Примечательно, что сами авторы письма, в котором выражалась озабоченность по поводу растущей клерикализации российского общества, отнеслись к корректировке позиции РПЦ с пониманием. Один из "подписантов" - академик РАН, лауреат Нобелевской премии Виталий Гинзбург в беседе с корреспондентом "Времени новостей" заметил: "Я это очень приветствую, конечно, надо спокойно поговорить, а митрополит Кирилл - человек явно умный". Г-н Гинзбург выразил сожаление, что из-за болезни не сможет принять участие в возможной встрече ученых и иерархов церкви.
Ранее же представители РПЦ не стеснялись в выражениях, отзываясь о выступлении ученых, обратившихся к Владимиру Путину с требованием остановить "всевозрастающую клерикализацию общества" и не допустить превращения богословия в научную дисциплину. К примеру, глава пресс-службы патриархии священник Владимир Вигилянский, выступая 25 июля, заявил, что выступление академиков-атеистов "может быть политическим заказом определенного министерства (явно имелось в виду Министерство образования и науки. -Ред.) не допустить, чтобы люди и наше общество узнали бы собственную культуру".
Владыка Кирилл в своем выступлении выказал несколько большую дипломатичность. Церковь, подчеркнул руководитель ОВЦС, открыта к диалогу с людьми различных взглядов, не исключая и атеистов. "Они перепуганы клерикализацией, - несколько снисходительно отозвался об авторах письма митрополит, и пояснил: - Клерикализация это когда духовенство берет в свои руки светскую власть. Если бы у нас министром науки назначили митрополита, вот это была бы клерикализация". Но такого развития событий, как заверил митрополит Кирилл, опасаться не следует, ибо "церковь никогда не наступит на одни и те же грабли".
Однако глава ОВЦС все же не исключил того, что авторитет ученых, обратившихся к президенту, может использовать в своих целях некая политическая сила. При этом владыка Кирилл увязал письмо членов РАН с другим обращением, появившимся около шести месяцев назад и имеющим прямо противоположную идеологическую направленность. Речь идет о воззвании епископа Анадырского и Чукотского Диомида, обвинившего руководство РПЦ в "неосергианстве" (подчинении церковной власти - власти светской) и "молчаливом согласии вместо обличения антинародной политики существующей власти, приводящей к распаду государства, демографическому кризису и другим негативным последствиям".
Митрополит Кирилл заострил внимание на том, что оба документа, вносящие, по его мнению, раскол в российское общество, были обнародованы в ответственный момент - в канун думских и президентских выборов. Хотя трудно себе представить, каким образом могут участвовать в выборах в качестве влиятельных политических сил как сами представители РПЦ, так и их оппоненты, от епископа Диомида до академика Гинзбурга. Разве что соавтор письма академиков еще один нобелевский лауреат Жорес Алферов, который почти наверняка будет баллотироваться в Думу по списку КПРФ.
Впрочем, сведя к общему знаменателю два эти послания, руководитель отдела внешних церковных связей еще раз подчеркнул, что РПЦ отнюдь не против диалога с католиками и протестантами, то есть с представителями тех конфессий, которые фрондирующий епископ Диомид (прозванный в некоторых церковных кругах "попом Динамитом") назвал еретиками.
Примечательно, что заявление о готовности к открытому диалогу как с атеистами, так и с представителями других христианских конфессий прозвучало на пресс-конференции, посвященной первым итогам того, что Московский патриархат считает одним из главных успехов своей примирительной политики. Речь идет о состоявшемся 17 мая объединении двух разделенных частей русской церкви: РПЦ Московской патриархии и Русской православной церкви за рубежом. Впрочем, владыка Кирилл подчеркнул, что скорого и окончательного растворения "зарубежников" в структуре Московского патриархата ждать не следует. "Для этого мы взяли пятилетний период трансформации. Во время этого периода будут проходить собрания духовенства, епископата, верующих - как нашего духовенства, так и Русской зарубежной церкви", - пояснил владыка Кирилл.
По его словам, "было бы совершенно наивно предполагать", что 17 мая, в момент подписания Акта о каноническом общении, было бы преодолено то, что разделяло церковь в течение 80 лет.
http://www.vremya.ru/2007/144/51/184766.html