itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Культура (культура речи) как фактор личностного саморазвития студента

Доклад на научно-практической конференции "Основы русской педагогики. Нравственный потенциал русского языка" (28 мая 2007 г., Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск)

0
800
Время на чтение 5 минут
Речь - главное приобретение человечества, катализатор его совершенствования, нравственного развития. Речь человека, нравственность, культура речи всегда были и остаются непреходящими общечеловеческими ценностями. Однако современное развитие российского общества таково, что снижение уровня речевой культуры наблюдается у разных слоев русского общества, в том числе и у интеллигенции.

К сожалению, сегодня большинству наших соотечественников не стыдно писать с ошибками и говорить неправильно, употреблять ненормативную лексику, нецензурно выражаться в общественных местах. Мы полагаем, что культура речи неразрывно связана с культурой человека вообще и является одним из факторов личностного саморазвития человека.

Культура есть фундаментальная категория психологии и философии, которая позволяет широко и глубинно увидеть процесс личностного саморазвития человека. В процессе приобщения к культуре посредством образования может решаться одна из главных задач человека: "Обрести себя в культуре, сформировать свой собственный культурный облик и образ". П.А. Флоренский считал, что культура есть среда, растящая и питающая личность. Мы усматриваем человекообразующую функцию культуры в пространстве вуза во взаимодействии преподавателя и студента, понимаемую как процесс инкультурации, т.е. восхождение молодого человека к общечеловеческим ценностям, к культуре, к освоению с помощью преподавателя достижений человечества для успешного дальнейшего самостоятельного жизнедвижения молодого человека. Неслучайно одним из основополагающих принципов существования и развития образования, сформулированным еще А. Дистервегом, является принцип культуросообразности воспитания. Опираясь на гуманистическую парадигму в воспитании и образовании, доктор педагогических наук Л.Н. Куликова в своей концепции саморазвития личности человека выделяет двадцать два принципа саморазвития личности и отводит данному принципу культуросообразности воспитания и образования одно из первых мест.

В.В. Розанов подчеркивал, что самым разрушительным в становлении подрастающего человека является тот поверхностный способ обучения, при котором подросток не входит в культуру, а скользит по поверхности, узнавая много невпечатляющих, оставляющих холодной его душу сведений, изживая свое стремление к подлинной культуре, и что подлинное обучение должно идти через душу воспитанника.

Л. Витгенштейн считает: "Культура - это как бы грандиозная организация, указывающая каждому, кто к ней принадлежит, его место, где он может работать в духе целого, а его сила может с полным правом измеряться его вкладом в смысл этого целого". С.Л. Франк видит в культуре нравственное и умственное совершенствование человека. Л.А. Коган мыслит культуру как меру и способ развития сущностных сил человека в ходе его социальной деятельности. С позиций системного анализа культуры М.С. Каган видит саму сущность личностного развития человека. По мнению М.С. Кагана, в основе развивающего потенциала культуры лежит равновесие интересов социального целого и каждого члена этого целого. Именно это относительное равновесие делает человека представителем данного общества, а также своеобразной, неповторимой личностью. У B.C. Библера "жизнь человеческой культуры" является "формой детерминации индивида в горизонте личности", а человек выступает в ней как "диалогика". Интересный взгляд на культуру у М.М. Бахтина: "Внутренней территории у культуры нет... Каждый культурный аспект существенно живет на границах; в этом ее серьезность и значительность; отвлеченный от границ он теряет почву, становится пустым, заносчивым и умирает". М.Н. Эпштейн одним из важнейших понятий современной культуры считает фильтр: "Культура есть система границ, каждая из которых наделена своей избирательной и пропускной способностью отделять "свое" от "чужого". Культура как целое представляет собой многослойную систему фильтров, многократно очищающих внутреннее пространство культуры от внешнего хаоса "грязи" и "шумов" окружающего мира. Таким образом, все разнообразные сферы культуры, включая науку, искусство, этику оказываются фильтрами, осуществляющими самоочищение человека и человечества".

Нас привлекает антропоцентрическая трактовка культуры М.К. Мамардашвили. Интерес для него представляет не культура сама по себе, а человек в культуре, человек, который должен превосходить себя, чтобы стать самим собой, но для этого надо заботиться о воссоздании его естественности и чувстве свободы. Культура здесь - не просто присвоение человеческого опыта, а, прежде всего, труд, усилие, напряжение, "ибо культура не совокупность готовых ценностей и продуктов, лишь ждущих потребления и создания. Это способность и усилие человека быть...".

Таким образом, культура понимается нами как некая среда, контекст личностного развития студента, в котором определяется направление и интенсивность личностного роста.

Особенностью обучения нашего вуза - Дальневосточного филиала Российской академии правосудия - является то, что юридический факультет готовит специалистов для судебной системы. Сегодня в условиях реформирования судебной системы Российской Федерации возлагается большая ответственность на подготовку юристов в этой области. От будущего специалиста судебной системы требуются не только сугубо профессиональные знания. В соответствии с Кодексом судейской этики, Указом Президента о правилах поведения государственных служащих, а также в связи с принятием Советом судей Правил поведения работников аппаратов судов и другими нормативно-правовыми документами к юристу предъявляются высокие требования речевой культуры, культурного поведения в служебной и внеслужебной деятельности и ответственность за их нарушение. Культуре речи юриста придается огромное значение, т.к. юриспруденция относится к числу лингвоинтенсивных специальностей, юридическая деятельность принадлежит к сфере повышенной речевой ответственности. В условиях быстро меняющейся лингвокультурной ситуации в современной России и довольно низкого уровня лингвистической осведомленности носителей языка важными задачами преподавания дисциплины русский язык и культура речи являются:

- расширение базы речевой деятельности студентов;

- повышение речевой культуры, а именно - умения писать и говорить правильно, понятно и выразительно;

- формирование навыков и умений рационального речевого поведения в различных ситуациях профессионального общения, а именно - эффективное общение, защита от речевой агрессии, речевое манипулирование сознанием, правильное управление потоком информации, понимание явных и скрытых смыслов речи, создание деловых и др. текстов;

- выработка эффективности речевого сообщения.

Эти задачи напрямую связаны с нравственными основами профессиональной деятельности: честностью, порядочностью, уважительному отношению к личности человека. И, пожалуй, наиглавнейшая задача преподавателя данной дисциплины - привить уважительное отношение к родному языку, личным примером, примерами жизнедеятельности известных русских судебных ораторов (А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасовича, А.И. Урусова и многих др.), которые мастерски владели словом, обладали огромной силой воздействия, психологизмом речи, приковывали внимание широкой общественности.

Проведенное нами диагностическое исследование среди студентов первого курса очного отделения показало прямую взаимосвязь между уровнем самооценки личности и культурой речи. Правильность и грамотность речи положительно влияют на личностную самооценку. Чем человек увереннее за свою речь, тем выше уровень его личностной самооценки.

Студенту нельзя "вручить" знания, ему, как личности, необходимо самому сделать достойный выбор. Люди по-разному используют возможности, данные им языком. Они могут иметь больший или меньший словарный запас, говорить на жаргоне или диалекте. Но важно помнить и знать, что поведение человека, его культура, личность формируется и программируется теми словами, которые он употребляет. Вряд ли человеку, уважающему себя, свою семью, свой родной язык, свою профессию захочется вольно пользоваться языком, относиться к нему бездумно. Тот, кто умеет грамотно, убедительно, ясно и ярко говорить, имеет большую внутреннюю культуру, высокий интеллект и духовность. Знание родного языка, культура речи и культура человека в нравственно здоровом обществе расцениваются как элементы профессионального стандарта. Культура речи и культура будущего юриста, человека - это ключи к жизненному и профессиональному успеху, и, конечно, к осознанному личностному развитию, движению.

Об авторе: Мазур Елена Юрьевна, преподаватель Дальневосточного филиала Российской академии правосудия (г. Хабаровск)

http://pravostok.ru/ru/journal/culture/?id=405
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09