Часть вторая. Микеланджело Антониони

Часть 1

Искусство отличается от массовой культуры не долгожительством, но вечностью. Сколько бы раз вы не смотрели на музейные экспонаты, памятники вы вновь и вновь будете возвращаться к необыкновенным ощущениям, мыслями, овладевшими вами в момент созерцания. Гениальные вещи просты по сути, но непросты в эмоциональном их восприятии.

Фильмы Антониони - также заставляют возвращаться к его сюжетам, пересматривать, вновь переживать с героями проблемы, не такие далекие от наших собственных. Значимость этого мастера, которого признавали даже те, кому он был чужд ("Антониони - единственный хороший режиссер, которого я не люблю", - признавался Трюффо), определяется более глубокими вещами, чем прямые влияния и заимствования. Сами картины Антониони с течением времени подвергаются все более неожиданным, если не сказать сенсационным, трактовкам.

Микеланджело Антониони родился 29 сентября 1912 года в состоятельной семье землевладельцев в Ферраре, на севере Италии. Окончив школу, он поступил в Болонский университет, где изучал сначала филологию, но защищался и получил степень экономиста в 1935 году. Еще в университете он начал писать кинорецензии для местной газеты Il Corriere Padano, подвергая жесткой критике итальянские комедии. В это же время он пробует писать пьесы, сценарии, пытается снять свой первый фильм, но безуспешно: съемки, проходившие в клинике для душевно больных, не получились, так как больные боялись оборудования.

В 1940 году в возрасте 27 лет Антониони перебирается в Рим, где работает в журнале Cinema, возглавляемым сыном Муссолини. Параллельно он посещает занятия в институте экспериментальной кинематографии. В 1942 году он участвует в написании сценария фильма Роберто Росселлини "Возвращение пилота", и уже в 1943 году занимается съемкой фильмов Энрико Фульчиньони, Марселя Карне и Лукино Висконти в качестве помощника режиссера.

Первым самостоятельным фильмом Антониони стал документальный фильм "Люди с По" повествующим о жизни североитальянских рыбаков. После окончания войны, он продолжает писать рецензии и снимать документалистику.

В 1950 году Антониони нашел средства для воплощения своего амбициозного проекта "Хроника одной любви", но эта картина практически не вызвала общественного резонанса.

В 1955 году в разгар личного кризиса и в состоянии глубокой депрессии (после 12-летнего брака с Летицией Балбони - она оставляет мужа) Антониони начинает работать над фильмом "Подруги". Это был первый успех режиссера. В основу фильма положен сюжет о группе женщин среднего класса из Турина. На Венецианском фестивале фильма получил "Серебряного льва". С этого фильма начинаются эксперименты режиссера, совершившего отход от традиционного драматургического построения сюжета. "Только тогда, когда мои глаза направлены в камеру, и я вижу движения актеров, только тогда я могу точно представлять задуманное".

"Крик" стал вторым фильмом великого Антониони, не смотря на холодность восприятия фильма публикой, он стал безусловным шедевром, получив на Х фестивале в Локарно Гран-при. Во время съемок фильма Антониони знакомится с Моникой Вити, молодой актрисой, ставшей звездой его фильмов.

В конце 50-х - начале 60-х Антониони снимает трилогию фильмов "Приключение" (1959), "Ночь" (1960), "Затмение" (1962) Проблемы душевной интимности, эмоционального бескорыстия, личностных, а не только личных отношений, психологического развития человека и его внутренней жизни в любви к другому, и наоборот, проблемы абортирования внутреннего мира, неспособности к разделению друг с другом сокровенного душевного опыта - вот что интересует Антониони в этих фильмах, где он разрабатывает особую, его собственную версию того, что лишь с одной стороны и весьма неточно можно назвать романтическим элементом в личных отношениях, а с другой, с такой же степенью приблизительности, - экзистенциальной подлинностью этих отношений.

Определяющим моментом в творчестве великого режиссера стала ночь показа фильма "Приключения" на экране кинофестиваля в Каннах. Публика покидала зал, слышались крики и свист в зале. И только ближе к ночи Роберто Росселлини вместе с другими влиятельными режиссерами, высказав свое восхищение по отношению к фильму, наградили его Гран-при. Это одна из невероятнейших легенд Канн: освистанный, не принятый публикой фильм получил приз!

Периодом расцвета Антониони стали 60-е, когда он был одним из самых известных, влиятельнейших и противоречивых режиссеров в мире. "Красная пустыня", первый цветной фильм Антониони, до сих пор считается шедевром в области использования цвета. В 1964 году на кинофестивале в Венеции фильм получил главный приз. Тематически фильм примыкает к трем предыдущим, но существенно отличатся изобразительно. Внутренний мир героини великий мастер выразил не столько с помощью форм и фактур внешнего мира, сколько с помощью его цветов, которые в некоторых сценах менялись в зависимости от состояния героини. Изображение наполнилось насыщенными цветными плоскостями, причудливо изогнутыми трубами и т.п. Антониони стремился показать красоту этого мира, где даже заводы могут быть прекрасными, констатировал новый тип эстетики, принесенный современным промышленно-бытовым дизайном, что визуально утвердило мысль о приходе постиндустриальной цивилизации и культуры, качественно отличающейся от всей предшествовавшей. Этот аспект фильма прошел незамеченным, и только в последние два десятилетия, когда такая эстетика стала доминирующей в кинематографе и видеоклипах, стало понятно, что Антониони опять в одиночку угадал будущее киноискусства.

В 1966 году Антониони снимает свой самый известный фильм "Фотоувеличение" по мотивам одного из творений Хулио Кортасара. Сюжет фильма повествует о молодом модном фотографе, случайно оказавшимся свидетелем убийства: на фотографиях, сделанных им парке, он обнаруживает следы преступления, труп. Но негативы вместе с фотографиями исчезают из мастерской. В жизни фотографа все постановочно, все внешне, он фиксирует только внешний облик реальности, не проникая в суть вещей. Истина скрыта от наблюдателя. Нарушена граница между мнимым и подлинным, иллюзией и действительностью (что особенно четко выражено в финальной сцене в игре с воображаемым мячом). Это типичная для Антониони тема неспособности человека понять самого себя и того, кто рядом, трансформировалась в философскую проблему относительности человеческого знания, ограничивающегося только постижением знаков, вещей и событий. Мир живет по условиям иллюзорной игры, в которой все лишено смысла и сущности. Фильм "Фотоувеличение" получил главный приз на кинофестивале в Каннах в 1967 году.

В 1970 году Антониони уезжает в Америку, где впервые снимает многобюджетный фильм "Забрийски поинт", выбрав сюжетом историю студенческих протестов. Фильм стал крупнейшим коммерческим провалом. Кроме того, он не понравился американским властям - слишком очевидны были симпатии режиссера к радикальной левой субкультуре вообще, и к хиппи в частности. К тому же музыку к кинофильму писала сомнительная для тех времен группа Pinkfloyd.

В 1972 году Антониони был приглашен правительством КНР в коммунистическую Поднебесную для съемок документального фильма "Китай" для итальянского телевидения. Реакция китайских руководителей была крайне негативной: Антониони беззастенчиво иронизировал по поводу тоталитарного пафоса, господствовавшего в маоистской державе. Фильм вызвал скандал. В результате Антониони пережил первый инсульт.

В 1975-м он возвращается к работе и снимает фильм "Профессия - репортер" с Джеком Николсоном в главной роли, а также Марией Шнайдер. Герой фильма, оказавшись в горячей точке в Африке вдруг решает кардинальным образом поменять жизнь: он меняет имя, паспорт. Но изменив имя, он не подумал о последствиях и будущем. Он погибает под чужим именем. В отличие от предыдущих картин с их ярко выраженной политической и общественной позициями, в "Профессии - репортёр" Микеланджело Антониони задаёт лишь общие координаты. "Я не стараюсь, - говорит режиссёр, - что-либо акцентировать. Пусть этим занимаются зрители. Фильм двусмыслен? Но именно в этой двусмысленности и заключается вся его конкретность, именно поэтому фильм и кажется мне сейчас завершённым". Картина не рассказывает, а показывает происходящие события, не утруждая себя комментирующими символами. Один из важнейших проводников авторских идей - музыка, сведена в ленте на нет. Присутствуют лишь звуки, доносящиеся из радиоприёмников, телевизоров, проигрывателей. "Музыкальный комментарий, - считает Антониони, - за крайне редким исключением, всегда несёт мелодраматическую функцию, и это сразу опошляет фильм". Антониони много путешествует в эти годы - посещает Индию, Африку и даже СССР, где, кстати, собирается снимать фильм о Средней Азии. Но, наученные горьким опытом недружелюбного юго-восточного соседа, советские власти без энтузиазма отнеслись к намерениям строптивого режиссера. На рубеже 1970 - 1980-х Антониони не менее пристально, чем в юности, всматривается в возможности нетрадиционного киноязыка и начинает экспериментировать в области утилитарной технокультуры - в телерекламе и видеоклипах. Былые обиды стираются, и в 1980-м он вновь снимает в телевизионной драме "Тайна Обервальд" Монику Витту. В 1982-м Антониони снимает фильм "Идентификация женщины".

Новый инсульт в 1985 году приводит к параличу правой половины тела и необратимой потере речи. В течение десяти лет после инсульта Антониони не создает полнометражных картин. Лишь в 1996-м при помощи немецкого режиссера Вима Вендерса был поставлен новый фильм "За облаками".

29 сентября 2002 года в день своего 90-летия Микеланджело Антониони еще раз ощутил всеобщее почтение и признание. Последние годы серьезно ослабевший от болезни, Антониони ограничил свой мир красками, исполняя великолепные коллажи, которые были представлены на выставке в Риме осенью 2006 года.

"Жизнь меняется так быстро, что не успевает родиться один сюжет - как уже возникает другой... Достаточно лишь пошире открыть глаза: все наполняется смыслом, становится откровением, требует интерпретации и воспроизведения. Я хотел бы снять не одну картину, а по фильму на каждый сюжет, почерпнутый из жизни..."

http://www.taday.ru/text/61473.html
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Елена Душка:
Все статьи автора
Последние комментарии
«Стирается грань между Церковью и расколом»
Новый комментарий от Неизвестный
06.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Сант
04.12.2019
Защитим семью вместе!
Новый комментарий от Александр Копейкин
05.12.2019
Асмолов и Реморенко против Министерства просвещения
Новый комментарий от Коротков А. В.
02.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Тимофеев
05.12.2019
Лукашенко дезавуирует создание Союзного государства
Новый комментарий от Юрий Светлов
06.12.2019
Георгий Франциск Скорина
Новый комментарий от Здравый
05.12.2019