михаила?
- Не только солдаты и офицеры должны знать, что такое Церковь, но и войсковые священники должны знать, что такое армейский опыт в жизни. Например, как бывшие кадровые офицеры или служившие в армии солдаты и сержанты. Это имеет только положительный аспект. Понимаете, он заходит в казарму - а он жил там, он знает, что такое солдатик, что он кушает, что делает вечером, что такое портянки и даже - как они пахнут. И это правильно.
- Отнюдь не все воинские части благополучны. Сможет ли священник справиться одним лишь словом с тем, с чем не смогли справиться офицеры, и "дедовщина" в этом наборе - еще цветочки по сравнению с землячествами "воинов" с Кавказа?
- Одному священнику не справиться, ему нужна "группа поддержки" - хотя бы командир части, замполит, два-три человека в части из командного состава, которые понимают, что это такое и для чего все это нужно...
- Кстати, а командный состав понимает, что это нужно?
- Понимает. Он понимает необходимость, но может не понимать каких-то тонкостей. Недопонимая что-то, что священники советуют, они все же понимают, что священники предпринимают правильные действия. И если командир, замполит, зампотыл заходят в храм - все остальные солдаты, младшие офицеры проникнутся уважением и пониманием: ого, раз сам командир в храм заходит... Путин же у нас ходит в храм, молится. Он русский человек. И мы тоже все смотрим: раз президент православный русский человек, значит, и мы должны быть такими же.
Беседовал Михаил МАЦКИВ
http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=67&tek=7218&issue=199