itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Часть вторая. Микеланджело Антониони

0
213
Время на чтение 6 минут
Часть 1

Искусство отличается от массовой культуры не долгожительством, но вечностью. Сколько бы раз вы не смотрели на музейные экспонаты, памятники вы вновь и вновь будете возвращаться к необыкновенным ощущениям, мыслями, овладевшими вами в момент созерцания. Гениальные вещи просты по сути, но непросты в эмоциональном их восприятии.

Фильмы Антониони - также заставляют возвращаться к его сюжетам, пересматривать, вновь переживать с героями проблемы, не такие далекие от наших собственных. Значимость этого мастера, которого признавали даже те, кому он был чужд ("Антониони - единственный хороший режиссер, которого я не люблю", - признавался Трюффо), определяется более глубокими вещами, чем прямые влияния и заимствования. Сами картины Антониони с течением времени подвергаются все более неожиданным, если не сказать сенсационным, трактовкам.

Микеланджело Антониони родился 29 сентября 1912 года в состоятельной семье землевладельцев в Ферраре, на севере Италии. Окончив школу, он поступил в Болонский университет, где изучал сначала филологию, но защищался и получил степень экономиста в 1935 году. Еще в университете он начал писать кинорецензии для местной газеты Il Corriere Padano, подвергая жесткой критике итальянские комедии. В это же время он пробует писать пьесы, сценарии, пытается снять свой первый фильм, но безуспешно: съемки, проходившие в клинике для душевно больных, не получились, так как больные боялись оборудования.

В 1940 году в возрасте 27 лет Антониони перебирается в Рим, где работает в журнале Cinema, возглавляемым сыном Муссолини. Параллельно он посещает занятия в институте экспериментальной кинематографии. В 1942 году он участвует в написании сценария фильма Роберто Росселлини "Возвращение пилота", и уже в 1943 году занимается съемкой фильмов Энрико Фульчиньони, Марселя Карне и Лукино Висконти в качестве помощника режиссера.

Первым самостоятельным фильмом Антониони стал документальный фильм "Люди с По" повествующим о жизни североитальянских рыбаков. После окончания войны, он продолжает писать рецензии и снимать документалистику.

В 1950 году Антониони нашел средства для воплощения своего амбициозного проекта "Хроника одной любви", но эта картина практически не вызвала общественного резонанса.

В 1955 году в разгар личного кризиса и в состоянии глубокой депрессии (после 12-летнего брака с Летицией Балбони - она оставляет мужа) Антониони начинает работать над фильмом "Подруги". Это был первый успех режиссера. В основу фильма положен сюжет о группе женщин среднего класса из Турина. На Венецианском фестивале фильма получил "Серебряного льва". С этого фильма начинаются эксперименты режиссера, совершившего отход от традиционного драматургического построения сюжета. "Только тогда, когда мои глаза направлены в камеру, и я вижу движения актеров, только тогда я могу точно представлять задуманное".

"Крик" стал вторым фильмом великого Антониони, не смотря на холодность восприятия фильма публикой, он стал безусловным шедевром, получив на Х фестивале в Локарно Гран-при. Во время съемок фильма Антониони знакомится с Моникой Вити, молодой актрисой, ставшей звездой его фильмов.

В конце 50-х - начале 60-х Антониони снимает трилогию фильмов "Приключение" (1959), "Ночь" (1960), "Затмение" (1962) Проблемы душевной интимности, эмоционального бескорыстия, личностных, а не только личных отношений, психологического развития человека и его внутренней жизни в любви к другому, и наоборот, проблемы абортирования внутреннего мира, неспособности к разделению друг с другом сокровенного душевного опыта - вот что интересует Антониони в этих фильмах, где он разрабатывает особую, его собственную версию того, что лишь с одной стороны и весьма неточно можно назвать романтическим элементом в личных отношениях, а с другой, с такой же степенью приблизительности, - экзистенциальной подлинностью этих отношений.

Определяющим моментом в творчестве великого режиссера стала ночь показа фильма "Приключения" на экране кинофестиваля в Каннах. Публика покидала зал, слышались крики и свист в зале. И только ближе к ночи Роберто Росселлини вместе с другими влиятельными режиссерами, высказав свое восхищение по отношению к фильму, наградили его Гран-при. Это одна из невероятнейших легенд Канн: освистанный, не принятый публикой фильм получил приз!

Периодом расцвета Антониони стали 60-е, когда он был одним из самых известных, влиятельнейших и противоречивых режиссеров в мире. "Красная пустыня", первый цветной фильм Антониони, до сих пор считается шедевром в области использования цвета. В 1964 году на кинофестивале в Венеции фильм получил главный приз. Тематически фильм примыкает к трем предыдущим, но существенно отличатся изобразительно. Внутренний мир героини великий мастер выразил не столько с помощью форм и фактур внешнего мира, сколько с помощью его цветов, которые в некоторых сценах менялись в зависимости от состояния героини. Изображение наполнилось насыщенными цветными плоскостями, причудливо изогнутыми трубами и т.п. Антониони стремился показать красоту этого мира, где даже заводы могут быть прекрасными, констатировал новый тип эстетики, принесенный современным промышленно-бытовым дизайном, что визуально утвердило мысль о приходе постиндустриальной цивилизации и культуры, качественно отличающейся от всей предшествовавшей. Этот аспект фильма прошел незамеченным, и только в последние два десятилетия, когда такая эстетика стала доминирующей в кинематографе и видеоклипах, стало понятно, что Антониони опять в одиночку угадал будущее киноискусства.

В 1966 году Антониони снимает свой самый известный фильм "Фотоувеличение" по мотивам одного из творений Хулио Кортасара. Сюжет фильма повествует о молодом модном фотографе, случайно оказавшимся свидетелем убийства: на фотографиях, сделанных им парке, он обнаруживает следы преступления, труп. Но негативы вместе с фотографиями исчезают из мастерской. В жизни фотографа все постановочно, все внешне, он фиксирует только внешний облик реальности, не проникая в суть вещей. Истина скрыта от наблюдателя. Нарушена граница между мнимым и подлинным, иллюзией и действительностью (что особенно четко выражено в финальной сцене в игре с воображаемым мячом). Это типичная для Антониони тема неспособности человека понять самого себя и того, кто рядом, трансформировалась в философскую проблему относительности человеческого знания, ограничивающегося только постижением знаков, вещей и событий. Мир живет по условиям иллюзорной игры, в которой все лишено смысла и сущности. Фильм "Фотоувеличение" получил главный приз на кинофестивале в Каннах в 1967 году.

В 1970 году Антониони уезжает в Америку, где впервые снимает многобюджетный фильм "Забрийски поинт", выбрав сюжетом историю студенческих протестов. Фильм стал крупнейшим коммерческим провалом. Кроме того, он не понравился американским властям - слишком очевидны были симпатии режиссера к радикальной левой субкультуре вообще, и к хиппи в частности. К тому же музыку к кинофильму писала сомнительная для тех времен группа Pinkfloyd.

В 1972 году Антониони был приглашен правительством КНР в коммунистическую Поднебесную для съемок документального фильма "Китай" для итальянского телевидения. Реакция китайских руководителей была крайне негативной: Антониони беззастенчиво иронизировал по поводу тоталитарного пафоса, господствовавшего в маоистской державе. Фильм вызвал скандал. В результате Антониони пережил первый инсульт.

В 1975-м он возвращается к работе и снимает фильм "Профессия - репортер" с Джеком Николсоном в главной роли, а также Марией Шнайдер. Герой фильма, оказавшись в горячей точке в Африке вдруг решает кардинальным образом поменять жизнь: он меняет имя, паспорт. Но изменив имя, он не подумал о последствиях и будущем. Он погибает под чужим именем. В отличие от предыдущих картин с их ярко выраженной политической и общественной позициями, в "Профессии - репортёр" Микеланджело Антониони задаёт лишь общие координаты. "Я не стараюсь, - говорит режиссёр, - что-либо акцентировать. Пусть этим занимаются зрители. Фильм двусмыслен? Но именно в этой двусмысленности и заключается вся его конкретность, именно поэтому фильм и кажется мне сейчас завершённым". Картина не рассказывает, а показывает происходящие события, не утруждая себя комментирующими символами. Один из важнейших проводников авторских идей - музыка, сведена в ленте на нет. Присутствуют лишь звуки, доносящиеся из радиоприёмников, телевизоров, проигрывателей. "Музыкальный комментарий, - считает Антониони, - за крайне редким исключением, всегда несёт мелодраматическую функцию, и это сразу опошляет фильм". Антониони много путешествует в эти годы - посещает Индию, Африку и даже СССР, где, кстати, собирается снимать фильм о Средней Азии. Но, наученные горьким опытом недружелюбного юго-восточного соседа, советские власти без энтузиазма отнеслись к намерениям строптивого режиссера. На рубеже 1970 - 1980-х Антониони не менее пристально, чем в юности, всматривается в возможности нетрадиционного киноязыка и начинает экспериментировать в области утилитарной технокультуры - в телерекламе и видеоклипах. Былые обиды стираются, и в 1980-м он вновь снимает в телевизионной драме "Тайна Обервальд" Монику Витту. В 1982-м Антониони снимает фильм "Идентификация женщины".

Новый инсульт в 1985 году приводит к параличу правой половины тела и необратимой потере речи. В течение десяти лет после инсульта Антониони не создает полнометражных картин. Лишь в 1996-м при помощи немецкого режиссера Вима Вендерса был поставлен новый фильм "За облаками".

29 сентября 2002 года в день своего 90-летия Микеланджело Антониони еще раз ощутил всеобщее почтение и признание. Последние годы серьезно ослабевший от болезни, Антониони ограничил свой мир красками, исполняя великолепные коллажи, которые были представлены на выставке в Риме осенью 2006 года.

"Жизнь меняется так быстро, что не успевает родиться один сюжет - как уже возникает другой... Достаточно лишь пошире открыть глаза: все наполняется смыслом, становится откровением, требует интерпретации и воспроизведения. Я хотел бы снять не одну картину, а по фильму на каждый сюжет, почерпнутый из жизни..."

http://www.taday.ru/text/61473.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Душка
Все статьи Елена Душка
Последние комментарии
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 05:39
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 04:00
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:25