Почему русские в России становятся "понаехавшими"? 2-я часть

С начала 90-х годов 400 тысяч русских, живущих в Республике Саха (Якутия), считаются гражданами второго сорта. Место первого сорта занимают якуты. Их тоже 400 тысяч

Кондопога 
0
136
Время на чтение 8 минут
Часть 1

Журналист "Комсомолки" побывал в Республике Саха (Якутия) и посмотрел, как там живут русские - "нетитульная" половина населения.

Памятник поверженному православию

Официально этот памятник посвящен 375-летию вхождения Якутии в состав Российской Федерации. Бронзовый мужик, сидящий верхом на бревне, - основатель Якутска Петр Бекетов, нареканий ни у кого не вызывает: рубит что-то у подножия грандиозного сооружения. Но дальше начинается самое интересное: фундамент памятника непростой - древнерусская церквушка. Вот только вместо куполов и положенного креста на нее водружен 20-метровый тотемный столб, сэргэ, увенчанный четырьмя конскими головами.

По замыслу создателей памятник должен был наконец-то закрыть собой старинный Преображенский кафедральный собор, построенный на доминанте. В народе эта постмодернистская конструкция восторга не вызвала. Скорее наоборот. Писались коллективные письма в правительство и в Москву, и памятник то прекращали строить, то опять начинали - по принципу "собака лает, караван идет". И сейчас на стройплощадке кран неспешно тягал бетонные плиты - укреплял фундамент хамоватого сооружения. В Департаменте народов и федеративных отношений руководитель Афанасий Мигалкин посоветовал мне "не противопоставлять и не искать различия". И в утешение мне долго перечислял русские слова, заимствованные из тюркских языков. А по поводу шаманизма сказал как отрезал: "Нравится он кому или нет, но шаманизм есть, и я его запрещать не буду".

Я зашел на воскресную службу в Преображенский собор. Как и говорили мне, якутов и русских в храме было примерно поровну, и мнение о памятнике было, мягко говоря, любопытное: "Давайте выйдем за ограду храма, и я вам скажу все, что думаю, а здесь такие слова произносить нельзя".

В епархии дела духовные отказались комментировать наотрез. Как сообщил мне секретарь владыки Якутского: "Все-все уехали, вообще все, никого нет в епархии. Вы здесь до понедельника будете? Ну вот, все только в среду приедут". Позиция иерархов церкви в вопросах твердости и сбережения веры меня удивила в бог знает какой раз. Но Бог им судья. Ситуацию прояснил один из священнослужителей, правда, взяв с меня клятву о том, что я и на Страшном суде не открою его имени. По словам батюшки, владыке Зосиме постоянно напоминали об этом памятнике. Но он сказал просто: "Ничего страшного, пусть строят" - и на этом вообще закрыл обсуждение этой темы. Я удивился:

- Почему? Нельзя прощать врагам веры!

Батюшка смиренно ответил:

- Они уже наказаны своим безверием. Вы знаете, что бич северных народов - самоубийства? С недавних пор они вернулись в Якутию. Просто христианская вера такой грех не попускает, а в вере языческой в этом нет ничего страшного. Просто переходишь из одного мира в другой. Якутский народ во имя православия совершил множество духовных подвигов, как ни один другой. Так что и это пройдет. Уже проходит. Не прижились здесь неоязычники, это всем уже понятно.

Я удивился:

- Не прижились, но кто-то ставит везде сэргэ, этот памятник опять же в копеечку обойдется!

Батюшка махнул рукой в туманные дали. За спиной бронзового Ленина высился Дом правительства.

- Там поспрошай, и храни тебя Господь.

Незваный журналист

Удивительное дело, в июне мне раз десять звонили из Якутии - звали в гости, специальным чартером для журналистов, за счет правительства. Зазывали так настойчиво, что к пятому звонку стало ясно - ерунда какая-то творится в далекой Якутии. Точно. Министерства, департаменты и деканаты ушли в глухую оборону, и пару раз мне намекали: мол, приезжать надо, когда приглашают, а не болтаться по республике без спроса. На любой вопрос следовал ответ: "Мы с вами не будем разговаривать без распоряжения из администрации президента". Плюнув, я начал осваивать вертикаль власти явочным порядком.

В Министерстве культуры, куда я заявился инкогнито и без вещей, царила легкая суета. Взад и вперед на вытянутых руках переносились какие-то здоровенные картонные макеты юрт и оленьи рога, бегали люди с папками. Наконец, в одном кабинете распахнулась дверь и кто-то звонко крикнул в коридор: "Ура! Минфин дал денег на фильм "Рождение шамана"!" Я пошел на гул голосов разделить радость с работниками культуры. Встретили меня неприветливо:

- Вы кто?

- Журналист "Комсомолки".

- Что вам угодно?

- Хочу поговорить о возрождении шаманизма, православии, духовности, национализме.

- Тут поговорили с одним... Как вы прошли в здание? Если вы не выйдете сейчас же, мы позвоним охране!

Я вышел, но не ушел. На лестнице меня догнал парень, Тускул Афанасьев, как он представился, из "Союза Саха Омук". Предложил поговорить откровенно. Мы выбрали коридор потише и подоконник пошире.

- Поймите, мы возрождаем нашу культуру, возвращаемся к ее истокам. Мы 400 лет назад совсем не добровольно приняли другую веру. Разумеется, это многим не нравится, но мы не взрываем и не убиваем ради возрождения, и что в этом плохого? Вот объясните, что вас там в России не устраивает?

- Скажу за себя. Меня лично не устраивает, что это делается навязчиво, без учета мнения иных верующих, коих в республике 80%. И мне непонятна конечная цель.

Тускул посмотрел на меня, как на душевнобольного ребенка:

- Народ саха уже ощущает себя нацией, но этого мало. Мы не хотим смотреть, у нас берут все ценное - нефть, алмазы, пушнину, а взамен сбрасывают всякий мусор - ссыльных и уголовников. Слышали выражение: "Якутия - зона без забора"?

По словам собеседника, они могли бы и сами прекрасно работать с Западом без посредничества России и российского же безбрежного воровства и колонизаторства. Хотел я напомнить своему собеседнику про разницу между "российским колонизаторством" и западным, рассказать про десять миллионов индейцев или тех же иракцев, которые сейчас в полный рост "сотрудничают с Западом напрямую". Но не стал. Как бы ни звучало это цинично, но такую разницу лучше постигать на практике. Правда, ни России, ни Якутии в этом случае на карте уже не будет.

Учение - свет или все-таки тьма?

В Якутский государственный университет я отправился, как метко выразились в Министерстве образования Республики Саха, "с уже сложившимся, предвзятым мнением". Мнение мне "сложил" злокозненный Госкомстат РФ, который знает все. Из скучных цифр вырисовывались любопытные факты. Например, 26% якутов старше 15 лет имеют высшее образование, а образованных русских лишь 14%. В Якутске мне не раз жаловались, что русскому невозможно поступить на бесплатное обучение в вуз. Клевета, уверяли меня в администрации президента, такой статистики никто не ведет! Однако по таблице N 10 Госкомстата "Население отдельных национальностей по источникам средств к существованию" 5127 якутов получают стипендию, а русских стипендиатов всего 271 человек...

И русским, и якутам не нравится, что фундаментом для тотемного столба будет православная часовня. Креста на этом сооружении не предусмотрено, только лошадиные головы.

Я битый час бродил по двум корпусам ЯГУ, и среди поступающих нашел только двух русских абитуриентов. Толстая и некрасивая отличница из Мирного говорить со мной не захотела по банальной причине: "Не хочу вылететь с первого курса". Зато со мной пообщался отец абитуриента из Нюрбы. В прошлом году у него поступала дочь-медалистка на таможенное дело. В приемной комиссии сказали, что мест нет, а потом неосмотрительно вывесили список с несколькими зачисленными.

Мой собеседник успел этот список сорвать. Скандал закончился тем, что дочери пришлось подавать документы в Воронежский университет. Ни Питер, ни Москву семья не потянула, а про поступление в якутские вузы можно было забыть. К поступлению сына готовились основательнее - он целый год учил якутский язык. На собеседовании очень удивились, поинтересовались национальностью и документы взяли.

В ректорате о национальной политике ЯГУ со мной говорить отказались, отправили обратно в Министерство образования, но, на мое счастье, со мной согласилась пообщаться Евгения Михайлова, вице-президент республики, чиновник с огромным педагогическим стажем. Разговор у нас получился странный - слепого с глухим.

- Вот мне только что прислали ответ из Госкомстата. В нем написано, что государственная статистика РФ не занимается такими вопросами. Поэтому утверждение, что якутов, получающих высшее образование, в два раза больше, чем русских, не имеет под собой основания.

- Хорошо, допустим, не занимается. Но я так и не понял, почему среди абитуриентов, поступающих в ЯГУ в этом году, я нашел всего двух русских ребят.

- Может быть, вы не в то время зашли?

- Я два или три раза заходил.

- Если вы увидели в университете двух якутов и одного русского, это не дает вам права утверждать, что только якуты поступают в университет.

Мы сами во всем виноваты

В последний день командировки я уехал за Лену, к настоящему якутскому казаку Руслану Хмелеву. Атаман восстанавливает не декоративно-городской, а самый настоящий казацкий курень Хатасский Наслег. Мы сидели на лавочке над почти что бездонным обрывом и смотрели, как в Лену садится солнце. Атаман говорил, я слушал:

- Пассивность меня и убивает, и объясняет, почему мы, русские, находимся по всей империи в таком плачевном и жалком состоянии. Это Господь дает нам такие испытания, и мы расплачиваемся.

Здесь национализм идет сверху. Положение русских внизу в целом не самое плохое. То, что наверху кричат, мол, русские - завоеватели, это уровень трепа, не более. Говорил я тут с якутским националистом... (Атаман повел могучими плечами.) Умные люди всегда договорятся. Вот я его спрашиваю: сколько было якутов по первой ясачной переписи? Три тысячи пятьсот душ, а сейчас почти 500 тысяч. Разницу чуешь? Математическую? Вот ты стоишь передо мной. Якут, знаешь свой родной язык. У тебя есть культура - якутские художники и писатели, якутский театр и газеты... Какие мы тебе завоеватели, мы братья! Он подумал-подумал и говорит: ты прав! А эта легенда знаменитая... Якобы в середине 90-х какой-то якут кричал в автобусе: "Мы все с папками будем ходить, а вы с метлами!" Мало кто знает, какая концовка у этой легенды. Так вот старый якут так и сказал этому пассажиру: "Если они (русские. - Прим. авт.) отсюда уедут, тебе метелка не понадобится, ты забудешь, что это такое!" В общем, парень этот вышел на следующей остановке, стыдно ему стало. А все поехали дальше, в одном автобусе - и русские, и якуты.

КОМПЕТЕНТНО

Вячеслав ГЛАЗЫЧЕВ, член "Общественной палаты":
Национальные республики - кормушка для местных кланов

- Мина была заложена германскими романтиками. От них идею "права наций на самоопределение" перенял Бисмарк, который эту идею воплотил в жизнь, слепив из множества княжеств единую Германию. Идею переняли и русские большевики, увидевшие в "национально-освободительной борьбе" возможность развалить государства и весь капиталистический мир.

Давняя мина сработала, как только в 1991 г. лопнули проржавевшие скрепы КПСС. Деструктивное прилагательное "титульный" было мгновенно подхвачено советской номенклатурой, занявшейся "национализацией" власти.

Укрепление России в путинский период пригасило этот энтузиазм, но он никуда не исчез. Подогреваемые из-за рубежа попытки раскрутить финно-угорский мотив "угнетенности", к счастью, не дали сколько-нибудь существенного результата. В Татарстане Шаймиеву удалось охладить наиболее горячие головы. Но казанский журналист яростно убеждал меня, что латиница гораздо лучше передает оттенки произношения татарских слов, чем кириллица! А у входа в мечеть в Набережных Челнах на вопрос, заданный по-русски, можно услышать: "Вы тут в гостях, говорите по-татарски!" Удалить ядовитые сорняки можно только одним способом - признать наконец, что есть только одна нация - Россия, в которой мирно сосуществуют и развиваются крупные и малочисленные этнокультурные общности.

Якутия президента Штырова стоит особняком, тенденция выдавливания неякутов из системы управления и системы высшего образования подтверждается немалым числом компетентных якутов по крови, осознающих себя и гражданами России.

Мало кто обращает внимание на факт, что практически вся прибыль от продажи алмазов возвращается в Якутию в виде субсидий из федерального бюджета, обеспечивая там наивысший уровень бюджетной обеспеченности на одного жителя - свыше 50 тыс. руб. в год (в соседней Магаданской области в два с половиной раза меньше). Все сливки с этого потока снимает местная семейно-клановая бюрократия. Теоретически есть путь искусственного, нажимного изменения ситуации, но он чреват неприятностями. Есть другой путь - вхождение на территорию агентов экономического развития, будь то госмонополии или частные корпорации, тесно сопряженные с общегосударственными интересами и в минимальной степени зависящие от локальных элит.

И есть основания полагать, что в ближайшие годы изменения пойдут именно этим путем. Тогда пережитки "минной" операции полуторавековой давности вроде нелепой практики заключения договоров между органическим целым и органическими его частями отомрут так же, как рано или поздно отмирают все пустые формы.

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

Заместитель начальника УФНС Республики Саха Никита Ли-Фу сообщил корреспонденту "КП", что регистрация "Русской общины" будет восстановлена в ближайшее время. Вместо "неправильного" ИНН, из-за которого организацию лишили статуса юридического лица, общине будет присвоен новый, "правильный". На вопрос, кто мог изменить ИНН общины, чиновник ответил: "Никто, это технический сбой".

http://www.kp.ru/daily/23947/71205/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Стешин
Последствия убийства «Техаса» глубже и страшнее, чем кажется
Россия сейчас в очередном цивилизационном тупике
23.04.2024
Главный урок Крымской весны: свободу нужно завоёвывать и отстаивать. Как полуостров снова стал русским
Военкор «Комсомольской правды» Дмитрий Стешин встретил юбилей возвращения Крыма с людьми, которые лично освобождали полуостров
13.03.2024
Голод изничтожит людей, остальных добьем абортами
Правда о планах уничтожения 30 миллионов славян и геноциде русских
12.03.2024
Признав Донбасс, Россия стала независимой сама
Командир «Востока» Александр Ходаковский вспомнил день признания Донбасса Россией
21.02.2024
Все статьи Дмитрий Стешин
Кондопога
«Сам по себе проект тяжелый»
Работы по восстановлению церкви в Кондопоге могут начаться в 2020 году; между тем, Русский Север в ближайшие 10 лет может потерять 43% деревянных храмов и часовен
16.11.2019
Чемодановка-2
Новая поножовщина, теперь в Кемеровской области
28.08.2019
«Нулевая толерантность»
Что делать, когда в России русских убивают этнические банды
05.06.2019
Специалисты обследовали остатки Успенской церкви в Кондопоге
В результате работ в нижнем объеме подклета алтаря обнаружена срубная конструкция более древнего пятистенного алтаря на валунном фундаменте
06.10.2018
Все статьи темы
Последние комментарии
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Андрей Садовский
24.04.2024 17:26
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
24.04.2024 16:50
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:40
Потерянное время
Новый комментарий от АБС
24.04.2024 16:14
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 15:44