Кавказ: между Россией и США (часть 2)

Вашингтон не считает нужным считаться с российскими интересами

Генассамблея ООН по Украине  Новости Южной Осетии 
0
145
Время на чтение 6 минут
Часть 1

Кавказ объявлен одним из приоритетных регионов американской внешней политики. Этот же регион был и остается наиболее проблемным и уязвимым регионом для России, откуда исходят многочисленные угрозы современной российской государственности. Закономерно, что именно на Кавказе российско-американские противоречия приобрели особую остроту.

"Балканский сценарий" для Абхазии

В условиях постоянной напряженности в зоне грузино-абхазского конфликта наблюдается расширение масштабов взаимодействия между Абхазией и Южной Осетией. Для предотвращения угрозы новый военных авантюр со стороны Тбилиси руководство Абхазии и Южной Осетии тесно координируют свою деятельность, причем взаимодействие на политическом уровне подкрепляется сотрудничеством в военной области. Между Абхазией и Южной Осетией заключен договор о взаимной обороне в случае агрессии против одной из республик.

Очевидно, что грузинская армия не в состоянии воевать на два фронта и самостоятельно разгромить довольно боеспособные и пользующиеся поддержкой местного населения абхазские и югоосетинские вооруженные силы. Поэтому Тбилиси рассчитывает на прямую военную помощь со стороны НАТО, на повторение в Абхазии "балканского сценария" массированного военного вмешательства на стороне одной из сторон конфликта.

Однако США и их союзники не горят желанием решать проблемы Тбилиси. Администрация Буша слишком связана решением иракской и иранской проблем, обеспечением безопасности Израиля и борьбой с мировым терроризмом, чтобы пойти на прямое военное вмешательство в Абхазии и Южной Осетии (что означало бы неминуемую конфронтацию с Россией).

В течение всего послевоенного периода грузино-абхазские переговоры были сосредоточены на двух проблемах, имеющих принципиально важный характер: на проблеме государственного статуса Абхазии и на проблеме возврата грузинских беженцев. В ходе многочисленных переговоров и консультаций сторонам так и не удалось добиться сколько-нибудь заметного сближения позиций, которые до настоящего времени продолжают оставаться взаимоисключающими. К настоящему времени переговорный процесс находится в хроническом тупике.

Причина неудачи мирных переговоров заключается не только в ставке Тбилиси на военно-силовое решение проблемы, но и в избранном международными посредниками несбалансированном подходе к сторонам конфликта.

Грузинская сторона и выступавшие на ее стороне по большинству позиций посредники стремятся добиться быстрых результатов путем оказания политического и экономического давления на абхазскую сторону. Но такое давление, а также заранее неприемлемые требования, предъявлявшиеся абхазской стороне, перечеркивают саму возможность достижения мирного компромисса. Выход из переговорного тупика может стать реальным только в случае осуществления комплекса политических, экономических и социальных мер по снижению уровня напряженности в грузино-абхазских отношениях.

Эффективным путем создания основы для политического компромисса и нормализации межэтнических отношений в масштабах всей Грузии могла бы стать реформа государственной власти в направлении демократизации и создания федеративного государства с учетом интересов всех проживающих в стране народов и конфессиональных групп. О начале подобной реформы было заявлено много лет назад, но никаких практических шагов по ее реализации так и не последовало.

Мирное урегулирование грузино-абхазского конфликта возможно только в случае создания для него надежной экономической основы. Она может быть создана путем осуществления специальных проектов экономического развития в масштабах всего Закавказья, в сочетании с локальными проектами по развитию отдельных районов. Действенным средством восстановления единого экономического пространства Грузии могло бы стать разблокирование существующих путей сообщения и в первую очередь железной дороги, связывающей закавказские республики с Россией через территорию Абхазии. Восстановление утраченных экономических связей могло бы стать важным шагом в продвижении мирного процесса.

Соперничество или сотрудничество?

В условиях массированного американского проникновения на территорию бывшего СССР и все нарастающего военно-политического присутствия США в Кавказском регионе проблема непризнанных государств выходит для России на первый план. До сих пор российские миротворческие силы гарантировали невозобновление военных действий и служили стабилизирующим фактором в Кавказском регионе. История изгнанных из Косово сербов и других пострадавших от насилия народов бывшей Югославии дает представление о том, какая участь ожидает население Абхазии и Южной Осетии в случае замены российского контингента на миротворцев из других государств.

Дальнейшее сокращение военного и экономического присутствия России на фоне активного проникновения в Кавказский регион США и НАТО могут изменить сложившийся баланс политических сил в неблагоприятном для России плане.

Российское политическое влияние в Закавказье сохраняется лишь благодаря военно-политическому партнерству с Арменией и присутствию российских миротворцев в Абхазии и Южной Осетии. Но в случае включения Южного Кавказа в создаваемую систему безопасности НАТО, с военным присутствием России в Армении будет покончено, Ереван и Баку начнут проводить по отношению к России сходную с Тбилиси политику. Очень вероятно, что ради достижения этой цели в Азербайджане и Армении будет создана ситуация управляемого кризиса и приведены к власти такие же марионеточные режимы, как в Тбилиси.

Нынешнее грузинское руководство открыто заявляет, что оно не заинтересовано в сохранении статус-кво в зоне грузино-абхазского и грузино-южноосетинского конфликтов и в участии России в мирном процессе. Как заявил по этому поводу председатель парламентского комитета по обороне и безопасности Г. Таргамадзе: "Мы полностью исключаем участие России в процессе урегулирования, и исключаем разговор с ней как с посредником. В ООН Россия уже не упоминается как посредник и миротворец, мы делаем всё, чтобы она была признана дестабилизирующей силой". Он также подчеркнул: "Мы не станем, как прежние грузинские власти, учитывать рекомендации и советы России. Первая наша быстрая победа в Аджарии обусловлена именно тем, что мы не послушались российских советов".

Как видим, все усилия российского МИДа, направленные на убеждение Э. Шеварднадзе, а потом А. Абашидзе уйти миром и таким образом не допустить очередной внутригрузинской междоусобицы, остались не оцененными нынешними грузинскими лидерами и нисколько не способствовали улучшению их отношения к России.

К разочарованию грузинских властей, мировое сообщество, в частности, ООН и Совет Европы, положительно оценивают роль российских МС в деле стабилизации ситуации в зонах грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов, и пока не проявляет никакой заинтересованности в их выводе.

Несмотря на это, грузинское руководство упорно добивается замены российских МС войсками других государств.

Силовой возврат Абхазии под контроль нынешнего тбилисского руководства, который станет возможным в случае вывода российских МС, противоречит государственным интересам России, так как в этом случае неизбежно произойдет резкое обострение ситуации на Северном Кавказе. При выработке политики по отношению к режиму Саакашвили необходимо учитывать, что принцип территориальной целостности государств давно перестал быть "священной коровой" в современном мире. Поэтому России (подобно ее западным партнерам) следует уважать его по отношению к Грузии лишь в той мере, в которой он отвечает российским государственным интересам.

В настоящее время США и ЕС проявляют большую активность в деле признания легитимности выхода автономного края Косово из состава Сербии с последующим его признанием в качестве независимого государства. Но они отказываются рассматривать Косово в качестве юридического прецедента для непризнанных государств на постсоветском пространстве. Российское руководство занимает противоположную позицию. В заявлениях представителей российского МИД не раз подчеркивалось, что признание независимости Косово будет иметь именно прецедентный характер в практике международных отношений и тем самым откроет возможность юридического признания других непризнанных государств.

Сохраняющиеся между Россией и США противоречия в Кавказском регионе, ярко проявляющиеся в политике нынешних грузинских властей, таят в себе большую потенциальную опасность не только для российской государственности.

На фоне бедственной социально-экономической ситуации в данном регионе задача его общей или частичной дестабилизации может быть осуществлена самыми разными силами и с минимальными затратами. Географическая близость Южного Кавказа к Ираку и Ближнему Востоку повышает вероятность превращения региона в зону активности радикальных исламских и международных террористических организаций.

Россия и США, как и все мировое сообщество, заинтересованы не в геополитическом соперничестве, а в возможно более тесной координации своей политики в масштабах Кавказского региона. Выработка скоординированной политики России и Запада позволила бы преодолеть негативные последствия грузино-абхазской и других локальных войн, нейтрализовать деструктивную деятельность политических авантюристов и стать действенным средством стабилизации и социально-экономического развития всего Кавказского региона.

http://stoletie.ru/geopolitic/070809114643.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Крылов
Сибирские полки
Обретение памяти: новая книга о Первой мировой войне
21.11.2014
Черкесская карта
Кому-то выгодно использовать события прошлого для решения своих конъюнктурных задач
28.04.2013
Южный Кавказ: новые проблемы для Москвы
Период относительного спокойствия в регионе закончился для России довольно быстро
31.03.2013
«Запечатлев своей смертью...»
В Оханске установлен крест на могиле полного Георгиевского кавалера Федора Скворцова
21.05.2012
Георгиевские кресты Федора Скворцова
Неизвестные герои Первой мировой: история одного архивного поиска
09.12.2011
Все статьи Александр Крылов
Генассамблея ООН по Украине
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Дмитрий Медведев: «Это похоже на начало агонии ООН»
Генассамблея всемирной организации приняла проект резолюции о создании механизма, призванного выплатить ущерб Украине
15.11.2022
8 июля скончался Валерий Ганичев
«Наш патриотизм шел от Победы»: беседа с бывшим председателем Союза писателей России
08.07.2022
Все статьи темы
Новости Южной Осетии
Все статьи темы
Последние комментарии