Православная дискотека?

0
172
Время на чтение 6 минут
"Моя дочь меня спрашивает: почему, если человек верующий, ему на дискотеку или в ночной клуб нельзя сходить? Я там не пью, не курю, наркотики не употребляю, а просто общаюсь со своими друзьями. Правильно ли будет запрещать ей это делать?"

Этот вопрос наш корреспондент Анна ИВАНОВА обсуждает с иереем Максимом ПЕРВОЗВАНСКИМ, главным редактором православного молодежного журнала "Наследник", духовника православного молодежного объединения "Молодая Русь":


- Что одному ребенку в какой-то ситуации нормально и хорошо, то другому смертельно опасно. Всегда нужно смотреть, что за ребенок, какая ситуация в семье, и серьезно разбираться, потому что, давая общий совет для всех, можно навредить. Единственное, что я могу сказать, мы должны ребенка с детства воспитывать, сохранять с ним добрый, хороший контакт, суметь привить ему определенные ценности, в том числе эстетические, общекультурные. Если он понимает смысл происходящих событий, что не всегда просто в подростковом возрасте, то такой проблемы может и не возникнуть. А если такая проблема возникает, нужно смотреть, какие у ребенка интересы, на какой отклик, на какую реакцию мы можем рассчитывать. Один, несмотря на запрет, пойдет на дискотеку или вообще из дома сбежит, а другой примет запрет как должное.

- Как же родителям, с одной стороны, не пустить все на самотек, а с другой - не превратиться в брюзжащих стариков, не спровоцировать ребенка на ложь, не порвать ниточку, которая связывает их и ребенка?

- Родителям, попавшим в такую ситуацию, очень важно быть грамотными психологами. Надо учиться понимать своего ребенка. Можно покупать хорошие книги по возрастной психологии, например, есть прекрасный учебник В. И Слободчикова или книжка Шишовой и Медведевой "Разноцветные белые вороны".

Во-вторых, нужно понимать, что свою голову на чужие плечи не переставишь. Вообще, быть родителями - это трагедия. Потому что ты думаешь, что ты можешь все, или многое, а иногда оказывается, что от тебя почти ничего не зависит. Тут нужна большая мудрость, опыт, терпение. Я часто об этом думаю, потому что у меня тоже есть дети. Вот вспомним самую первую семью - семью Адама. У него было два сына: Каин и Авель. И я не думаю, что Адам по-разному их воспитывал. Он был святой человек, и Ева была, как мы знаем, женщиной святой. И даже в этой семье родился Каин, и они ничего не смогли сделать. Как бы ты сам ни был мудр и опытен, не только от тебя зависит, каким будет твой ребенок. Есть такая молитва: "Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить, и дай мне мудрость отличить одно от другого". Вот эта молитва очень точно подходит именно родителям. Думаю, они должны ее помнить и с этой молитвой обращаться к Богу за помощью и вразумлением.

-А действительно ли так опасны дискотеки и прочие подобные мероприятия?

- Семь или восемь лет назад мы проводили с немцами семинар по наркомании, и меня тогда удивило, что разговор о наркотиках они начинают с того, что говорят: наркотик - это все, что вызывает привязанность и зависимость. Говоря про телевизор, дискотеки, вино, интернет и игры, они говорят - вот это все наркотики. Родителям это надо понимать, и ребенок должен это понимать. Человек, попадая в атмосферу дискотеки, испытывает подъем, эйфорию, там громкая музыка, друзья, близкий контакт с противоположным полом, это все создает чувство радости, какого-то подъема, общности, единства. И если ребенок туда уже попал, то что-то противопоставить этому будет сложно, но в любом случае разъяснить это ребенку нужно. Нужно объяснить ему природу этой радости, природу тех чувств, которые он испытывает, показать их временность и несовершенство. Объяснить, что он попадет в зависимость от этого, потому что, если однажды он испытал такой подъем, ему захочется еще и еще. А поскольку со временем эмоции будут притупляться, то кроме непосредственно дискотеки ему понадобится дополнительный стимулятор в виде алкоголя или наркотиков. Кроме того, дискотека - это место, где не совсем правильно решаются вопросы взаимоотношений с противоположным полом. Потому что там танцуют все же не классические танцы, которые позволяют юноше и девушке сблизить дистанцию, но до известного предела, в соответствующих культурных формах. В общем, дело это опасное.

Но объяснять все это ребенку желательно не в тот момент, когда он уже собрался на дискотеку, а заранее. И вообще, задолго до возникновения таких вопросов нужно постепенно формировать мир увлечений ребенка. Тогда этих проблем будет меньше.

- А возможна ли православная дискотека?

- К сожалению, православные дискотеки уже появились. Я не сторонник их проведения. Ведь дело не в том, что организаторы обязуются обеспечить на них отсутствие алкоголя, наркотиков, драк, а дело в том, что сама дискотека, ее атмосфера находится за пределами допустимого для церковного человека. Мы не должны пытаться воцерковить то, что воцерковить нельзя. Если мы каким-то образом можем, влияя на устроителей дискотек, попытаться сделать эту территорию свободной от наркотиков - это неплохо. Только не надо называть это православным рок-концертом или православной дискотекой. Там не должно быть присутствия Церкви в явном виде. Конечно, если мой ребенок все же захочет пойти на дискотеку и я не смогу его остановить, я постараюсь его направить туда, где обеспечено отсутствие наркотиков и алкоголя, но все равно это будет просто дискотека. И если человек выбирает, он должен знать, что он сам сделал этот выбор. Он должен понимать, что черное есть черное, а белое есть белое.

Здесь есть еще одна опасность. Если мы сейчас скажем, что православная дискотека - это норма, это хорошо, то подросток, который более строго относится ко всему, скажет: "Ну, если у православных есть дискотеки, то я не хочу быть православным, я пойду куда-то в катакомбную церковь или к сектантам, где этого в принципе быть не может". Поэтому я считаю, что нам не нужно идти по этому пути.

- Как быть, если в маленьком городе дискотека - это единственное место проведения досуга всей местной молодежи?

-Знаете, я бывал в маленьких городах и могу вам сказать, что провинциальная дискотека еще хуже московской. Но в провинциальном городе у храмов есть неплохие возможности создавать для подростков альтернативные места встреч и проведения досуга. И если родители озабочены этим, нужно собираться, приходить к священнику и говорить: давайте мы организуем досуг для наших детей при храме. Можно создавать военно-патриотические кружки, спортивные секции, интеллектуальные клубы. Мы иногда бываем очень пассивны по отношению к себе. Но нужно понимать, что под лежачий камень вода не течет. И те условия, которые нам даны, есть первая ступенька нашего спасения, но это то, что касается лично нас. А если я родитель - это уже не моя личная судьба. Здесь я должен проявить максимум активности и ответственности.

Вспоминая Ушинского

После публикации этого материала на сайте Милосердие.ru, поступил вопрос от читателя:

- Вы говорите: можно или нельзя ходить на дискотеку. Но в мире есть гораздо более важные нерешенные вопросы. Да сейчас те, кто ходил когда-то на дискотеку, создают ВВП, управляют крупными корпорациями, занимаются научными разработками. Вы хотите бороться с последствиями, а не с причиной. Дайте человеку смысл в жизни, научите его добиваться целей и он не станет губить свою жизнь. А ужимки и недомолвки с противоположным полом только вредят психике и здоровью, и дискотека - одно из самых полезных дел. Знакомства, общение, любовь, семья, дети - многое начинается хотя бы и с дискотек.

Отвечает иерей Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ:- Во-первых, по поводу тех людей, которые чего-то добились, стали, например, православными - несмотря на то что в их жизни присутствовали увлечения вроде дискотек, йоги, восточных единоборств... Еще К. Д. Ушинский писал, что одна из ошибок многих педагогов его времени заключалась в том, что они следовали логике: я вырос нормальным человеком, меня воспитывали таким-то образом, значит и всех остальных следует воспитывать также. Невозможно оценить на примере конкретной личности, какое влияние именно на него оказала дискотека. И очень сложно сказать, благодаря чему он стал тем, кем стал... Разбойник на кресте тоже был спасен, но это же не значит, что всем нужно идти в разбойники!

Во вторых, человеку, обретшему смысл жизни, дискотека и вовсе не нужна. Что же касается того, что дискотека является неким "лекарством" для застенчивых людей - с этим не могу согласиться. Застенчивость мешает каким-то "свободным" отношениям, но не созданию семьи. Я не знаю нормальных людей, которые хотели бы вступить в брак, но не могли сделать этого из-за застенчивости! Конечно, на дискотеке раскрепощение происходит, но неужели нельзя найти какие-то другие формы раскрепощения?! Дискотека - это в первую очередь способ получения удовольствия, а семейная жизнь - нечто другое. Серьезные отношения возникают, когда люди делают что-то вместе, вместе преодолевают трудности - любая серьезная совместная деятельность располагает более к развитию отношений в направлении брака, нежели дискотека. Неспроста в свое время про альпинизм была такая шутка, что это школа мужества и школа замужества.

Если возможно, родители должны оградить ребенка от дискотеки, но не к каждому можно применять жесткие меры. Если нельзя оградить ребенка от дискотек, нужно предостеречь его от возможных негативных действий и впечатлений, с которыми он там может столкнуться.

http://www.nsad.ru/index.php?issue=41§ion=10005&article=683
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Максим Первозванский
Все статьи Протоиерей Максим Первозванский
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21